Странная причина, по которой женщины начали рожать лёжа на спине

Лучшие положения женщин во время родов
Автор: 01.07.2022 Обновлено: 01.07.2022 13:52
Джордж Энгельман, профессор акушерства в США, собрал исторические записи о связанных с родами обычаях первобытных племён и диких народов и объединил их в книгу, которая была издана в 1883 г.

Энгельман, исследуя картины и рисунки, сохранившиеся со времён древнего Египта, и документы о родах царицы Клеопатры, обнаружил, что среди разнообразия поз, которые принимали женщины во время родов, почти никогда не было зафиксировано положение лёжа на спине.

Энгельман упоминает доктора Германа Генриха Плосса (1885-1819), немецкого гинеколога и антрополога, изучавшего положение женщин во время родов у народов, которые жили в соответствии с древними традициями, руководствовались инстинктами и не подверглись влиянию медиков. Плосс обнаружил, что славянские женщины рожали стоя и сидя в вертикальном положении, а также сидя на корточках.

Женщины Индии рожали, опираясь на ладони и колени (шесть точек опоры), а арабские и татарские женщины опирались на локти и колени (восемь точек опоры) или рожали сидя, согнувшись вперёд, опираясь на стол или другую женщину.

Странная причина, по которой женщины начали рожать лёжа на спине

Позиция при рождении. Иллюстрация из книги Энгельмана (изображение: журнал Century Illustrated, 1926 г.)

На Кипре женщины рожали сидя в кресле-качалке. Монголки рожали в положении на коленях, опираясь ягодицами на пятки (сидя сгорбившись), при этом тянули за верёвку или шест, привязанный к потолку, который был достаточно длинным и динамичным, чтобы можно было опереться на него и двигаться.

Роженицу окружали женщины из семьи, соседки или подруги, сзади неё сидела женщина, которая обеими руками сжимала её живот. Иногда роженица сидела на коленях у мужа, и он обхватывал её сзади, сжимая живот обеими руками и массируя его круговыми движениями. Младенец выскальзывал в руки другой женщины, на матрац или ткань, расстеленную у ног женщины.

Индианки тоже не рожали лежа на спине. Майор У. Х. Форвуд, подполковник американской армии и дипломированный хирург, пять лет жил среди индейских племён на западном побережье Соединённых Штатов, где он сделал описание родов, которые видел.

По его словам, женщины рожали в вертикальном положении или стоя на коленях, когда сила тяжести действовала в пользу выходящего в мир младенца. Индейские женщины помогали друг другу в родах, принимали ребёнка на руки и смехом, пением и разговорами тихо подбадривали роженицу. Ни при каких обстоятельствах женщины не лежали на спине.

Так почему же после столетий, когда женщины рожали в разных позах, вдруг под руководством врачей или акушерок стали рожать лежа на спине?

Всё из-за французов

«История начинается с французского парикмахера и хирурга Амбруаза Паре, который жил с 1510 по 1590 год и по сей день считается отцом акушерства», — объясняет в статье за 1987 год Лорен Дандес, профессор социологии.

Паре работал в Париже, в отеле Dieu, который во Франции был старейшей католической больницей для бедных и нуждающихся. До того, как появилась профессия хирурга, парикмахеры, имеющие ножи, могли оперировать женщин, у которых возникали трудности во время родов, и спасать их жизни, а также во время войны заботиться о раненых солдатах. Таков был Амбруаз Паре, который помогал женщинам, у которых были тяжёлые роды.

Набравшись опыта, он стал обучать акушерской работе мужчин, которые занимались ремёслами. Среди них были парикмахеры, сапожники и портные. Полученный опыт открыл им дорогу в гинекологию. Они были свидетелями родовых травм, спасали женщин и плоды от гибели, вырабатывали новый подход, согласно которому роды приравнивались к болезни.

Их успех был связан с огромным опытом и знаниями, которые они получили, занимаясь лечением послеродовых осложнений, и поэтому они становились известными. Потребность в хирургах-гинекологах и акушерах, умеющих лечить родовые осложнения, росла.

Странная причина, по которой женщины начали рожать лёжа на спине

Иллюстрация XVI века. Акушерка помогает женщине, пытающейся родить сидя на стуле (изображение: Якоб Рюэфф, 1500–1558 гг.)

Преемником Паре был Франсуа Морисо (1709-1637), получивший известность при дворе Людовика XIV после публикации в 1668 году его книги «Трактат о болезнях беременных и родах». В книге, помимо прочего, также говорилось, о позе во время родов, и в качестве конечной позы рекомендовалось лежать в постели. Книга в то время распространилась во Франции и стала главным руководством в этой области.

Хью Чемберлен, известный гинеколог и представитель британской аристократии, заново открывший использование щипцов, перевёл книгу на английский язык. В своей работе Морисо утверждал, что поза лёжа на спине с лёгким поднятием головы полезна для матери: облегчает дыхание и родовые схватки, а также обеспечивает удобство для действий врача.

Морисо заявил, что беременность — это «опухоль живота», созданная плодом. Это утверждение в значительной степени способствовало представлению о беременности как о болезни и восприятию родового процесса как патологической и ненормальной проблемы.

Говорят, что, когда в 1663 году любовница Людовика XIV Луиза де ла Вальер собиралась родить своего первого ребенка, она получила наставления от Морисо, который рекомендовал ей рожать лёжа, чтобы король мог хорошо видеть рождение ребёнка. Некоторые расценивают это особое событие как начало тенденции во время родов лежать в постели.

В царствование короля Людовика XIV был известный литотомист Фрер Жак Больё (1720-1651), о котором была написана знаменитая французская детская песенка «Феррер Жак».

Литотомия — операция по удалению камней из мочевыводящих путей и почек, требующая положения лёжа на спине с разведёнными ногами. Феррер Жак проводил операции в больнице-отеле Dio, где также стали принимать роды. События в этих двух областях могли влиять друг на друга.

Другая гипотеза, выдвинутая профессором Дендесом, заключается в том, что положение лёжа на спине было введено для принятия родов с помощью щипцов. Хотя использование щипцов уже практиковалось в III веке, его заново открыл Чемберлен, который в 1670 году первым ввёл это в практику.

Когда мать лежала на спине, у врачей был лёгкий доступ к прослушиванию сердцебиения плода, вагинальному исследованию и использованию щипцов. Это положение женщины добавляло уверенности, что роды пройдут нормально.

В XIX веке врачи стали давать женщинам снотворное, которое заставляло их забывать о боли. Тем самым они «спасали» их от активного участия в родах и позволяли лежать на спине и «отдыхать». Энгельман также цитировал в своей книге Франца Карла Нагеле (F.K. Naegele), профессора акушерства в Гейдельбергском университете (Германия), жившего в 1851-1777 гг. Франц Карл Нагеле наблюдал, что делали роженицы, когда медицинский персонал покидал комнату.

Он обнаружил, что они предпочитали не лежать в постели или на гинекологическом кресле, а вместо этого старались найти для себя другие удобные позы. В результате он стал задаваться вопросом, какое положение женщины во время родов является наиболее естественным. Но, несмотря на своё любопытство, он начал вводить в своей больнице лежачее положение во время родов.

Продвигайтесь вперёд, но возвращайтесь назад

В XIX и XX веках продолжалась тенденция лежания рожениц на спине. После промышленной революции рождение также подверглось «индустриализации», то есть оно мигрировало из дома в больницу с целью в сложных случаях уберечь мать и ребёнка от смерти. Сосредоточив внимание на рисках и заболеваниях, угрожающих матери и новорождённому, врачи стали госпитализировать всех, даже когда осложнений не ожидалось.

Беременность и роды определялись как болезнь, а место акушерок заняли врачи-акушеры, которым была дана власть над телом женщины. Ограничение движений матери во время родов и даже её связывание стали обычными явлениями, также вместе с этим стали применять обезболивающие средства и анестетики.

Ушло восприятие родов как чудесного, волнующего и целостного процесса, охватывающего всё существо женщины. Роды сводились к врачебной деятельности и воспринимались как опасный процесс. Акушерка стала подобна механику или инженеру, который с помощью введения синтетических гормонов, или использования механических средств, таких как щипцы и вакуум, или применения техники кесарева сечения, извлекает ребёнка из тела женщины. Женщина больше не рожает сама, процессом родов управляют акушерки.

«История родов в Израиле похожа на историю родов в большинстве промышленно развитых стран», — пишет д-р Наоми Лейсснер в статье, опубликованной Институтом еврейских исследований им. Шехтера. Женщина стала получать пособия на госпитализацию, рождение ребёнка, приобретение основного оборудования для родов.

На первый взгляд, речь шла о щедром предоставлении женщине от имени государства жизненно важных прав и выгод. На самом деле принятие закона было сопряжено со многими этическими проблемами. Однако Лейсснер утверждает, что не доказана польза госпитализации всех матерей без исключения.

Коллективная госпитализация сопровождалась лежанием рожениц на спине во время родов — положением, которое позволяло медицинскому персоналу легче их обследовать и лечить, — и массовым вмешательством в процесс родов, которое включало применение гормонов и катализаторов, а также методов обезболивания, таких как эпидуральная анестезия.

Мишель Оден, профессор акушерства на пенсии, пионер в области естественных и активных родов и родов в воде, бросил вызов текущей ситуации. Он утверждает, что, если мы хотим сохранить человеческую культуру, мы должны уменьшить медикализацию родов, которая также влияет на положение женщины во время родов.

Как профессор акушерства он призывает женщин рожать в тихом, уединённом месте в присутствии нескольких женщин и заботиться о том, чтобы быть активными, концентрироваться на себе и находить для родов правильное положение.

Он недоумевает, почему люди, которые в своё свободное время занимаются экстремальными видами спорта, боятся испытать одно из чудес света под названием рождение ребёнка, которое несёт в себе неизмеримо меньше опасности для жизни или здоровья, чем любой экстремальный вид спорта.

Оден говорит, что, когда дело доходит до рождения детей, мы должны спросить себя, каково происхождение прошлых традиций и какова наша истинная человеческая природа. Необходимо возвращаться к ним, чтобы радоваться каждому рождению новой человеческой жизни, восхищаться этим и видеть в каждом ребёнке неповторимую божественную искру.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА