Фото: Gustavo Fring / pexels.com / СС0  | Epoch Times Россия
Фото: Gustavo Fring / pexels.com / СС0

Деньги за пятёрки: способно ли финансовое вознаграждение заставить детей учиться

«Товарно-денежное» воспитание имеет больше минусов, чем плюсов
Автор: 31.01.2022 Обновлено: 20.09.2022 10:57
Вопрос о денежном вознаграждении за учёбу возникает у родителей не сразу. Большинство из нас не стремится с первого класса оплачивать пятёрки или домашнюю работу своего чада. Но когда другие аргументы, возможно, даже наказания, перепробованы, а ребёнок по-прежнему не проявляет рвения к учёбе, возникает вопрос — может ли денежная компенсация изменить сложившуюся ситуацию. Ведь материальная составляющая зачастую для нас взрослых является аргументом при выборе работы, даже той, к которой «не слишком лежит душа».

Родители, которые выбирают «рыночные» отношения для достижения школьных успехов, считают такой подход современным и экономически обоснованным. Ведь все мы понимаем, что главный стимул в любой работе — это заработная плата. Для ребёнка учёба — это тоже «работа». Такой же «работой» считаются и домашние обязанности ребёнка, поэтому школьнику также вполне правильно получать «зарплату» за свой труд?

Рассмотрим все плюсы и минусы данной позиции.

«Товарно-денежное» воспитание имеет некоторые положительные моменты:

  •  Ребёнок вступает в экономические отношения;
  •  Учится ценить деньги, которые достались ему с таким трудом.

Но пожалуй, плюсы на этом и заканчиваются.

Зато поднимаются более сложные вопросы:

  •  Сколько же всё-таки нужно платить, чтобы наше чадо захотело-таки учиться?
  •  Все ли оценки стоят одинаково? Имеет ли значение выбор предметов?
  •  Не нарушат ли платежи семейный бюджет? И что будет, если материальное положение семьи изменится?
  •  Также надо отметить, что у ребёнка очень быстро формируется «рыночная» поведенческая модель, когда всё продаётся и покупается. А такие взаимоотношения в семье совершенно неуместны.

Специалисты уверены: при финансовом способе стимулирования учёбы не избежать негативных последствий. Денежное стимулирование в корне меняет мотивацию.

Немецкий психолог Анреас Энгель считает, что материальное вознаграждение за школьные успехи или помощь по дому — это не метод воспитания, а прямая манипуляция ребёнком, ещё один способ заставить чадо делать то, что удобно родителям, не беспокоясь о его внутренних стремлениях и желаниях. Такие взгляды могут показаться радикальными. Но сложно спорить с тем, что деньги — это внешний мотиватор, который исходит от родителей, а не из интересов и вовлеченности ребёнка. А если у школьника нет внутреннего стремления к знаниям, как поступать мамам и папам, когда денежная мотивация перестанет работать?

Очень важно понимание того, что для ребёнка важнее не полученная в школе оценка, а сам процесс:

  •  Получение новых знаний, необходимых для приобретения профессии, самостоятельной жизни;
  •  Непосредственное участие родителей, их внимание ко всем школьным событиям.

«Откупаясь» от ребёнка, взрослые лишают его главного: признания и поддержки.

При «товарно-денежных» отношениях ребёнок никогда не поймёт, что учёба нужна не маме с папой, а ему самому для разностороннего развития и формирования навыков, которые пригодятся ему в будущем.

Учитывая отрицательные стороны денежной мотивации, мудрые взрослые вполне могли бы найти «золотую середину». Мягко стимулируя своё чадо и в то же время не искажая его правильное понимание действительности. Если уж мы решили, что денежное вознаграждение должно иметь место, давайте соблюдать некоторые правила:

  •  Не следует лишать ребёнка карманных денег совсем за плохие оценки. Оставьте некоторый минимум, который может быть увеличен.
  •  Установите определённые правила получения «зарплаты», но при этом не следует вводить прямую плату за «4» или «5». Лучше договориться о «бонусе» за четверть, полугодие, к примеру, без троек, или определённый средний балл.
  •  Не следует отказывать школьнику в помощи с домашними уроками, используя аргумент, плату за оценки.
  •  Почаще хвалите своё чадо, даже за малейшие успехи. Это может стать стимулом нематериального поощрения, который зачастую работает не хуже.

Из собственного опыта могу сказать вот что:

Я мама пятерых детей, которых воспитывала одна после скоропостижной смерти супруга. Вы понимаете, мне было точно не до «материальных поощрений». Что же я делала? Мы очень много разговаривали, причём, обсуждая тему заданного параграфа, расширяли её дополнительным интересным материалом. При этом все дети успешно отучились, окончили вузы, работают.

Ребёнку нужно привить интерес, тогда он будет интересоваться предметом. И ещё важно следить за тем, не упустил ли малыш какую-то тему (например, по болезни или в связи с отъездом), которая препятствует его пониманию материала в дальнейшем.

Вообще, важно обратить внимание на некоторые аспекты, которые важно учесть и при которых никакое денежное стимулирование не работает:

  •  Непростые отношения с одноклассниками (буллинг) или учителями (педагогами).
  •  Семейные проблемы.
  •  Трудности в обучении.
  •  Неинтересно учиться и др.

А самое главное — помнить, что ключевой мотивацией всегда должна оставаться личная заинтересованность ребёнка в школьных успехах. У школьника важно сформировать осознание того, что учёба — его путь к счастливому будущему, материальному благополучию и успеху в обществе. Деньги могут быть лишь дополнительным стимулом для ребёнка — не более того.

Итак, подведём итог

Прежде чем применять материальное стимулирование, следует:

  1. В спокойной, доверительной манере обсудить с ребёнком, почему он не хочет учиться.              Важно задавать вопросы не только о полученных отметках, но также и о том, за что они были поставлены, доволен ли ребёнок результатом, какие чувства он испытал при получении балла — радость, гордость, гнев, стыд, разочарованность? Умение проговорить собственные эмоции — полезный навык, который обязательно пригодится ему в будущей жизни.
  2.  Поговорить с учителем, школьным психологом, оценить ситуацию (как ребёнок успевает в школе, есть ли трудности с домашними заданиями, не переутомлён ли он, какая на данный момент обстановка в семье?).
  3.  Предпринять действия, направленные на устранение причины, связанной с негативным отношением ребёнка к школе, самостоятельно или с помощью обращения к специалистам (детскому психологу/нейро-психологу/педагогу-психологу).
  4.  Убедившись, что все негативные факторы устранены, договориться с ребёнком об условиях получения дополнительного материального стимулирования.

Воронова Инна Юрьевна, практический психолог, гипнотерапевт, транзактный аналитик, экспертный член Межрегиональной общественной организации «Развитие психологической помощи» (МОО РПП), президент регионального отделения МОО РПП Мурманск, член комитета по этике, комитета по взаимодействию с детьми и родителями, волонтёр-психолог, г. Мурманск.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА