Джо́рдан Бернт Пи́терсон — канадский клинический психолог, профессор психологии в Университете Торонто, писатель, автор каналов Youtube. Фото: Йоханнес Хаатая / CC BY NC ND 2.0 | Epoch Times Россия
Джо́рдан Бернт Пи́терсон — канадский клинический психолог, профессор психологии в Университете Торонто, писатель, автор каналов Youtube. Фото: Йоханнес Хаатая / CC BY NC ND 2.0

Что не так с миром?

Взять на себя ответственность – это означает сделать свою жизнь лучше
Автор: 23.01.2022 Обновлено: 23.01.2022 19:54
Известный психолог Джордан Питерсон снова будоражит наши умы и предлагает простую, но трудную для применения философскую мысль, которая поможет нам жить в лучшем мире.

В 1910 году вышла книга известного журналиста и писателя Г.К. Честертона «Что не так с миром». Тем, кто незнаком с его замечательными работами, очень рекомендую их прочесть. Его произведения отличаются масштабностью, талантом и блеском, что позволяет мне сделать вывод, что он, пожалуй, величайший писатель XX века.

Как видим, в названии книги Честертона не было знака вопроса. Он не стал раздумывать, в чём дело, а сразу дал ответ – вернее, ответы, которые были актуальными для его времени. Следует помнить, что в 1910 году Первая мировая война ещё не началась, и мир казался гораздо более стабильным, чем сегодня. Тем не менее, британская национальная газета The Daily Herald (которой ныне не существует) посчитала, что название книги Честертона может заинтересовать её читателей и предложила им самим предоставить ответы на вопрос: «Что не так с миром?»

Можно с уверенностью сказать, что и сегодня люди задают себе тот же вопрос. Может быть, кто-то предложит проголосовать за ту или иную партию. Другие укажут на какого-то лидера — Байдена, Трампа, Нетаньяху. Некоторые будут мыслить шире: коммунизм, социализм, феминизм, политическое лицемерие, Китай, Россия, Иран, ненадёжные союзники, нищета, бездомные. Несомненно, каждый сможет указать на какую-то проблему.

Однако Честертон, который никогда не боялся высказать своё мнение, прислал ещё один краткий ответ: «Я», и газета его опубликовала. Иными словами, Честертон взял на себя полную ответственность за ситуацию и пришёл к пониманию, что для того, чтобы изменить мир, он должен сначала изменить себя.

Личная ответственность также является основной темой двух бестселлеров психолога Джордана Питерсона: «12 правил жизни: противоядие от хаоса» и «За пределами порядка: ещё 12 правил жизни». Две книги Питерсона – своего рода пособие по саморазвитию, сочетающее в себе философию, литературу и ироничные ситуации из жизни автора. Книги получили необычайную популярность. Честно говоря, Питерсон приобрёл большую аудиторию ещё раньше благодаря своим популярным лекциям на YouTube. У его канала почти четыре миллиона подписчиков и почти два миллиона подписчиков в Твиттере. До того как Питерсон серьёзно заболел и чуть не умер от побочных действий лекарств, выписанных ему по рецепту, Питерсон был очень популярным лектором в США и во всём мире.

Так что же, спросите вы, стоит за феноменом популярности Питерсона? Что в его идеях привлекает поклонников, особенно молодых мужчин? Ответ можно выразить одним словом: ответственность. В предисловии к первой книге Питерсона на английском языке «12 правил жизни: противоядие от хаоса» психиатр, доктор Норман Двидж, пишет:

«Так почему бы не назвать это “путеводителем”? Это гораздо более спокойный, удобный и менее жёсткий термин, чем “правила”? Потому, что это действительно правила. И главное правило заключается в том, что вы должны взять на себя ответственность за свою жизнь, и этим всё сказано».

Это совет, который идёт вразрез со многими тенденциями, которые сейчас распространены в нашем мире. Одной из тенденций является культура жертвенности, когда, например, человек, который не учится хорошо в школе или не может удержаться на работе, не исследует себя, а автоматически обвиняет окружающую среду: невежественных учителей, требовательных начальников, образование, которое он получил, нехватку ресурсов или даже этническую принадлежность.

Вторая – это культура, которая странным образом сосредоточена на расовой принадлежности, а также поощряет женщин и представителей этнических меньшинств думать о себе как о жертвах диктаторской системы. Что хорошего в том, чтобы сказать 15-летней девочке, что она жертва? Или заставить её почувствовать, что она не сможет получить работу в сфере высоких технологий из-за гендерного неравенства? Неужели мы хотим, чтобы выросли граждане, которые проведут остаток жизни, полагая, что некая непреодолимая сила мешает им добиться успеха?

Третья тенденция – это склонность предъявлять требования, чтобы кто-то (другие люди, правительство, политические партии?) сделал мир лучше. В этом контексте следует сказать, что правительства иногда совершают несправедливые действия, против которых люди выступают с требованиями. Здесь я имею в виду протестующих, которые выходят на улицу потому, что им просто нехорошо, они ищут виноватых, и демонстрация ставит цель обвинить конкретного человека, якобы виновного в их сложной ситуации. Они не исследуют себя внутренне, не сосредоточиваются на самосовершенствовании и улучшении себя.

Четвёртая тенденция – ощущение относительности морали, что снижает чувство личной ответственности. Когда мы как личности оправдываем свои действия такими утверждениями, как «у каждого своя правда», «о вкусах не спорят», «я могу делать всё что хочу, если никому не причиняю вреда», то мы тянем культуру вниз просто потому, что ей, культуре, тяжело нести груз столь разных и противоречащих друг другу принципов и стандартов.

Наконец, государство тоже способствует ослаблению нашего чувства ответственности. На протяжении десятилетий политики и бюрократы продвигали программы социального обеспечения в виде «бесплатного образования», «бесплатного медицинского страхования», финансовых пособий на различные нужды, государственного жилья, субсидий на социальное обеспечение и многого другого. Большинство людей поддерживает это, независимо от того, правые они или левые. Звучит хорошо. Кто же не хочет получать деньги от государства?

Но исследования Европейского центрального банка и Всемирного банка показали, что такая политика приводит к противоположному результату среди малообеспеченной части населения: материальные средства, которыми она владеет, в результате сокращаются. И это происходит по простой причине: «подарки», которые государство раздаёт гражданам, становятся заменой накопления личного богатства. Вместо того чтобы люди среднего и низшего класса брали на себя ответственность за свою жизнь, накапливая ресурсы и заботясь о своих семьях, они попадают в зависимость от государства.

Неспособность взять на себя ответственность и вместо этого обвинять других – плохая черта, а также одна из трёх основных психопатологий, наряду с «проекцией» и «отрицанием», которые причиняют нам наибольший вред. Мы узнали о них из библейской истории о рае: после того, как Адам вкусил запретный плод, он обвинил Еву, а Ева обвинила змея. Никто из них не взял на себя ответственности за свои действия или за действия другого. Когда мы обвиняем других, мы отрицаем, что создаём реальность, то есть мы утверждаем, что не являемся её частью.

Честертон стремился увести нас от всего этого. Как именно? С помощью того самого краткого ответа – «Я»: я ошибаюсь, и вот что я намерен с этим делать. Это не самобичевание или создание низкой самооценки посредством самокритики. Наоборот, речь идёт об ответственности за себя и свои действия.

Питерсон делает нечто подобное: он призывает своих читателей «жить правильно» в соответствии с основными универсальными правилами, основанными на самоанализе, принятии на себя ответственности и преодолении трудностей и невзгод, которые являются частью человеческого существования.

Его идеи, конечно, не новы. На протяжении всей истории мужчины и женщины искали пути, которые помогут им найти своё счастье и благополучие. Библия предлагает десять заповедей; Марк Аврелий нашёл ответ в стоицизме; молодой Бенджамин Франклин составил список 13-ти добродетелей хорошей жизни. Подобно Питерсону, сотни авторов только в прошлом веке написали книги по саморазвитию, которые предлагают читателям философские и практические советы по улучшению их жизни.

Все без исключения подчёркивают важность самообладания, преодоления своих недостатков, какими бы они ни были, и принятия хорошего. Большинство из них предлагают одни и те же основные советы и правила: знайте добродетели и живите в соответствии с ними, помогайте ближнему как можно больше, работайте, чтобы поддерживать свою семью, обязательно организуйте свою жизнь, прежде чем пытаться изменить мир, и делайте всё возможное. Не вините других, если вы не соответствуете этим стандартам.

Образование

Прекрасный дар, который мы можем передать подрастающему поколению, – это способность брать на себя ответственность за свою жизнь. Мы можем преподать им этот урок с возраста детского сада, читая такие истории, как «Муравей и цикада» Эзопа или легенды о царе Соломоне. По мере взросления мы сможем представить им исторических героев, которые брали на себя разные задачи, принимали сложные решения и несли ответственность за результат.

Задания – ещё один идеальный инструмент для воспитания детей. Подобно урокам, извлечённым из литературы и истории, мы можем приучать наших детей с раннего возраста помогать по дому, поддерживать порядок и чистоту в их комнатах и ​​выполнять множество других мелких задач.

Четырёхлетняя девочка, которая живёт в доме напротив меня, помогает своей маме. Она накрывает обеденный стол каждый вечер и наслаждается ощущением того, что она помощница матери настолько, что всегда просит больше работы по дому. Старшие дети косят газон и присматривают за своими младшими братьями и сёстрами. Такая работа помогает подготовить их к обязанностям по работе вне дома в подростковом возрасте, а затем и к самостоятельной взрослой жизни.

Школа также играет огромную роль в этом обучении. Хорошо написанное сочинение, представленное вовремя, является признаком зрелости. Десятиклассник, забывший работу дома, получит более низкую оценку за не вовремя сданную работу. Должен ли родитель принести сочинение в школу? Или он должен позволить своему сыну пострадать от последствий своей забывчивости и усвоить урок личной ответственности?

Почти каждый день предлагает нам возможность укрепить наше чувство ответственности. Если мы женаты, мы обязаны любить свою супругу и заботиться о ней, особенно в тяжёлые дни, когда всё шло не так на работе, или маленькие дети дома сводили нас с ума своими ссорами. Если у нас есть дети, мы обязаны воспитать их как можно лучше, чтобы они были внимательными и добрыми, сильными перед лицом невзгод, не боялись говорить правду, когда того требует ситуация, и многое другое.

В мире за пределами дома наша самая большая ответственность проистекает из золотого правила:

«Не делай своему другу того, что ты не хотел бы по отношению к себе».

Эта старая мудрость подходит к любой ситуации, и для того, чтобы применить её, мы должны прежде всего осознать самих себя. Самосознание является основой ответственности за себя. Это важный совет, о котором Питерсон напоминает нам: чем больше ответственности мы берём на себя и учим других, как это делать, тем лучше мы делаем мир вокруг себя.

Автор получил первую премию «Общества классических поэтов» 2017 года и является автором более 40 книг по образованию и менеджменту.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА