Аристотель, отделяющий воображение от разума и восприятия, определяет его как «то, благодаря чему в нас возникает образ». (LE TAN/UNSPLASH.)
 | Epoch Times Россия
Аристотель, отделяющий воображение от разума и восприятия, определяет его как «то, благодаря чему в нас возникает образ». (LE TAN/UNSPLASH.)

Воображение — ключ к нравственности

Как полюбить добродетель и возненавидеть порок
Автор: 13.02.2022 Обновлено: 13.02.2022 10:15
«Мораль или совесть, — такая же часть человека, как его нога или рука. Эти чувства дано испытывать всем людям в большей или меньшей степени, как сила членов дана им в большей или меньшей степени» — Томас Джефферсон, в письме к Питеру Карру, 10 августа 1787 года.

На первый взгляд может показаться, что воображение не имеет ничего общего с моралью. Мы скорее ассоциируем это понятие с творческой или художественной деятельностью, мечтами, игрой детей в балаган или даже с отрывом от реальности. Но более фундаментально, это способность создавать образ в нашем сознании.

Аристотель, который отделяет воображение от разума и восприятия, определяет его как «то, благодаря чему в нас возникает образ».

Сначала это может показаться обыденным, но это фундаментальная часть человеческого познания. Джим Дэвис, профессор Института когнитивных наук Карлтонского университета в Оттаве, пишет:

«Воображение — это, возможно, уникальная человеческая способность. По сути, оно позволяет нам исследовать идеи о вещах, которых нет в нашем нынешнем окружении, или, возможно, даже нет в реальности. Например, можно представить себе чашку кофе, увиденную накануне, или вообразить космический корабль пришельцев, прибывший на орбиту Земли».

«Главное, чтобы то, что воображается, генерировалось изнутри, а не воспринималось на основе информации извне».

Как же воображение связано с моралью?

Согласно Аристотелю, наше воображение «мотивирует и направляет действия».

Например, на физическом уровне спортсмены-олимпийцы, использующие воображение в своих тренировках, отмечают весьма ощутимое улучшение своих результатов.

Что касается морального выбора, наше воображение также является нашим проводником.
В книге «Книги, которые формируют характер» Уильям Килпатрик и Грегори и Сюзанна М. Вулф пишут:

«Воображение — один из ключей к добродетели. Недостаточно знать, что правильно. Необходимо также желать поступать правильно. Желание, в свою очередь, в значительной степени направляется воображением».

«Теоретически разум должен руководить нашим нравственным выбором, но на практике в большей степени им руководит воображение, чем разум. Слишком часто наш разум послушно подчиняется тому, что уже решило наше воображение».

Научите воображение делать правильный выбор

Платон говорил, что знакомство детей с правильными историями, музыкой и искусством поможет ребенку «полюбить добродетель и возненавидеть порок».

Очень важно, чтобы родители и учителя были хорошим моральным примером, пишет детский психотерапевт Хеннинг Келер в своей книге «Работа с тревожными, нервными и депрессивными детьми». Это особенно актуально для совсем маленьких детей, которые еще не могут понять истории и искусство.

«Наблюдая доброту, переживаемую как любовь в поступках, словах и поведении других людей, в ребенке что-то откликается глубоким удовлетворением, и этот отклик, еще совершенно неопределенный по содержанию, уже немного „образован“», — пишет Келер.

Для детей более старшего возраста сказки становятся очень важным источником нравственного воспитания, поскольку они могут познакомить детей с более широким кругом героев и добродетелей.

Кёлер пишет:

«Только обратите внимание на сияющие глаза детей, слушающих легенду о добром Роланде, или о Святом Николасе, или истории, в которых „хороший человек“ поднимается до уровня героя. Обратите внимание, с какой гордостью и восторгом ученики начальной школы реагируют на рассказы о „добрых делах“, совершенных их родителями. Поступки родителей не вызывают такой реакции».

Килпатрик и Вульф приводят четыре причины, по которым истории важны для нравственного роста:

  • во-первых, потому что истории могут создать эмоциональную привязанность к добру, желание поступать правильно,
  • во-вторых, потому что истории дают множество хороших примеров — таких примеров, которых часто не хватает в повседневной жизни ребенка,
  • в-третьих, потому что истории знакомят детей с правилами поведения, которые им необходимо знать.

«Наконец, потому что истории помогают найти смысл в жизни, помогают нам представить нашу собственную жизнь в виде истории. И если это чувство смысла не приобретается в раннем возрасте и не укрепляется по мере взросления, морального роста просто не будет».

Книги против телевидения

По мнению авторов, книги выигрывают у телевидения в качестве морального руководства по трем причинам.

Прежде всего, содержание фильмов и телепередач часто не содержит моральных принципов, достойных подражания.

«Все чаще телевидение подает бессмысленные конфликты, которые чаще всего разрешаются с помощью насилия», — пишут авторы.

«Именно потому, что мы находимся вне действия, сцены насилия не могут нам повредить; они могут дать нам только уменьшающееся количество эмоциональных толчков. Тот же синдром влияет на изображение романтической любви и сексуальности. В отсутствие реальных, правдоподобных отношений на экране, секс становится единственным средством, с помощью которого герои сближаются друг с другом».

Кроме того, телевидение дает нам готовые образы, которые не требуют от нас использования воображения.

«Телевидение как средство массовой информации мало или вообще ничего не делает для расширения воображения, — пишут они. — Вместо того, чтобы втягивать нас в историю, как в книге, телевидение заставляет нас оставаться зрителями вне действия».

Дети часто повторяют то, что видят и слышат по телевизору, но это скорее гипнотическое, чем обучающее занятие. Исследования в области развития мозга показывают, что просмотр телевизора в первые годы жизни изменяет характер развития мозга и может затруднить развитие памяти и абстрактного мышления — то есть воображения — у детей.

«Все чаще песни, истории и образы, которые звучат в умах молодых людей, создаются индустрией развлечений. Если у вас есть сомнения в силе воздействия образов, уделите несколько минут наблюдению за тем завораживающим эффектом, который оказывают на молодежь телевидение и MTV», — пишут они.

Келер говорит:

«Выключите телевизор. Это один из злейших врагов здорового подражания».

Он объясняет, что подражание важно, потому что оно является первым этапом развития воли и само по себе представляет собой образный и творческий процесс. Это происходит потому, что для того, чтобы подражать, дети преобразуют то, с чем они сталкиваются в окружающем мире, сначала воспринимая внешние стимулы через органы чувств, а затем воссоздавая их своими действиями.

Детям, которые не могут сосредоточиться, Келер рекомендует имитационные игры в качестве терапевтического средства:

«Я могу заверить вас на основании многолетнего опыта работы в качестве коррекционного работника и медико-педагогического консультанта, что существует поразительная связь между беспокойством и плохой концентрацией внимания у детей, которые по какой-либо причине слишком мало подражали в первые четыре-пять лет жизни».

«Терапия в случаях с такими нервными, беспокойными детьми заключается в проведении интенсивного курса имитации, включающего пантомиму, декламацию, ритмические упражнения, копирование всевозможных звуков и тому подобное. … Таким образом, вы постепенно сглаживаете его путь к более глубокой творческой игре, необходимой для развития концентрации внимания и выполнения школьных обязанностей».

Условия для развития воображения

Итак, помимо выключения телевизора, как родители и педагоги могут помочь детям развить воображение? Ниже приведены несколько предложений.

1. Педагоги могут изучить практику вальдорфской педагогики — всемирно признанной педагогики, которая ставит воображение в центр обучения. Эта педагогика основана на иногда эзотерических познаниях австрийского философа Рудольфа Штайнера (1861-1925).

Не каждый может быть готов вникнуть в христианскую «духовную науку», лежащую в основе вальдорфского учения; однако уроки не носят откровенно религиозного характера, а сами методики преподавания были адаптированы для многих чартерных школ.

Для родителей понимание морального и психологического развития ребенка, будь то с традиционной точки зрения или с точки зрения Вальдорфа, может помочь вам понять, как мировосприятие вашего ребенка фундаментально отличается от вашего взрослого взгляда.

Это, наряду с пониманием темперамента вашего ребенка, может избавить вас от многих душевных и головных болей, так как поможет вам создать ожидания, соответствующие возрасту и характеру ребенка, и отличить, что может быть частью нормальной фазы, от того, что может вызывать беспокойство.

2. Создайте чистое, не загроможденное пространство, где дети могут играть. Простые, натуральные материалы дают простор для развития воображения. Убедитесь, что у детей есть достаточно времени для того, чтобы использовать свое воображение.

3. Приобщайте детей к добру через рассказы. Как уже упоминалось выше, дети младшего школьного возраста оценят рассказы о добрых делах родителей. Учебные программы Вальдорфа для детей младшего возраста включают много сказок, а ученики начальной школы изучают истории о святых и героях истории, которые могут вдохновить их.

4. Познакомьте своих детей с красотой через музыку и искусство, как предлагал Платон. Красота, конечно, в глазах смотрящего, но Платон дает указание, что хорошая музыка — это та, которая доставляет удовольствие людям как добрым, так и высокообразованным. Для маленьких детей хорошим началом являются колыбельные песни.

5. И последнее, но не менее важное: старайтесь подавать пример. Дети любят своих родителей и подражают им, и то, что вы стремитесь поступать правильно, вдохновит их.

Елена Смирнова автор и журналистка The Epoch Times, рассказывающая о самых важных вещах, из которых состоит жизнь каждого человека — самосовершенствовании, семье, доме, образовании и карьере.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА