Alamy Stock Photo | Epoch Times Россия
Alamy Stock Photo

Философия Брюса Ли: «Нужно уметь смотреть в себя, чтобы увидеть, что необходимо исправить»

Наша уникальность заключается во внутреннем самосовершенствовании, а не во внешнем
Автор: 28.02.2022 Обновлено: 28.02.2022 09:43
Дочь легендарного мастера боевых искусств Брюса Ли решила написать книгу о философии своего отца. Чему он учит?

Когда я начала читать книгу «Будь водой, друг мой…», написанную Шеннон Ли, дочерью известного мастера боевых искусств Брюса Ли, у меня возникли сомнения в способности книги раскрыть «глубокую жизненную философию» легендарного бойца. Ведь Брюс Ли прежде всего актёр, игравший определённые роли в своих фильмах, а не мыслитель, оставивший после себя научные труды, статьи или обширную жизненную мудрость.

Шеннон Ли потеряла отца в 1973 году в возрасте четырёх лет. В 24 года она также лишилась и старшего брата Брэндона, который погиб в результате несчастного случая на съёмочной площадке. В результате Шеннон почувствовала себя оторванной от нормальной жизни и погрузилась в глубокую депрессию. Два года спустя к ней в руки попало много тетрадей, полных записей, написанных её отцом.

Тексты заставили её пробудиться к философии своего отца и связать эту философию с его фильмами и повседневным поведением. Искренность, с которой Брюс Ли прожил свою жизнь, его попытки достичь философской глубины через боевые искусства в поединках со своими противниками преподали  Шеннон уроки, наполненные пониманием жизни. Погрузившись в его тексты, Шеннон начала понимать, что философия её отца была ответом на вопрос: почему же ей пришлось так страдать?

«Брюс Ли на самом деле был философом, — пишет Шеннон в своей книге, — хотя за свою короткую жизнь, закончившуюся в 32 года, он не опубликовал ни одной своей мысли».

Ли начал изучать боевые искусства Вин Чун-Кунг Фу в Гонконге, когда ему было 13 лет, у мастера по имени Ип Ман. Ип объединил в своём обучении физические техники с даосской философией, которая включает в себя принципы достижение баланса между инь и ян, а также между взаимодополняющими друг друга противоположностями, встречающимися в природе:  мужским и женским, горячим и холодным, сильным и слабым, хорошим и плохим и многим другим. Ли свидетельствовал о самом себе:

«Всему, чему я научился, я научился с помощью боевых искусств».

Таким образом, с этими боевыми искусствами он соизмерял всю свою жизнь.

Быть водой

Когда Брюс Ли начал тренироваться с Ип Маном, он был живым и подвижным подростком. Ли родился не только в год дракона, но и в час дракона, и был как «огонь» (мужская энергия Ян по даосской концепции). Его прозвали непоседой, а также он получил прозвище «Маленький дракон».

Поэтому Ип Ман пытался научить Ли уравновешивать свою энергию, уравновешивать инь и ян —энергию, характеризующую мужскую сторону его личности, и энергию, характеризующую более мягкие его стороны. Для этого Ип Ман использовал примеры из природы. Например, он говорил с ним о разнице между дубом и бамбуком.

«При сильном ветре дуб рухнет, а бамбук выживет», — повторял он.

Идея заключалась в том, чтобы научить неугомонного Ли уравновешивать свой темперамент мягкостью и гибкостью. На другом уроке он сказал Ли:

«Никогда не выступай против природы. Никогда не выступай против какой-либо проблемы, контролируй её, плыви по течению вместе с ней».

Ли было трудно понять значение этих высказываний. Он был очарован тренировочными боями, которые проводил со своими противниками, концентрируясь на чёткой стратегии, просчитывая свои шаги и желая контролировать свои движения. Мастер Ип пытался намекнуть ему, что это неправильный путь в кунг-фу. Но Ли пока было трудно принять это. Наконец мастер решил отправить юношу домой и сказал:

«На этой неделе больше не практикуй. Иди домой и подумай над тем, что я тебе сказал».

Однако Ли не мог сидеть дома спокойно. Каждый день он продолжал заниматься самостоятельно, пытаясь медитировать и понять, что же его учитель пытался ему сказать. Разочарованный, он в конце концов отправился в гавань, сел в маленькую лодку и позволил волнам унести себя. В одиночестве он начал размышлять о времени, которое провёл на тренировках: что он сделал не так? Почему он не понимает, что имел в виду его учитель? Он наклонился и ударил рукой по морской воде.

Внезапно его осенила мысль. Позже Ли писал:

«Разве вода не отражала для меня принцип кунг-фу? Я ударил её, но она не испытала боли. Я ударил изо всех сил — и всё же она не пострадала. Я попытался схватить её рукой, но понял, что это было невозможно. Эта вода, самая мягкая материя в мире, которая может храниться в самой маленькой баночке, только выглядит слабой. На самом деле она может проникать сквозь самые твёрдые материалы. Вот оно! Я хочу быть подобным природе воды».

Так начались отношения Ли с водой — стихией, с одной стороны, естественной, но в то же время регулируемой; беспристрастной, но могущественной; мирной, но глубоко проникающей. Вода течёт и находит свой путь, несмотря на препятствия.

«У неё нет границ, — писал Ли. — Она присутствует в настоящем и соответствует обстоятельствам среды. Она готова двигаться в любом направлении, где есть проход. Если вы бросите камень в ручей, то поток приспособится и даст место для камня».

Ли понял, что вода — это метафора не только кунг-фу, но и всего остального в жизни. Когда он попытался схватить воду, она прошли сквозь его пальцы, а когда он попытался ударить по ней, вода ушла с его пути и не пострадала.

В начале его знаменитого фильма «Выход дракона» (1973) есть короткая сцена, в которой Ли выходит обучать ученика по имени Лау. Молодой ученик и Ли кланяются друг другу, и тут начинается интересный диалог.

Ли: «Ударь меня».

Лау ударяет Ли ногой боковым ударом, но Ли останавливает его.

Ли: «Что это было? Демонстрация? Нам нужны эмоции. Попробуй ещё раз».

Лау сжимает брови и наносит ещё один, более сильный удар ногой. Ли снова останавливает его.

Ли: «Я сказал “эмоции”, а не гнев. Попробуй ещё раз. Будь со мной».

Лау концентрируется на Ли и наносит  точный удар ногой в грудь. Эти двое двигаются в гармонии, когда Лао бьёт ногой, Ли движется назад, чтобы уйти от удара.

Сцена, которую написал Ли, отражает его философию, утверждает Шеннон. Ведь что такое бой, в конце концов? Шеннон спрашивает и сразу отвечает:

«Это активные взаимоотношения. Ваш противник заблокирует любой ваш удар ногой или кулаком и ответит вам ударами ногами и кулаками. Но он также почувствует вашу энергию, вашу реакцию и вашу уверенность или опасение».

И что ещё более важно — это не отношения, в которых есть соперничество.

«Заметь, — писал Ли, — что ты хочешь быть лучшим, а не лучше противника. Взаимоотношения между противниками не являются соперничеством».

Ли не верил в соперничество. Он видел в этом неправильную модель для личного духовного роста. Когда вы соревнуетесь, то на самом деле вы сосредотачиваетесь на чём-то внешнем по отношению к вам. Вы просто пытаетесь возвыситься над кем-то или выиграть приз. Это не должно быть целью, по мнению Ли. Акцент должен быть на вашем личностном росте в этом процессе.

Ли считал, что если мы потратим долгие часы на то, чтобы понять, как действует противник, то получим очень мало информации о себе. В этой модели мы узнаем о недостатках соперника, а не о том, что делает нас уникальными.

«Но, когда мы становимся водой, — говорит Ли, –  мы становимся чем-то, что не находится в соперничестве с окружающим нас, а вводит нас в состояние взаимного творчества и сосуществования. Вода не хочет быть лучше земли. Вода просто то, что она есть, и земля тоже просто то, что она есть. Иногда вода поднимается над берегом реки, а иногда берег реки изменяет путь течения воды. В состоянии нейтральности или пустоты, когда нет сравнения и нет осуждения, то нет и соперничества. Жизнь — это не соревнование. Это взаимное творение».

Избавиться от шести «болезней»

Брюс Ли утверждал, что есть шесть «болезней», которые возникают в результате соперничества:

  1. Стремление к победе – «Я должен победить. Если я не выиграю, я неудачник, а если я выиграю, то все остальные неудачники».
  2. Стремление действовать технически хитро — человек полагается на силу своей мудрости, чтобы показать противнику, насколько он велик. Ему нет дела до других людей и их эмоций, пока все видят, какой он умный.
  3. Желание показать всё, чему мы научились: «Посмотрите на меня. Я многое знаю. Я могу подробно говорить обо всём, независимо от того, что скажут другие».
  4. Стремление вызвать уважение у противника: «Я собираюсь сделать что-то потрясающее и невероятное, чтобы привлечь ваше внимание».
  5. Стремление играть пассивную роль: «Со мной так легко справиться, кто же не полюбит меня. Я отложу в сторону всё важное для меня, чтобы убедиться, насколько видно, что я любим и прекрасен».
  6. Желание избавиться от одной из заразивших нас «болезней»: «Хотя я продолжаю делать что-то плохо и знаю, что ошибаюсь, пока ты видишь внешне, что я стараюсь, то всё в порядке. Это взгляд вовне, а не внутрь, который направлен на важность того, какими нас видят другие, а не проистекает из подлинного внутреннего желания совершенствоваться.

Шесть «болезней» представлены в книге Шеннон как напоминание каждому из нас о необходимости ежедневно проверять себя в различных ситуациях. Признаем ли мы в себе одну из этих «болезней»? Если мы найдём причину такой «болезни», как говорит Шеннон, возможно, мы сможем от неё излечиться. Ведь Ли напоминает нам, что такие «болезни» — это «мощные» (с точки зрения буддийской философии) мысли, которые мы держим и не хотим отпускать, — мысли, которые мешают нам расти и становиться лучше.

Ли также подчеркнул, что всё, что с нами происходит, является неким внутренним отражением происходящего. Когда вы жалуетесь на то, что другие люди любят осуждать других, вероятно, вы сами любите осуждать. Когда вы отворачиваетесь от кого-то и считаете, что он к вам не добр, то, вероятно, вы сами не доброжелательны. А когда вы говорите, что кто-то сплетничает,  — вы сами сплетничаете. Всё это ловушки, которые могут сделать вас успешными, но успешными всегда вовне. Ловушки изолируют вас и будут тормозить ваш внутренний духовный рост.

Ясно осознавать

«Я говорил, что важным компонентом “быть водой” является осознание, — утверждает Ли. —Осознавать что? Осознавать происходящее не только по отношению ко всему окружающему, но и по отношению к нашим мыслям».

Для многих из нас жизнь просто идёт сама по себе. С того момента, как встаём утром, мы запускаем свой автомат: идём в ванную, готовим кофе, одеваемся, что-то едим, едем на работу, разговариваем с людьми и т. д. События происходят как бы сами собой. То же самое происходит с «дремлющим» человеком, когда он возвращается домой с работы и вдруг обнаруживает, что уже добрался до места назначения. Он задаётся вопросом: что же произошло? Получается, что это его тело само по себе ехало домой, не используя сознания?

Ли объяснил, что если мы будем совершенствовать мысли и пытаться осознавать каждую секунду каждую свою мысль и движение, со временем наша способность концентрироваться улучшится, и мы обнаружим, что в каждый момент у нас есть разные варианты выбора, куда направить себя.

«Если мой мозг засорён всевозможными негативными вещами, или я раздражена на людей из-за эмоциональной реакции, то это означает, что я не взаимодействую с ними, а реагирую, — объясняет Шеннон определённый аспект философии своего отца. — Если я не осознаю, что я чувствую, или какие мысли проносятся в моей голове, как же я могу избавиться от вредных привычек или как могу обрести счастье и личное удовлетворение?»

«Нужно уметь смотреть в себя, чтобы увидеть, что необходимо исправить, — цитирует Шеннон своего отца. — Если я замечаю, что могу видеть, что происходит вокруг и внутри меня, то только тогда я имею свободу выбора, каким путём я хочу идти. Вы не способны выбирать, как реагировать, если даже не можете видеть, что есть варианты выбора».

Шеннон ещё больше заостряет этот момент:

«Представьте себе, что вы можете выбрать свою реакцию на любую ситуацию в любой момент, не будучи захваченными импульсивной реакцией. Что произошло бы, если бы вы не были под влиянием эмоций или закрыты для определённых проблем?  Представьте себе, каково это — чувствовать, что вы можете идеально реагировать, точно отражая, кто вы есть в любой ситуации, не обижаясь и не принимая происходящее на свой счёт».

Чтобы не быть слишком чувствительным в реакции на ситуацию, человек, как говорит Ли, должен стараться опустошить свой разум, а также стоять посередине между негативом и позитивом. Чтобы понять это, Шеннон предлагает представить, что кто-то, кого вы считаете надоедливым, подходит, чтобы поговорить с вами. Мысль о том, что он раздражает вас, заставляет вас нервничать ещё до того, как он откроет рот. Но если бы вы в первую очередь избавились от своих суждений, то вы могли бы открыть для себя другую реальность.

Это внутренняя работа, которую подразумевает философия Брюса Ли. Сначала посмотрите на свои мысли в каждый момент — мы сможем заметить, что начинаем нервничать, как только человек приближается к нам. Затем мы можем проверить себя и поправиться: почему я так нервничаю рядом с ним? Какая мысль заставляет меня чувствовать себя так, и что мне нужно высвободить внутри себя, чтобы чувствовать себя с ним хорошо?

Другой аспект этой философии — «отсутствие мысли».

«Отсутствие мысли означает не идти за собственными мыслями в процессе их возникновения. Другими словами, не застревать на одной мысли за счёт других. Когда вы застреваете на одной мысли, например, “почему он снова занимается этим надоедливым делом”, вы больше не находитесь в реальности. Вы заперты в коробке, где больше не можете ясно видеть, — пишет Шеннон. — Возникающие мысли мешают нам жить настоящим, они приводят к эмоциям, а эмоции порождают дополнительные мысли об эмоциях».

Ли называл как осуждающие, так и позитивные мысли, повторяемые снова и снова, «липкими мыслями». В боевых искусствах это связано с моментом, когда вы застряли и пытаетесь реализовать намеченную в вашей голове стратегию, которая может быть оторвана от того, что на самом деле происходит в настоящем, и поэтому не подходит. Вы думаете, что вы умны, потому что у вас есть план, но этот план необязательно соответствует текущему моменту.

Пожалуй, так можно поверхностно рассказать о философии Брюса Ли. Физическая подготовка и боевые приёмы были лишь одним из аспектов его многогранной жизни.  Другой составляющей, не менее важной и трудной, была философия боевых искусств, которой он научился у своего мудрого учителя. Именно об этом Шеннон подробно рассказывает в своей книге. Философия Брюса Ли напоминает нам, что наша уникальность заключается во внутреннем самосовершенствовании, а не во внешнем.

И главная задача — поиск в себе при каждой мысли и каждом движении, что позволяет достичь гармонии с окружающей средой, и что не менее важно, «стать водой».

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА