Добавление пары коротких «активных» пауз в класс прямого обучения повышает эффективность обучения учащихся. Фото: pxhere.com/СС0 | Epoch Times Россия
Добавление пары коротких «активных» пауз в класс прямого обучения повышает эффективность обучения учащихся. Фото: pxhere.com/СС0

Простая техника, которая превращает троечника в отличника

Меньше – значит больше
Автор: 30.11.2022 Обновлено: 30.11.2022 16:32
В поисках Святого Грааля методов обучения педагоги и родители перепробовали – и, к их чести, готовы перепробовать – всё. Всё чаще в поисках прорыва школы обращаются к технологиям, хотя зачастую это наносит существенный удар по карману. Только время покажет, станет ли она панацеей, на которую многие надеются.

Чем дольше я преподаю, тем яснее становится, что именно простые вещи, сделанные хорошо, работают лучше всего. Часто оказывается, что меньше – значит больше.

Нигде это не является более верным, чем с простой техникой, которую любой учитель может применять на любом уровне обучения, в любом месте, как в классе с 25 детьми или в гостиной, занимаясь домашним обучением.

Это метод, который хорошо зарекомендовал себя и не стоит никаких затрат, кроме веры в его эффективность. Он освежающе прост, а при внимательном отношении к деталям, я осмелюсь утверждать, и безотказен (ученики могут даже приспособить полученные знания к своим собственным привычкам в учёбе, что даёт большой эффект). Это одна из техник, которая оправдывает впечатляющие заявления исследователей.

В самом простом виде техника заключается в следующем: при проведении занятий, которые обычно называют «прямым обучением» (например, при объяснении исторического материала, демонстрации PowerPoint или даже чтении), периодически делайте паузы, чтобы дать учащимся время на обработку информации. Каждая пауза может длиться всего две минуты, но отдача от неё будет экспоненциальной.

Достаточно просто, верно? Настолько, что вы, вероятно, задаётесь вопросом, действительно ли это может оказать такое большое влияние. Несколько хорошо спланированных исследований дают утвердительный ответ: безусловно.

Исследование 1987 года, проведённое Рулом, Хьюзом и Шоссом, которые изучали несколько классов в течение двух семестров, является наглядным. (Важно отметить, что в их работе участвовали как контрольные, так и экспериментальные группы, что не всегда характерно для исследований в области образования).

Они обнаружили, что эта довольно простая методика приводит к средней разнице в 17 процентных пунктов. Это эквивалентно двум буквенным оценкам. Другими словами, успеваемость ученика с тройкой может быть повышена до уровня как минимум четвёрки, а то и пятёрки.

И всё это с помощью методики, требующей очень небольших усилий со стороны преподавателя. И что ещё лучше, это очень приятно и оживляет учащихся, делая занятия намного интереснее для всех.

Другие исследования также подтверждают результаты этой методики. Мои собственные результаты в классе также подтверждают это как в средней школе, так и в колледже.

В чём же проблема?

Похоже, что тайная магия паузы кроется в двух факторах.

Первый связан с наукой о внимании.

Когда прямое обучение продолжается слишком долго, без пауз, обучение начинает давать сбои под влиянием рассеянного внимания. Но как долго это «слишком долго»? Гораздо короче, чем вы думаете. И это верно даже на уровне колледжа.

Исследования показали, что во время типичного занятия с прямым обучением (представьте себе классическую «лекцию») студенты тратят примерно первые 5 минут на то, чтобы просто освоиться, затем следует довольно скромный короткий период сосредоточенного внимания, длящийся всего 5–10 минут.

Затем всё начинает разваливаться.

Начиная с этого момента (мы находимся на отметке 10– 15 минут занятия), внимание постепенно ухудшается, появляется скука, беспокойство и даже растерянность.

И речь идёт не только об учащихся, обычно сидящих на задних рядах.

Исследования показали, что это касается всех учащихся, включая даже самых мотивированных. И дело не только в силе воли или энтузиазме. Исследователи обнаружили, что эта закономерность справедлива даже для студентов медицинского колледжа – элиты из элит.

Один дотошный исследователь, Блай, дошёл до того, что подключил к студентам мониторы сердечного ритма, чтобы измерить уровень их возбуждения во время университетских лекций. Его довольно обескураживающие результаты только подтвердили факты, о которых сообщали другие.

Итак, ослабление внимания – это одна проблема.

Второе последствие безостановочного обучения заключается в том, что, как говорится, «слишком много хорошего». То есть, какой бы увлекательной, проницательной или остроумной ни была ваша лекция, она, скорее всего, перегрузит слушателей, если будет идти на них непрерывным потоком. Не зря же ваш GPS-навигатор не показывает все направления в быстрой последовательности с самого начала.

В этом отношении нам учителям, которым даётся 55-минут для обучения учеников, можно было бы поучиться у невероятно успешной формулы TED Talks, которая ограничивает выступления докладчиков всего 18 минутами!

Итак, когда мы встраиваем даже две или три короткие «активные» паузы в урок прямого обучения, мы повышаем эффективность обучения учащихся. Это происходит несколькими способами.

Секреты успеха

Эти короткие паузы дают ученикам время и пространство, чтобы переварить услышанную информацию.

Важно помнить, что если идеи и информация, которые мы преподносим, свежи и новы для учеников, как мы надеемся, им потребуется некоторая обработка.

Если мы хотим, чтобы то, чему мы учим, закрепилось, мы должны выделить время для этого процесса. Подумайте об этом, как о пищеварении. Даже самая лучшая еда, с самыми лучшими ингредиентами с фермы, приведёт к расстройству желудка, если съесть слишком много и слишком быстро.

Короткая пауза также даёт мозгу передышку. Она позволяет учащимся переключить внимание на другую – дополнительную – задачу (как мы увидим в следующей части). Это позволяет сменить темп. А перерывы на отдых мозга часто оказываются энергичными, давая возможность зарядить студентов энергией на следующие 15 минут или около того.

Последний плюс заключается в том, что эти перерывы позволяют учащимся, если они правильно организованы, самостоятельно проанализировать и оценить своё обучение (то, что часто называют навыками метапознания). Это имеет огромное значение, и это потрясающий навык, который необходимо развивать. Это также помогает учащимся овладеть материалом.

Вместе эти преимущества приводят к более глубокому обучению, которое станет приятным сюрпризом для ваших детей. Как недавно сказал один ученик в опросе по окончании курса в классе гуманитарных наук, который я вёл:

«На самом деле мне не пришлось много готовиться к экзаменам, потому что благодаря тому, как вы преподаёте, всё остаётся в моей голове! Всё, что мне нужно было сделать, это один раз прочесть свои записи, и я вспомнил почти всё, что преподавалось в течение семестра!».

Хотя лестно думать, что именно моё преподавание сотворило чудо, ирония заключается в том, что, вероятно, это были скорее те моменты, когда я не преподавал, а когда ослаблял поводья и позволял студентам самим обрабатывать информацию.

Как бы то ни было, исследования, а также мой собственный опыт говорит о том, что пользы от занятий достаточно, чтобы повысить частоту сердечных сокращений даже у студента-медика.

Мэтью Джонучитель и писатель, увлечённый историей, культурой и хорошей литературой. Он живёт в Нью-Йорке.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА