[Shutterstock] | Epoch Times Россия
[Shutterstock]

Что заставляет наш организм слушать поп, рок и рэп?

Родители, задумайтесь о том, что слушают ваши дети
Автор: 28.07.2022 Обновлено: 28.07.2022 09:56
Исследования показывают, что современная популярная музыка негативно влияет на здоровье и на творческие способности нас самих и наших детей. Что можно сделать и в каких случаях можно использовать музыку в целях исцеления?

13-летний Майкл вышел из школы после долгого учебного дня и, как обычно, надел наушники послушать музыку, которую он и его друзья любят слушать через YouTube. В плейлист попала ставшая популярной среди израильских детей песня Дуду Фарука:

«Сижу на ракете / Лечу ей в задницу / У меня зажёгся фитиль».

Хотя воодушевляющий и размашистый ритм интересует его больше, чем слова, тем не менее они достигают его и внедряются где-то в его сознании. Они проникают даже тогда, когда певец просто «выстукивал» буйные слова, как будто в них ничего не было:

«Благослови своё тело, и она (девушка из песни) отвечает артисту / арак арак арак / как сильно я хочу арак», — песня продолжает играть.

В исследовании, проведённом в декабре 2018 года, были проанализированы тексты более 6 тыс. самых популярных песен с начала 50-х по 2016 год, которые ежегодно попадали в хит-парад Billboard Hot 100. Исследователи из Технологического университета Лоуренса в Мичигане (США) обнаружили, что появление частоты гнева и печали в текстах песен постепенно и последовательно с годами увеличивалась. Песни середины 1950-х были наименее злыми, и с годами гнев, который выражался в словах, постепенно рос, пока не достиг своего пика в 2015 году.

Новое исследование было опубликовано в декабре 2020 года и показало, что тексты 25 самых популярных песен в жанре рэп в 1998, 2003, 2008, 2013 и 2018 годах (всего 125 песен за эти годы) находятся в серьёзном моральном упадке.

Что касается контента, связанного с самоубийствами, исследователи выявили увеличение количества песен с 0% в 1998 году до 12% — в 2018 году. Количество выражений, связанных с депрессией, удвоилось с 16% песен до 32%, а распространённость изображений, представляющих тяжёлые психические состояния, выросла с 8% песен до 44% в 2018 году.

В чём проблема с этим? Бесчисленные исследования показывают, что музыка не только влияет на наше эмоциональное и психическое состояние, в лучшую или худшую сторону, но также изменяет наше восприятие и выбор. Например, в исследовании, опубликованном в 2003 г., была представлена серия из пяти экспериментов, в которых изучалось влияние песен насильственного характера на возникновение агрессивных мыслей и враждебных эмоций.

Исследователи из Университета Айовы и Департамента социальных служб Техаса попросили 500 студентов прослушать различные песни, а для оценки степени агрессии в их мыслях и чувствах они дали им психологические задания. Например, ассоциативно составить слова, сочетание которых может иметь агрессивное значение. Это могут быть камень и палка и т. п. В другом эксперименте участников попросили пройти тест, в котором проверялись агрессивные мысли.

Исследователи следили за тем, чтобы песни с насилием и без насилия были исполнены одними и теми же исполнителями и исполнялись в одном музыкальном стиле на всех этапах эксперимента. Также учитывались статус и пол участников, например, студенты ли они, мужчины или женщины. Эксперимент также включал песни, в которых использовались юмористические слова, чтобы проверить, может ли комбинация юмористических слов вызывать мысли о насилии.

Результаты исследования показали, что песни со сценами насилия приводили слушателей к более агрессивным интерпретациям реальности в психологических задачах, которые им предлагалось выполнять. Они нагнетали враждебные чувства без какой-либо провокации или угрозы. Эффект не создавался за счёт определённых музыкальных стилей, исполнителя или определённых характеристик песен. Песня, которая включала юмористические слова, также усиливала агрессивные мысли.

Исследование присоединяется к ряду предыдущих исследований, в которых изучалась взаимосвязь между популярной музыкой и поведением. Исследование 1992 года показало, что агрессивное поведение уменьшилось после того, как музыка на канале MTV была отключена. В другом исследовании исследователи Техасского университета обнаружили, что среди студентов, предпочитающих рэп и хэви-металл, было обнаружен более враждебный настрой, чем среди студентов, предпочитающих другие виды музыки, такие как альтернативная музыка, музыка-соль (Soul) или кантри.

Они также обнаружили, что студенты, слушавшие хэви-металл, демонстрировали негативное отношение к женщинам. Другие исследователи обнаружили связь между предпочтением рэпа и хэви-металла и проблемами поведения в школе, плохими оценками, употреблением наркотиков, арестами и сексуальной активностью.

Оказывается, музыка, даже если она без слов, влияет на нас. В исследовании 1984 года изучалось влияние воздействия напряжённой музыки, спокойной музыки или отсутствия воздействия музыки на эмоциональное содержание рассказов, написанных участниками. Рассказы были написаны для ТАТ-теста, который через рассказы проверяет личностные качества участников. Получается, что наименее приятные рассказы писали участники, слышавшие напряжённую музыку.

Однако также было проведено множество исследований, которые говорят о том, что музыка других жанров, направлений и стилей может хорошо влиять на наше физическое и эмоциональное состояние. С 1960-х годов по настоящее время область музыкальной терапии во всех её формах развивалась и способствовала повышению осведомлённости о связи между здоровьем и музыкой. Если да, то почему музыка, которую мы и наши дети слушаем, движется в прямо противоположном направлении?

Движения дыхания

«И взял Давид скрипку, и играл на ней в руке своей; И хорошо ему просить, и хорошо ему, и злой дух отошёл от него».

Ещё в древности знали, что музыка обладает целебными свойствами. Дамон из Афин, греческий музыковед пятого века до нашей эры, учитель Перикла по древнегреческой культуре, сказал, что музыка — это могущественная вещь, потому что она имитирует движения дыхания.

«Музыка, согласно представлениям Древней Греции, имеет две стороны, — объясняет композитор и врач Афанасиос Дрицас (Athanasios Dritsas), член Международной организации медицины и музыки, в статье 2017 года. — С одной стороны, она может обуздывать человеческие желания, стремления и служить мощным нравственно-воспитательным средством. С другой стороны, она может воздействовать на „животную“ сторону души при её надрыве, а также служить успокаивающим фактором, как терапевтический эффект».

Греческий философ и математик Пифагор (ок. 496 — 582 до н. э.) считал, что музыка действует по гармоническим законам, проявляющимся во Вселенной. Он пытался найти то, что связывает вселенную, математику и акустическую науку о звуке и музыке. Пифагорейцы разработали методы настройки музыкальных инструментов и сформулировали гармонические принципы, составляющие основу акустики, которую мы знаем сегодня.

В древнекитайской культуре слово «медицина» происходит от слова «музыка». Древние китайцы верили, что музыка обладает целительной силой, и в традиционной китайской медицине использовали музыку для лечения болезней тела и разума. Эта вера исходила из мировоззрения, согласно которому каждая частица материи имеет свою жизнь, включая звуки. Каждый тон имеет свою характерную частоту, которая резонирует в теле человека и может воздействовать на его тело и эмоции.

Например, пять знаков древней пентатоники связаны с китайской теорией пяти элементов. Таким образом, каждый тон в звукоряде имеет энергетическое родство с одним из пяти различных органов человеческого тела: сердцем, лёгкими, печенью, почками и селезёнкой. Понимание состоит в том, что чистая музыка, находящаяся в гармонии с природой, может регулировать биологический ритм тела и приводить его в равновесие, поскольку выход из гармонии является причиной различных недугов.

«Сегодня врачи согласны с тем, что музыка может улучшить работу нейронной сети, замедлить сердечный ритм, снизить кровяное давление, снизить уровень гормонов стресса и воспалительных цитокинов и облегчить состояние пациентов, перенесших операцию, а также [помочь пострадавшим] от сердечных приступов и инсультов», — пишет Дрицас (Athanasios Dritsas).

Есть ли особая музыкальная структура, создающая лечебный эффект? Ранее мы писали о влиянии сонат Моцарта на мышление. Это объяснила Рина Леви, психотерапевт по музыке и частотам. По её опыту, классическая музыка с гармоничной и упорядоченной структурой помогает достичь более сбалансированной и организованной деятельности нервной системы и, таким образом, тело достигает более высокого уровня равновесия.

Леви объяснила, что в отличие от классических композиторов, таких как Моцарт, пик игры которого пришёлся на XVIII век, сочинение песни сегодня не требует специальных музыкальных знаний, поэтому «в этом нет слишком большой сложности». Хотя современная музыка имеет повторяющиеся паттерны (шаблоны), некоторые из которых уходят корнями в классические традиции, с 1950-х годов к музыке были добавлены другие факторы, которые изменили её и отдалили от традиций, на которых она основана. Наиболее заметным фактором является желание угодить слушателям и оправдать их ожидания. Вот почему многие популярные песни звучат одинаково.

Исследование, опубликованное в 2012 году, проанализировало с помощью алгоритмов паттерны, которые появились в одном миллионе популярных песен, опубликованных в 1955–2010 годах. Песни включали в себя стили рок, поп, хип-хоп, металл и электронную музыку. Анализ сосредоточился на громкости, на которой была записана песня; на высоте, которая отражает гармоническое содержание произведения, в том числе выбранные аккорды, мелодические и тональные особенности; на тоне звука — «окрас звучания», фактура и качество звука. Оттенок может быть связан с типом используемого инструмента или качеством и способом записи.

Исследователи обнаружили, что с годами паттерны и характеристики музыки стали более однородными. Они менее сложные, с меньшим разнообразием, и вы не удивитесь, если узнаете, что громкость звука при записи стала так же сильнее. Вместо того, чтобы использовать различные музыкальные инструменты для создания гармонии, сегодня, когда хотят создавать поп-музыку, используют комбинацию клавиатуры, ударной установки, семплера (звукового образца) и компьютерного программного обеспечения. Темы песен также изменились и стали гораздо более поверхностными. Всё это делает песни похожими друг на друга.

Тот, кто заметил это повторение, был блогер и музыкант Патрик Мецгер (Patrick Metzger). В августе 2016 года он опубликовал статью, в которой анализировал, сколько поп-звёзд используют в своих песнях одинаковый набор нот. Например, три ноты, которые сопровождают слова «Ва-о-ва-о» (Wa-oh-wa-oh). Хорошей иллюстрацией этого служит песня Кэти Перри «Калифорнийские девушки».

«Это звучит в таком большом количестве поп-песен, что уже преступление», — пишет Мецгер.

Он называет это «возгласом тысячелетия» — термин, который приобрёл популярность. По его словам, «возглас» (whoop) появляется в сотнях песен, которые с 2000-х находятся на вершине хит-парадов, и его использование становится всё более и более частым.

Кроме того, анализ данных, проведённый инженером-программистом по имени Эндрю Пауэлл Морс, показывает, что тексты песен стали простыми, им не хватает сложности и глубины. Есть песни, в которых одно и то же слово повторяется без перерыва снова и снова, и на этом всё заканчивается.

Артисты в музыкальной индустрии знают, что наш мозг любит знакомые вещи. Каждый раз, когда мы слышим что-то знакомое, в нашем сознании высвобождается нейротрансмиттер дофамин. Эффект усиливается, когда мы слушаем одно и то же. Именно поэтому индустрия популярной музыки постоянно заботится выпускать новые песни, относительно схожие по своим характеристикам.

«Причина успеха поп-музыки прежде всего в том, что почти каждая новая песня кажется нам знакомой ещё до того, как мы при первом прослушивании слышим её не более десяти секунд, — пишет Мецгер. — Слушатели сразу подключаются к песне через знакомую им структуру и тему, которые, по-видимому, звучат у них в ушах с тех пор, как они были в утробе матери».

Другая причина сходства между поп-песнями, а также скудость текстов и мелодий связана с тем фактом, что самые известные сегодня поп-песни написаны ограниченным числом композиторов. Шведский продюсер, певец и автор песен Макс Мартин написал множество хитов для Бритни Спирс, Тейлор Свифт, Джастина Бибера, Джастина Тимберлейка, Maroon 5, Pink, Кристины Агилеры, The Backstreet Boys и других. Американский продюсер и автор песен Лукас Готвальд, известный в индустрии как «Доктор Локк», работает в сотрудничестве с Мартином и также является автором многих хитов.

Цель написания многих песен — сразу привлечь внимание слушателей, выделиться. Усилия направлены на создание «хита». Если в прошлом мы должны были пойти в магазин и купить пластинку, несколько раз прослушать её дома, чтобы оценить произведение, то сегодня не только сам альбом стал произведением, неактуальным для многих слушателей, но и песни должны быть » «выдающимися и запоминающимися хитами», чтобы выжить.

Таким образом, звукозаписывающие компании не ищут таланты, а производят их. Есть песни, которые нам сначала не нравятся, но потом, просто слушая их снова и снова, мы к ним привыкаем, они начинают нам нравиться и, наконец, мы их тоже любим. Когда подростки сталкиваются с песней без глубокого содержания, громкой или жестокой, которую они могли бы отвергнуть с первого раза, они будут слышать её достаточно часто, пока не привыкнут любить и принимать её. И эта музыка будет формировать их мышление и влиять на их поведение.

То же исследование 2012 года, в ходе которого были проанализированы алгоритмы около миллиона песен, показало, что песни также стали громче (независимо от той громкости, которую выбирает потребитель). Звукозаписывающие компании увеличивают даже тихие участки, и громкость достигается за счёт диапазона динамики. Исследователи обнаружили, что мощность увеличивается на один децибел каждые восемь лет.

В своей книге «Законы» греческий философ Платон, находившийся, вероятно, под влиянием Пифагора, как и остальные его современники, пишет, что поскольку музыка основана на гармонических формах, её основная структура не может быть изменена только в целях удовольствия (в вольном переводе с англ.):

«Наша музыка раньше делилась на надлежащие ей формы… Мелодические стили этих и других форм не могли быть заменены — пишет он, имея в виду изменение, которое стало проявляться в его время. — Знание и рассудительный суд наказали непослушание. Не было ни свиста, ни странных немузыкальных голосов, ни аплодисментов.

Правило было слушать тихо и учиться […], но позже наступила нехарактерная анархия во главе с поэтами, обладающими природным талантом, но не знающими законов музыки… по глупости они обманывали себя и думали, что в музыке нет правильного или неправильного пути, и что судить о музыке нужно в зависимости от удовольствия, которое она дарит. В своих произведениях и теориях они внушили массам дерзость лба, что сами могут быть подходящими судьями […] Критерием была не музыка, а репутация абсурдного ума и смелости нарушать законы».

Конечно, звукозаписывающие компании и средства массовой информации не остановятся и не задумаются о том, какое влияние музыка окажет на психическое здоровье и поведение потребителей. Мы, родители, должны остановиться и задуматься об этом.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА