Что мы знаем об образовании и каким должен быть его конечный результат? (Pressmaster/Shutterstock) | Epoch Times Россия
Что мы знаем об образовании и каким должен быть его конечный результат? (Pressmaster/Shutterstock)

Как мы можем лучше всего обучать наших детей?

Родители хотят лучшего для детей, и один из важнейших аспектов в достижении этого — образование
Автор: 09.01.2022 Обновлено: 14.01.2022 10:32
Когда человек добр или действует в соответствии со своим восприятием добра, у него появляется определённое поведение, которое его характеризует.

Совершая что-то хорошее, тут же проявляются качества правдивости — истинности — и всё становится само по себе прекрасным.

В понятие «лучший» зачастую входит не очень много. Это может быть просто самая дорогая или эксклюзивная школа, если дети посещают её в частном порядке, или это самая популярная или наиболее заметная школа, репутация которой зависит, возможно, только от одного-единственного фактора, такого как результаты экзаменов.

Мысль о том, что только потому, что мы сдаём много экзаменов — означает, что мы образованны, должна заставить всех вдумчивых людей вздрогнуть. Несомненно, истинное образование — это гораздо больше, чем просто построение карьеры в узкой области путём сдачи всё более сложных экзаменов!

Затем мы должны вернуться к основным принципам. Чего мы хотим достичь в области образования? Какими станут наши дети, получившие образование? И — о чём эта статья — можем ли мы чему-нибудь научиться у прошлого, и, в частности, у древних греков?

Древние греки об образовании

Я думаю, мы сможем. Давайте рассмотрим три простые идеи, которые, в своё время предложил Платон. Я говорю просто, но это не оскорбительный термин. Как сказал ирландский поэт и драматург Оскар Уайльд:

«Я человек простых вкусов, я всегда довольствуюсь лучшим»; и как более серьёзно сказал бизнес-эксперт Дональд Г. Краузе в своей книге «Путь лидера»:

«Только то, что просто, может привести к выдающемуся успеху».

Интересно, что эта цитата взята из книги о лидерстве, потому что этимология слова «образование» происходит от латинского слова, означающего «вести вперёд». Дети не собираются случайно становиться «образованными» или спонтанно появляться как зрелые взрослые; их нужно вести туда.

Но возвращаясь к Платону, каковы три простые идеи, которые он озвучил, и с какими из них согласились Сократ и Аристотель? По словам профессора питания Патрика Уэбба, они заложили основу для 2400 лет философских исследований, и «их предварительный вывод состоял в том, что Доброта, Истина и Прекрасное в высшей степени актуализации конечной реальности были неразличимы как единство: Единое. И любовь — это сила, которая влечёт нас к нему».

С тех пор в этих темах произошло много изменений, но факт в том, что, на первый взгляд, мы все можем понять хорошее, истинное и прекрасное, и это относится к образованию и тому, чего мы хотим для наших детей.

Истинный, Добрый, Прекрасный

Но мы можем спросить, да, но что такое доброта, истина и прекрасное? И как это связано с учебными заведениями для наших детей?

В конечном счёте, как отметил Уэбб, эти три идеи едины — неразличимое единство. То есть, когда мы видим, что одна из идей работает, обычно все три работают одновременно. Там, где у нас есть одна, мы склонны находить и другие.

Если мы выйдем из области теоретических абстракций (собственно философии) и просто рассмотрим, как эти идеи реализуются практически, то есть в реальных человеческих существах, что мы обнаружим? Мы увидим, что когда человек добр или действует в соответствии со своим восприятием добра, у него появляется определённое поведение, которое его проявляет. Мы неизменно отмечаем, что совершая что-то хорошее тут же проявляются качества правдивости — истинности — и всё становится само по себе прекрасным.

Если мы рассмотрим добрые поступки таких людей, как Святой Франциск Ассизский или Мать Тереза, нас поразит, как их правдивость и честность в том, что они обязались делать, так и определённая красота — часто благодаря своей простоте и непосредственности — которая проявлялась в их поведении.

Я хочу сказать, что в конечном счёте то, что мы хотим для наших детей, — это образование, которое поможет привести их (и нас, конечно, поскольку родители — неотъемлемая часть этого процесса) к неизменно хорошему, истинному и прекрасному поведению. И слово для этого очень старомодное: мы хотим образования, которое ведёт к развитию характера, настоящего характера.

Можно было бы ожидать противодействия этому. Психолог Джеймс Хиллман в своей книге «Сила характера» заметил, что «характер умер в двадцатом веке», и, по словам американского эссеиста Нормана Мейлера, «Эго — это великое слово двадцатого века».

Политический и культурный комментатор Дэвид Брукс в своей книге «Дорога к характеру» расширяет это понятие ещё больше, когда отмечает, что «Использование таких слов, как „характер“, „совесть“ и „добродетель“, сократилось в течение ХХ в. Использование слова „храбрость“ сократилось на 66 процентов в течение 20-го века. „Благодарность“ снизилась на 52%, а упоминание слова „доброта“ снизилось на 56%».

Однако, несмотря на это, когда мы решаем, куда отправить наших детей, возникает вопрос: уделяет ли это учебное заведение внимание, поощряет ли и действительно ли стремится развивать характер своих учеников? Откуда нам это знать? Их заявления о миссии? Вряд ли — они стоят две копейки!

Поиск школы для формирования характера

Обратите внимание на три вещи. Подобное всегда притягивает подобное, отсюда и выражение «птицы из одной стаи слетаются вместе», поэтому первый шаг — сосредоточиться не на результатах экзаменов, а на репутации и положении самих учителей и профессоров, особенно их директора. В конце концов, мы не собираемся развивать характер у наших детей от слабохарактерных преподавателей.

Выяснить, есть ли у преподавателей характер, означает копнуть немного глубже, чем просто просмотреть их академическую квалификацию в справочнике учебного заведения. Что хорошего они делают, помимо того, за что им платят? Какую истину они отстаивают и что прекрасного в их жизни? Часто мы узнаём, что такое красота, зная, каковы их хобби или увлечения. К счастью, в настоящее время, когда социальные сети — это кладезь информации, нетрудно найти много интересного о людях в открытом доступе.

Второй шаг — это тщательное изучение предлагаемой учебной программы. Очевидно, что именно здесь представлены реальные приоритеты учреждения. Я думаю, что действительно важны две вещи. Во-первых, баланс: это почти наверняка означает обеспечение того, чтобы гуманитарные науки и искусство не недооценивались и не подчинялись науке, технике и общим утилитарным предметам.

То, к чему я клоню, — это центральная роль воображения в учебной программе, которая будет развивать характер. Воображение, однажды разожжённое, приводит к самым удивительным результатам. Опять же, Дэвид Брукс говорил:

«Когда вы идёте в школу, она должна предлагать вам новые вещи для любви. … Мы не становимся лучше, потому что получаем новую информацию. Мы становимся лучше, потому что приобретаем лучшую любовь».

И эта любовь начинается в нашем воображении. Действительно, многие ли из нас могут по-настоящему сказать, что любили определённый предмет или дисциплину с тех пор, как великий учитель впервые научил нас и вдохновил наше воображение на это?

Наконец, третий аспект, на который следует обратить внимание, — это результаты работы учреждения с течением времени. Как мы это оцениваем? Выпускники! Как выглядят эти бывшие студенты? Каких бывших студентов учебное заведение считает своими эталонами? Здесь нам нужно выйти за рамки просто знаменитых бывших выпускников — просто быть знаменитым, богатым или могущественным само по себе не обязательно — пример добра, истины и прекрасного. Но кто для них пример? Вы ожидали бы, не так ли, каких-то результатов после многих лет тяжёлого труда в сфере образования?

Помните, что, предпринимая этот поиск, вы участвуете в чём-то, что приносит реальную и материальную пользу обществу. Ибо, как сказал активист за гражданские права Рустин Баярд, «Единственный способ уменьшить уродство в мире — это уменьшить его в себе».

Это именно то, что помогает нам сосредоточиться на характере — хорошем, истинном и прекрасном.

Валентина Никитина обозреватель и журналистка The Epoch Times, специализирующаяся на семейной тематике. 

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА