Древняя мудрость стоиков: как стать «сверхчеловеком»

Древние стоики считали природу разумным существом, а происходящие события — проявлением провидения
Автор: 30.01.2023 Обновлено: 30.01.2023 17:59
Страдание и отчаяние — это явления, характеризующие не только наше время. Если вы почитаете стоиков, то убедитесь, что ничего нового нет.

Стоики говорили, что проблемы человечества не меняются, а лишь надевают другую маску. Решения не меняются тоже.

Профессор Уорд Фарнсворт из Техасского университета в своей книге «Стоическая практика, философское руководство» пишет:

«Лучший совет, который кто-либо может дать в наши дни, независимо от того, дал ли он его мимоходом или написал бестселлер, часто сводится к повторению того, о чём давным-давно сказали стоики».

Стоики изучали страх, печаль, желание, ревность и другие психические состояния, которые занимали человечество с незапамятных времён. В отличие от буддистов, совершенствующихся в монастырях вдали от общества, стоики придерживались другого подхода — они занимались самосовершенствованием, будучи частью общества. И в отличие от философов-теоретиков последних столетий на Западе, стоики были философами-практиками, можно сказать, психологами, пытавшимися освободить людей от иллюзий жизни.

Однако изначально стоицизм включал в себя гораздо больше, чем просто психологию.

Древние стоики говорили о логике и физике, космологических и теологических теориях. Они считали природу разумным существом, а происходящие события проявлением провидения.

Стоицизм получил своё название после того, как Зенон из Китиона (Кипра) в третьем веке до нашей эры под влиянием философии Платона и Сократа развил самостоятельное учение в Афинах. Стоицизм называли «философией балкона», в отличие от «философии сада» (Эпикура), «философии академии» (Платона) или «философии Ликея» (лицей, расположенный на природе, в роще) Аристотеля.

Древняя мудрость стоиков: как стать «сверхчеловеком»

Зенон из Кетона

Хотя стоицизм был передан где-то в первых веках до нашей эры, от того времени остались лишь разрозненные фрагменты, и он известен в основном по трудам трёх философов, живших в первые два века нашей эры.

Один из них — Луций Анней Сенека (4 до н. э.-65 г. н. э.), который родился в Испании, но в детстве переехал в Рим и сделал карьеру юриста и политика. Сенека был советником Нерона, жестокого императора, по сути, он был первым министром Римской империи. Но судьба его была трагической.

Нерон обвинил Сенеку в заговоре, организованном государственным деятелем Гаем Пизоном с целью убийства Нерона, и мыслитель вынужден был покончить жизнь самоубийством в наказание. Сенека оставил после себя письма, диалоги и эссе по философии, а также несколько пьес.

Древняя мудрость стоиков: как стать «сверхчеловеком»

Луций Анней Сенека

Второй философ — Эпиктет (55–135 гг. н. э.), родился в рабстве на территории современной Турции и был доставлен в Рим, чтобы служить у одного из секретарей Нерона, который разрешил Эпиктету учиться у Гая Музония Руфа, великого стоического учителя того времени в Риме, пока не был освобождён из рабства.

Когда император Домициан изгнал философов из Рима, Эпиктет переехал в Грецию и основал там школу. Он не оставил сочинений. Беседы с ним записал сенатор Флавий Арриан, который стал учеником Эпиктета, опубликовав сборник мыслей философа под названием «Беседы», из которого также была составлена книга под названием «Руководство».

Древняя мудрость стоиков: как стать «сверхчеловеком»

Эпиктет

Третьим философом был Марк Аврелий (121–180), который родился в Риме и в подростковом возрасте был усыновлён наследником престола Антонином Пием, впоследствии ставшим императором. После его смерти императором стал Марк Аврелий, оставивший философские заметки на греческом языке, собранные в книгу под названием «Размышления».

Урок первый: всё зависит от мыслей и от отношения

Большинство людей считают, что их удовольствия, страдания, желания и страхи связаны только с событиями и реакцией на них. Например, вы застряли в пробке по дороге на работу, дети начали драться или сосед сказал что-то невпопад. Вы разозлились. Из-за кого или чего вы разозлились? Ответ — из-за пробки, детей и соседа.

Стоики утверждали, что так думать ошибочно, потому что в нашем мире всё происходи в 3 этапа: событие, наше мнение (суждение) о нём, а затем реакция на мнение (суждение). То есть человек реагирует не на внешние события, которые с ним происходят, а на своё мнение, то есть мысли о них, зависящие от самого человека.

«Если какая-либо внешняя вещь причиняет вам огорчение, то вас беспокоит не сама вещь, а ваше огорчение. И вы в силах его устранить», — писал Марк Аврелий в своей книге «Размышления».

Идея хорошая, но всё же её трудно реализовать.

«Очень трудно контролировать мысли, разум умеет сочинять разные истории о том, откуда берутся наши реакции на вещи. Разум заставляет нас поверить в то, что его трактовка внешних событий — реальность, но на самом деле это не так, мы реагируем на наши собственные мысли по поводу внешних событий, — объясняет профессор Фарнсворт. — Оскорбление не имеет смысла, если мы не придаём ему смысла. Когда сосед шумит или плохая погода и вы злитесь, это значит, что вас беспокоит ваше суждение об этих событиях, а не сами события. Вы решили в своём уме, что они плохие, что они важны для вас, что вы должны злиться на них. Но сами события не могут заставить вас так думать. На самом деле любые вещи вас ни к чему не принуждают. Просто вы сами реагируете так».

«То же самое происходит с желаниями, возникающими в вас, со страхами и со всеми другими психическими состояниями. Мы всегда чувствуем, как будто реагируем на вещи, происходящие в мире; на самом деле мы реагируем на вещи, происходящие внутри нас самих. Иногда изменение себя будет более эффективным и логичным, чем попытки изменить мир».

Целью стоиков было научиться разумом понимать душу. Другими словами, помочь «рыбе лучше ориентироваться в воде».

«Людей беспокоит не то, что происходит, а то, что они думают о том, что происходит, — сказал Эпиктет. — Вот почему мы никогда не будем обвинять других, а только самих себя, вернее, только свои мысли».

«Всё зависит от мышления, — добавил Сенека. — Мы страдаем из-за нашего мышления. Каждый человек несчастлив в той мере, в какой он убедил себя в этом».

«Удали своё суждение, и то, что «болело», тоже будет удалено. Убери «я обижен», и пройдёт обида», — резюмировал Аврелий.

Но на самом деле бывают очень сложные ситуации. Физическая боль, например, действует независимо от наших мнений или суждений. А если человек не ест, он будет чувствовать голод. Это физиологический механизм, как мы привыкли думать. Если мы не будем есть, мы будем испытывать голод.

«Верно, — говорит профессор Фарнсворт, — это проявления нашей физиологии. Существуют также проявления, связанные с генетикой. Сенека писал, что мы рождаемся с определёнными качествами, с определённым темпераментом, которые трудно контролировать. Однако мы можем контролировать нашу реакцию на них. Например, когда мы чувствуем физическую боль или, альтернативно, удовольствие, очень трудно различить роль сознания в формировании нашей реакции, потому что боль всегда кажется проявлением внешних факторов. Вопрос в том, насколько боль будет нас занимать, сколько внимания мы ей уделим и сколько разочарования она вызовет у нас. Страдания и удовольствия становятся большими или маленькими в зависимости от того, как мы говорим о них самим себе, или от нашего суждения об их тяжести».

Когда стоики писали о сложных реакциях на изменения, таких как реакция на вкусную или отвратительную пищу, или реакция на острую боль, они использовали сравнения. Они наблюдали, как разные люди по-разному реагируют на одно и то же событие. Например, скорбь о смерти любимого человека по-разному переживается в разных культурах. Если мы поймём это, говорят они, мы сможем сравнить наши реакции с реакциями других людей, переживающих подобное событие или состояние, и увидеть свою степень реакции на них.

Государственный деятель и философ Марк Туллий Цицерон, находившийся под влиянием стоиков, писал:

«Факт, что мужчины-воины переносят боль легче, зная, что страдают ради отчества. Но ту же боль переносят тяжелее, если она связана с другой, незначительной причиной. Оказывается, что интенсивность боли зависит от душевного состояния человека, а не от врождённых качеств. Цицерон пытался донести простую мысль: мы гораздо более чувствительны к порезу, сделанному на нашей коже хирургом, чем к порезу, нанесённому мечом в пылу битвы».

«По правде говоря, ты всего лишь боль, — писал Сенека о своей боли в своего рода диалоге, который он вёл с ней. — Ты та же самая боль, которую презирает страдающий подагрой или несварением желудка и которую мужественно переносит женщина при родах».

Сенека не случайно употребил слово «презирает», говоря о человеке, страдающем подагрой. Слово «презирать», поясняет профессор Фарнсворт, трактовалась стоиками совершенно иначе, чем сегодня. Это слово не означало для них какого-то презрения к боли, а отношение к ней как к чему-то маленькому или неполноценному, фактору, который необходимо преодолеть.

Цицерон писал, что если многие способны переносить боль и страдание, то, вероятно, способен и каждый из нас, простых людей.

«Когда видите детей в Спарте, юношей в Олимпии и варваров в амфитеатре, получающих самые тяжёлые раны и переносящих их в молчании, разве вы, если какая-то боль настигнет вас, будете кричать? […] Разве вы не предпочли бы выносить её решительно и твёрдо, не крича, что это невыносимо?»

Второй урок: отпустите то, что вы не можете контролировать

Большая часть работ стоиков была посвящена изучению внешних воздействий на людей: каковы они, как мы их неправильно оцениваем и как они нас порабощают. «Внешнее» можно определить как нечто вне нас самих или вне нашей власти — богатство, удачу или невезение, мнение других о нас.

Одна из целей стоиков — относиться к внешним влияниям, не цепляясь за них. Если мы получаем, например, большое богатство, стоики не просят нас отказаться от него, но использовать его, не держась за него. То есть без того, чтобы оно всё время был в центре внимания, причиняя нам беспокойство.

Древняя мудрость стоиков: как стать «сверхчеловеком»

Профессор Уорд Фарнсворт (CC BY-SA 4.0)

«Представьте, что вы хотите одного больше, чем другого, но не получаете этого. Вы бы разозлились из-за этого? Если вы злитесь, вы привязаны и зависимы от него, — объясняет Фарнсворт. — С другой стороны, в вашей жизни может произойти что-то, чего вы не хотите. Ваше сердце будет затронуто? Для стоиков все внешние вещи, которые они не могут контролировать, подобны пролитому молоку. Мы думаем, что можем их контролировать, но на самом деле не можем. Мы только обманываем себя, веря, что у нас есть власть над ними, и поэтому мы становимся несчастными и зависимыми».

«Что-то в нашей власти, а что-то нет, — говорил Эпиктет. — В нашей власти воля и все действия, вытекающие из воли; вне нашей власти тело и его части, имущество, родители, братья и сёстры, дети, государство, словом, все наши друзья».

«Единственный путь к истинному процветанию — и пусть это правило будет под рукой утром, днём и ночью, это отказаться от того, что не контролируется волей», — добавил он.

Философ Артур Шопенгауэр, находившийся под влиянием стоиков, по этому поводу написал в своей книге «Мудрость жизни»:

«Обыкновенный человек своё счастье находит во внешних по отношению к нему вещах: в имуществе, статусе, жене и детях, друзьях, обществе и т. д. Когда он их теряет или разочаровывается в них, рушится основа его счастья. Другими словами, центр тяжести находится не в нём самом; он постоянно меняет своё место при каждом желании и капризе».

Одна из вещей, которая «не в нашей власти», говорит Эпиктет, — это везение. Переводчик книги о Марке Аврелии на иврит Авраам Аруати написал во введении, что первооснова человеческой жизни, согласно стоическому воззрению, — «жить по законам природы». Природа создана не эволюцией, а управляющим ею «божественным разумом».

«В каждой грани творения есть искра одного и того же божественного элемента, — пишет Аруати. — Следовательно, человеку надлежит направлять свою жизнь в соответствии с божественной частью в нём и жить в соответствии с велениями логики».

Мудрец-стоик понимает, что всё происходящее на его пути, будь то удача или невезение, происходит под наблюдением логики — не человеческой, а божественной логики, и поэтому он должен принять это и двигаться естественно. Это единственное правильное решение.

«Человек есть ученик Бога и тот, кто Ему подражает, — писал Сенека.

Но Бог как учитель или воспитатель не обязан делать человека счастливым и посылать ему только удачу, как принято думать. Бог, писал Сенека, «настаивает на добродетели, воспитывает человека очень строго.

«Он — строгий отец […] Он не обращается с добрым человеком, как с игрушкой, а испытывает его, куёт и готовит его. Ковка происходит через трудности и испытания. Где добро? В нашем выборе. Где зло? В нашем выборе. Где нет добра и зла? Там, где мы не выбираем».

Эпиктет был рабом, поэтому он говорил о зависимости человека от внешних событий, называя такую зависимость формой рабства. Те, кто привязан к внешним вещам, порабощены теми, кто контролирует эти вещи.

«Если вы пристрастны к чему-то вовне вас, то вы неизбежно будете колебаться вверх и вниз по воле Господина вашего пристрастия. А кто ваш Господин? Тот, кто контролирует то, чего вы пытаетесь достичь или избежать».

«Если увидишь человека ноющим, жалующимся, не процветающим, назови его рабом», — заключает Эпиктет.

«Покажите мне человека, который не является рабом, — добавил Сенека. — Один — раб похоти, другой — жадности, третий — честолюбия, все люди — рабы страха. Я расскажу вам о бывшем консуле, рабе злой старухи, миллионере, рабе своей наложницы; я покажу вам молодых дворян, порабощённых дешёвыми развлечениями, которыми управляют актёры и танцоры! Нет рабства более позорного, чем то, в которое мы сами себя помещаем».

Почему нас так привлекает всё внешнее? Стоики утверждали, что одна из причин в том, что мы не видим их такими, какие они есть. Мы не видим их ясно. Сенека считал, что мы должны смотреть на них, как дети смотрят на вещи, и тогда, возможно, мы поймём, насколько бессильны и смешны те вещи, которыми мы восхищаемся.

«Дети относятся к каждой игрушке, как к чему-то ценному, дорожат украшениями, купленными за грош, которые важнее для них, чем родители или братья. И в чём тогда, как говорит Аристотель, разница между нами и детьми? Мы, взрослые, также сходим с ума от картин и скульптур, только взрослые игрушки стоят нам дороже».

Сенека добавляет, что мы должны «снять маску не только с людей, но и с внешних вещей и вернуть каждому предмету его истинный вид».

Чтобы снять маску с внешних вещей, стоики предлагают два метода. Первый — ничего не добавлять своего, когда что-то видишь и слышишь. Не давать оценку, ни хорошую, ни плохую, чтобы избежать волнений или разочарования. Марк Аврелий очень ясно выразился по этому поводу:

«Не говорите себе ничего, кроме того, что говорят вам ваши первые впечатления».

«Предположим, я вижу, что мой ребёнок заболел. Это то, что я вижу, но я не знаю, в опасности он или нет. Не нужно анализировать, нужно остаться с первой информацией — мой ребёнок заболел, и всё».

Древняя мудрость стоиков: как стать «сверхчеловеком»

Мы должны снять маску не только с людей, но и со всех внешних по отношению к нам вещей, и вернуть каждому предмету его истинный вид. (Shutterstock)

Подобный практический совет давал и Эпиктет:

«Ради всего святого, упражняйтесь в малом, а потом переходите к большему. Если болит голова, не жалуйся. Если болит ухо, не жалуйся».

Второй стоический метод снятия маски с внешнего — это редукция. Абстрагирование внешнего события до уровня его компонентов. Например, как пишет Аврелий, «когда едим мясо, мы можем думать, что это рыба, птица или свинья». Или когда пьём дорогое вино, можем думать:

«Это роскошное вино — капля грозди винограда, а это пурпурное одеяние — овечья шерсть, окрашенная кровью моллюсков».

По поводу «спаривания», как называл это Аврелий, надо подумать, что это трение между частями внутренних органов с некоторой конвульсией, выделение слизи.

«Такие впечатления касаются самой сути вещей и позволяют нам увидеть, каковы они на самом деле. Мы должны делать то же самое во всех областях жизни, и всякий раз, когда вещи кажутся переоценёнными, мы должны обнажать их в своём уме, осознавать их дешевизну, лишая их престижа».

Сенека привёл собственный пример:

«Никто из тех, кто был поднят на высоту благодаря богатству и почёту, не является действительно великим. Почему же он кажется вам великим? Потому что вы измеряете статус вместе с человеком. Карлик невысок, хотя и стоит на вершине горы; статуя великана всё равно будет высока, даже если вы поместите её на дно колодца. Это ошибка, которой мы руководствуемся и действуем. Мы не оцениваем человека по его характеру, а оцениваем его по одёжке».

Одёжка — это маркеры, богатство, статус, выполняемая роль. Они должны быть сняты с человека, чтобы «измерять» его без них. То же самое, поясняет Сенека, человек должен сделать с самим собой.

Урок третий: не нарушайте принцип непрерывного изменения

Аврелий писал ещё об одном особенно важном для стоиков принципе — «мир находится в непрерывном изменении». То, что кажется нам «большим» и «важным» сегодня, благодаря непрерывной смене времени в будущем окажется ничтожным и малым, когда мы оглянемся назад. Вот почему, когда вы сталкиваетесь с различными проблемами, особенно трудноразрешимыми, вы должны смотреть на них отстранённо, без эмоций. Таким образом, может быть, мы сможем решить это.

Но невозможно наблюдать за текущими проблемами с точки зрения будущего. Вот почему Аврелий предложил иную точку зрения — вместо локального взгляда на мир, создающего узкую картину реальности, посмотреть на нашу жизнь с более высокой точки зрения — например, Вселенной. Так мы увидим, насколько мы маленькие и незначительные в общей картине мироздания.

«Представь себе необъятное расширение горизонтов времени, взгляни на всю вселенную; затем сравни жизнь нашу человеческую с бесконечным пространством. Ты увидишь, как мало то, к чему мы стремимся и что хотим продлить», — писал Сенека.

«Можно вспомнить людей, проживших долгую жизнь, людей преклонного возраста, пусть каждому из них по сто десять лет. Но когда вы представите себе всецелое время, разница между самой короткой и самой длинной жизнью будет равняться нулю. Изучая расстояния, сравнивая времена, вы поймёте, сколько отведено каждому на жизнь».

Сенека отметил, что мудрый человек сказал бы именно то, что сказал Маркус Катон (стоик, умерший примерно за четыре десятилетия до рождения Сенеки), оглядываясь на прожитую жизнь:

«Весь человеческий род, какой он есть сейчас и каким он будет в будущем, обречён на гибель. Из всех городов, когда-либо правивших миром, и из всех славных памятников империй прошлого люди однажды спросят, где они были. Зачем же мне сердиться и печалиться в отведённом мне крошечном промежутке времени для жизни?»

Сенека не придумал этот пример. Именно это произошло с «Семью чудесами света» древнего мира — списком знаменитых зданий, возведённых в древности в Средиземноморье и упомянутых в эллинистических писаниях, как места особой важности, отмечающие достижения человечества. Из всех памятников сохранилась только Великая пирамида в Гизе.

Древняя мудрость стоиков: как стать «сверхчеловеком»

В список чудес света входит огромная статуя Гелиоса, бога солнца, Колосса Родосского. (ClassicStock/Alamy Stock Photo)

Люди тоже исчезают после смерти, и никто о них не помнит, если только они не были героями, да и их тоже склонны быстро забывать. Аврелий писал:

«Выражения, некогда бывшие привычными, теперь требуют пояснения. Точно так же и имена людей, бывших когда-то героями, теперь нуждаются в пояснении. Все вещи меркнут и становятся простыми историями и вскоре предаются полному забвению. И я говорю только о тех, которые ярко светились. Что же касается остальных, то они ушли и были забыты, когда испустили последний вздох. Да и что такое мировая память? Совершенная пустота».

Древняя мудрость стоиков: как стать «сверхчеловеком»

Ещё одно чудо света — статуя Зевса в Олимпии. (ClassicStock/Alamy Stock Photo)

«Мы можем думать, что мы особенные, что наши жизненные обстоятельства редки, что то, что с нами происходит, уникально, но на самом деле то, через что мы проходим, уже случалось раньше, — объяснял Аврелий. — Посмотрите вверх и вниз, и вы найдёте те же самые вещи, которыми полна история, ничего нового, всё и знакомо, и преходяще».

Четвёртый урок: смерть

Смерть была очень значима для стоиков, потому что они видели в ней внешнее событие, а внешние события, как мы уже знаем, стоики любят препарировать и анализировать. Но смерть служила им не только для этого. Факт, что мы все умрём в будущем, позволил им развить мысли о скромности, бесстрашии и умеренности.

«Можно сказать, что в глазах стоиков преодоление страха смерти является величайшим философским достижением, которого может достичь человек», — говорит профессор Фарнсворт.

«Смерть принадлежит тому, что не является злом, но всё же имеет в себе видимость зла, — писал Сенека. — Мы видим в этом что-то плохое, потому что любим себя и имеем в себе стремление к существованию и самосохранению, а также отвращение к распаду тела. Распад, способный украсть у нас всё хорошее, что есть в жизни, и увести нас от изобилия, к которому мы привыкли».

Сенека рассматривал ещё один элемент, который удерживает нас от смерти:

«Мы знаем настоящее, но не знаем будущего, в которое мы перенесёмся, и мы боимся неизвестного».

Согласно стоикам, преодоление страха смерти на самом деле меняет наше отношение к ней.

«Что такое смерть? Маска. Выверни её наизнанку, и ты убедишься в этом. Видишь, она не кусается, — сказал Эпиктет. — Это маленькое тело и дух в нём должны снова, как прежде, расстаться, или сейчас, или в будущем; так почему же вы боитесь, если это произойдёт сейчас? Потому что если не сейчас, то будет в будущем. Зачем? Чтобы выполнить вселенский план».

Аврелий писал, что мы должны принимать план Вселенной таким, какой он есть, как часть круговорота жизни:

«Не презирайте смерть, но довольствуйтесь ею, потому что это тоже одна из тех вещей, которых хочет природа. Зачем быть молодым и стареть, и расти, и достигать зрелости, и выращивать бороду, и растить детей, и быть беременными, и рожать, и все другие естественные действия, которые приносят времена вашей жизни, включая распад. Путь тех, кто глубоко мыслит, — не быть беспечными, нетерпеливыми или высокомерными по отношению к смерти, а ждать её как одного из действий природы».

Древняя мудрость стоиков: как стать «сверхчеловеком»

Не презирай смерть, но будь доволен ею, потому что это также одна из тех вещей, которых хочет природа.

Одно из самых известных высказываний Сенеки:

«Мы должны подготовиться к смерти, прежде чем начнём готовиться к жизни. Тот, кто научится не бояться смерти, умертвит в себе раба. Он выше всякой внешней силы… Может ли его напугать тюрьма, наручники и решётки?»

За триста лет до Сенеки Платон также обратился к этому вопросу:

«Бояться смерти, господа, есть не что иное, как думать, что человек мудр, когда он не таков; это значит думать, что человек знает то, чего он не знает. Ибо никто не знает, является ли смерть величайшим благом для человека. Но они боятся смерти, будто знают, что она — величайшее зло».

Смерть причиняет боль? Сенека писал, что перед смертью человек может испытывать боль, но сама смерть безболезненна. Аврелий добавил, что большинство людей, боящихся смерти, не хотят расстаться со старыми чувствами или желают испытать новые чувства, но «если у вас нет никаких чувств ни к кому и ни к чему, то и ничего плохого вы не почувствуете. А если у вас есть ощущения другого рода, то вы будете другим существом, поэтому жизнь для вас не прекратится».

Когда умирает член семьи — ребёнок, муж или жена, отец или мать, большинство из нас переживает утрату так, будто у нас что-то отняли. Но со стоической точки зрения это ошибка — мы не можем потерять членов нашей семьи, а только вернуть их, потому что они никогда не были нашими. Эпиктет сказал:

«Никогда не говори о вещи: «Я её потерял», но говори: «Я вернул её». Ваш ребёнок умер? Он вернулся. Ваша жена умерла? Она вернулась».

Что такое смысл жизни? И есть ли оптимальная продолжительность жизни? Сенека сказал, что цель жизни — «достичь мудрости». Важно не количество, а качество. Цель состоит в том, чтобы жить мудро, что является «доведением нравственности до совершенства», писал Аврелий.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА