Совет учителя: как воспитывать трудных детей

Мудрость и доброта педагога творят чудеса
Автор: 29.05.2022 Обновлено: 29.05.2022 08:36
Как повлиять на учеников, которые проявляют агрессию, постоянно издеваются над другими и не хотят меняться? Я считаю, что это большая проблема и головная боль для всех учителей. Сколько бы ни отчитывали и ни воспитывали таких учеников, они ничуть не меняются, по-прежнему издеваются над другими и получают от этого удовольствие.

На протяжении многих лет я пыталась решить эту проблему разными способами, но без особого успеха. Основная причина её появления заключается в том, что эти ученики с раннего возраста были избалованы старшими, у них не были сформированы моральные ценности, и в характере стали доминировать эгоистичные черты. К тому времени, когда в семье осознают, что такое поведение ребёнка опасно, и начнут его перевоспитать, бывает уже слишком поздно. Даже родителям такого ребёнка трудно терпеть его поведение, не говоря уже о посторонних.

Такие ученики объединяются в группы и затевают в школе драки, отчего другие дети боятся их. В такой ситуации драчуны ощущают самодовольство и считают себя лучшими в классе. Такая искажённая психология не позволяет им прислушиваться к чьему-либо мнению. Неужели мы действительно никак не можем повлиять на таких учеников?

Однажды, когда ученики должны были выбрать представителя класса для участия в спортивном мероприятии, ученик S записался. А я просмотрела список учеников класса и некоторое время размышляла, после чего позвонила ученице Z, над которой ученик S недавно издевался.

Я сказала ей:

«Я расскажу тебе историю о Хань Сине, который был настолько унижен, что вынужден был проползти между ног одного негодяя. Ты знаешь, что случилось с этим негодяем после того, как Хань Синь стал генералом?»

Ученица Z сказала:

«Хань Синь обязательно должен был убить этого человека, чтобы отомстить за себя!»

Я покачала головой и сказала:

«Нет, Хань Синь после возвращения в родной город нашёл человека, который унизил его, и вместо того, чтобы убить, сделал его лейтенантом. Почему Хань Синь так поступил? Потому что он чувствовал, что без этого человека он не смог бы стать тем, кем он стал. С другой стороны, все люди совершают ошибки, но многие стараются их осознать и исправиться, и, возможно, и этот ребёнок способен измениться. Щедрость Хань Синя и ответ добротой на обиду тронули сердца многих, включая негодяя. С тех пор этот негодяй взял себя в руки. Дорожа своей должностью, он старался работать на благо народа».

Говоря об этом, я спросила ученицу:

«Хочешь ли ты стать человеком с большим сердцем, как Хань Синь? Хочешь ли, чтобы ученик S взял себя в руки и изменился?»

Она кивнула, и я рассказала ей свой план действий.

На следующий день было двое желающих, включая ученика S, быть представителем класса. Во время голосования никто не выбрал ученика S, потому что большинство учеников класса были обижены на него. Как ни странно, но никто из лучших друзей ученика S, которые каждый день были рядом с ним, тоже не выбрал его. Увидев, что ни один человек не проголосовал за него, ученик S в отчаянии опустил голову. Вдруг он услышал, как кто-то назвал его имя. Мальчик удивился. Хотя в итоге он всё равно проиграл, но, по крайней мере, был кто-то, кто его поддержал.

После того, как всё закончилось, я позвала ученика S и наедине спросила у него:

«Ты знаешь, кто голосовал за тебя?» Он покачал головой: «Наверное, один из моих друзей».

Я сказала, что это была ученица Z. Мальчик замер, посмотрев на меня с недоверием. Я сказала:

«Вообще-то все знали, что ты в спорте сильнее другого претендента, но почему тебя не выбрали? Ты каждый день издевался над ученицей Z, но она не посмотрела на это. Она считает тебя более способным, поэтому предложила твою кандидатуру. Если бы ты был на её месте, смог бы ты сделать то, что сделала она, отплатив за обиды добродетелью?»

Ученик поджал губы и ничего не сказал. Тогда я рассказала ему историю о Чжоу Ди, который уничтожил три зла.

Чжоу Ди, министр династии Западная Цзинь, когда был маленьким, потерял отца, и ему не хватало дисциплины. Поэтому, когда вырос, он стал очень властным и жестоким и был задирой в своей деревне. Люди опасались его и думали, что он — главное зло в деревне. В то время на юге горы обитал белолобый тигр, а под длинным мостом скрывался Большой Цзяо. Оба они часто причиняли вред людям и домашнему скоту. Однажды Чжоу услышал о трёх злах и был потрясён, узнав, что он является одним из них.

Ради людей Чжоу решил избавиться от тигра и Большого Цзяо, поэтому сначала отправился на юг горы, чтобы застрелить тигра, а затем спустился вниз, чтобы сразиться с Большим Цзяо. Больше трёх дней его не было в деревне. Люди решили, что «три зла» умерли, и на четвертый день стали праздновать это событие. Но тут Чжоу вернулся. Когда он узнал, что люди посчитали его мёртвым и решили отпраздновать это, он вдруг понял, как сильно они его ненавидят. Он раскаялся в своих прежних плохих поступках, после чего посвятил свою жизнь стране и народу, добился его уважения и был назначен министром.

Я спросила ученика S:

«В чём разница между ситуацией, возникшей вокруг тебя, и ситуацией вокруг Чжоу Ди, когда он был молодым человеком? Не смотри, что никто в классе не смеет с тобой шутить, в сердцах всех учеников, включая твоих так называемых хороших приятелей, появилась ненависть к тебе. Ты не задумывался, что им не нравится твоё поведение?»

Он посмотрел на меня с некоторым раскаянием и спросил:

«И что мне теперь делать?»

Я погладила его по голове и сказала:

«Не отчаивайся, разве ты не видишь, что за тебя был отдан одни голос? Разве ты не тронут и не впечатлён поступком ученицы Z? В будущем ты больше не будешь запугивать других учеников, не так ли?»

Он кивнул головой.

Я продолжила: «Тогда начни с сегодняшнего дня и постарайся измениться. Я не прошу тебя помогать своим одноклассникам, просто больше не делай ничего плохого, не издевайся над другими. Конечно, лучше всего извиниться перед ребятами, которых ты раньше запугивал. Постепенно они изменят своё мнение о тебе и захотят с тобой дружить».

Он согласился. После этого атмосфера в классе постепенно изменилась, ученики стали гораздо дружелюбнее друг к другу, а ученик S стал проявлять инициативу, чтобы помочь другим ученикам. И, конечно, когда у него возникали проблемы в учёбе, ему тоже помогали другие дети. Всё стало на свои места.

На самом деле, когда мы сталкиваемся с подобной проблемой, то в возникшей ситуации многие педагогические приёмы не срабатывают. В конце концов, я обнаружила, что лучший способ затронуть сердца трудных подростков — это рассказать поучительную историю из китайской литературы. Только под влиянием традиционных культурных добродетелей они смогут по-настоящему осознать, как сильно их ненавидят окружающие, и в то же время увидеть свой низкий уровень нравственной культуры, чтобы после этого по-настоящему открыть своё сердце истине.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА