Абракадабра: магические истории
Если Копперфилд использует типичный реквизит фокусника, значит он и для левитации мог что-то придуматьКогда Дэвид Копперфилд парил в воздухе перед живой аудиторией в 1992 году, он ошеломил мир и заставил многих задуматься, в чём заключалась его уловка?
Использовал ли он подъёмный кран, был ли он на сложной вешалке с невидимыми проводами, создавал ли он какую-то оптическую иллюзию, или он действительно обладает сверхъестественной способностью левитировать?
Обладал Копперфилд такой способностью или нет, но к своим выступлениям он готовился тщательно, контролируя и освещение, и локацию, и ракурс наблюдения зрителя, и угол съёмок левитации. Для других трюков он использовал типичный реквизит фокусника: ящик для разрезания человека, ящик для исчезновения человека, а также ловкость своих рук. Он убедил зрителя, что умеет парить в воздухе благодаря сверхъестественной силе, но в то же время пробудил и скептика:
«Если Копперфилд использует типичный реквизит фокусника, значит он и для левитации мог что-то придумать, не так ли?».
Джузеппе Деза (известен ещё как святой Иосиф из Купертино – прим. переводчика), родившийся в 1603 году в деревне Купертино, находившейся тогда в Неаполитанском королевстве в Италии, не имел ни условий Копперфилда, ни соответствующего реквизита фокусника.
В те дни Неаполь находился под властью Испании, и его жители страдали от политической и экономической нестабильности. К этому добавились стихийные бедствия, такие как извержение вулкана Везувий и чума, а также восстания против испанской оккупации. Отец бежал от кредиторов, а мать, оставшаяся одна на последних месяцах беременности, родила Джузеппе в конюшне.
В возрасте девяти лет на спине Джузеппе образовалась опухоль, которая усугублялась из-за плохих гигиенических условий, в которых он жил, и отсутствия медицинской помощи. Сильная боль приковала его к постели на несколько лет, и ему пришлось бросить школу.
Когда Джузеппе всё же удалось встать с постели, он обнаружил, что из-за длительной неподвижности плохо владеет своим телом, которое стало неуклюжим и неповоротливым.
Из-за необразованности он выглядел нелепым. Окружающие считали его идиотом и нарекли прозвищем «открытый рот», потому что он смотрел на всё с удивлением, как малый наивный ребёнок.
Шли дни, Джузеппе Деза всё глубже погружался в свой внутренний мир и решил уйти в монахи. Будучи монахом, он подолгу постился и подолгу молился. В 25 лет он чудесным образом стал священником несмотря на то, что учился неважно.
Деза жил во времена инквизиции, когда запрещались атрибуты колдовства и ультра-крайние служители церкви преследовали разные культы, казнили колдунов и ведьм.
Майкл Гроссо, доктор философии Нью-Йоркского университета, задокументировал жизнь и действия Дезы согласно биографии, написанной о нём на итальянском языке в 1722 году Доменико Бернини, сыном великого скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини.
Доктор Гроссо пишет, что отец Деза неожиданно для всех проявил свои необычные способности. В конце своей первой мессы Деза почувствовал «сильное душевное волнение». Затем он посмотрел на одного прихожанина и укорил его в том, что тот не заплатил художнику за его работу. Когда прихожанин стал оправдываться и твердить, что у него нет денег, Деза взглянул на него и произнёс:
«Но ведь ты пообещал!».
В тот момент человек почувствовал боль во всём теле и нашёл способ заплатить деньги. Иногда Деза видел грязь или чёрные чернила на лицах людей и призывал их «очиститься».
«Вам нужно настроить свой (внутренний) компас» или «вы добьётесь большего успеха, если будете держать ваши лук и стрелы прямо», — говорил он им на метафорическом языке.
Вскоре люди, чья совесть не была чиста, не осмеливались находиться в его присутствии из чувства стыда или страха, что он всё видит. Однажды Деза предупредил одного человека, что если тот не перестанет прелюбодействовать, то ослепнет. Так и случилось.
Зрение к нему позже вернулось, но лишь после того, как он прекратил свои похотливые похождения.
В то же время были обнаружены сверхъестественные целительные способности Джузеппе Деза. В основном он лечил дворян, которые взамен предлагали ему подарки и деньги, которые он отказывался принимать.
По разным свидетельствам, он обладал способностью предвидеть или видеть будущее. Он объявил, например, о смерти папы Урбана VIII в Риме в 1644 году, прежде чем известие об этом достигло города Ассизи, где он жил. И он появился в доме своей матери, когда она была на смертном одре в Гроттоле, не будучи проинформированным об этом.
Но самой известной его способностью была способность парить в воздухе. Деза не делал этого в закрытом зале со специальной стойкой и прозрачной проволокой. Делал он это на улице, без электрокрана, на виду и на высоте нескольких десятков метров.
Он обычно взлетал в порыве экстаза во время мессы. Левитировал от нескольких секунд до пятнадцати минут, а иногда и дольше. Есть 150 показаний под присягой людей, которые видели его парящим. Среди свидетелей короли и принцы, послы, артисты, церковники всех рангов и простые люди со всей Италии.
Доктор Гроссо пишет, что доказательства находятся в архивах Ватикана вместе с дневниками, письмами, биографиями и подробным описанием жизни Джузеппе Деза в 13 толстых томах.
Тем не менее, в те дни ультра-крайние представители церкви, то есть инквизиция, не могли принять его способность левитации, они воспринимали левитацию как акт колдовства.
Деза был призван предстать перед инквизицией в Риме. Там ему было приказано провести мессу публично и доказать свои способности. И Деза действительно парил в воздухе перед инквизиторами.
Когда позже его спросили, гордится ли он своими способностями, он ответил, что смущен и пристыжен, и добавил, что на самом деле не контролирует их. Это происходит у него спонтанно.
Деза также добавил, что для него левитация является выражением «высшего желания души соединиться с Богом […] подобно маленькой птичке в клетке, оглядывающейся повсюду, откуда она может убежать».
Встреча с отцом Джузеппе не успокоила инквизицию, и он был помещён под домашний арест до дня своей смерти в 1663 году. Для Деза домашний арест стал на самом деле большим облегчением и возможностью вернуться к спокойной жизни, посвящённой духовному развитию, или, как он её называл, «райскому лесу».
Спустя почти 100 лет после его смерти, в 1753 году, Папа Бенедикт XIV повторно изучил сохранившиеся в Ватикане доказательства способностей отца Джузеппе левитировать. До этого роль Бенедикта заключалась в предоставлении обоснованных контраргументов, когда церковь решала канонизировать кого-либо как святого.
Бенедикт осмотрит кандидатуру, улики, собранные на него, и определит, были ли они подделкой. В результате Бенедикт определил: Деза действительно обладает способностью парить в воздухе, и возвёл его в сан святого Иосифа из Купертино. Сегодня Иосиф Купертинский считается святым, который покровительствует и защищает пилотов, авиакомпании, а также людей, страдающих психическими расстройствами.
Как же Деза парил без сложных вспомогательных средств? Что собой представляет левитация, только ли «впечатляющие прыжки в воздухе»? И почему инквизиция, которая в те времена преследовала колдунов и людей, проявлявших сверхспособности, признала способности Деза?
«Парящее чудо»
Наряду с записанной историей монаха Деза в истории появились разные странные рассказы о людях, которые парили в воздухе, при этом толком не имея возможности доказать, что это действительно произошло на самом деле.
Таким парящим человеком является Рейнард Бек, чьи удивительные способности неожиданно открылись ему вечером первого июня 1884 года, когда он рано ушёл спать, чтобы выспаться.
Произошло это после тяжёлого рабочего дня на семейной ферме в маленьком городке Декстер в штате Миссури (США). Бек погрузился в глубокий сон. На следующее утро, ещё не открыв глаза, он ощутил прилив энергии, охватившей всё его тело, словно призывая его немедленно встать.
Он стянул с себя одеяло и замахал ногами, чтобы встать, но вдруг обнаружил, что парит в воздухе под самым потолком. После мгновения изумления и удивления, он сказал себе, что, вероятно, ещё спит, и всё это происходит во сне.
Но когда он несколько раз закрыл и открыл глаза, а затем сильно потёр их, то заметил, что всё ещё висит в воздухе. Волна паники нахлынула на него вместе с глубоким страхом за его рассудок.
Если члены семьи увидят его парящим, то могут подумать, что в него вселился демон. И если об этом узнают жители города, они казнят его. В отчаянной попытке приземлиться, он вытащил свой рыболовный ремень с верхней полки в шкафу, застегнул его, и свинцовые стержни ремня потянули его вниз.
В последующие дни он всё время носил свой рыболовный пояс и никому не рассказывал о своём странном опыте. Однажды, когда он снял свой пояс перед сном, то снова взлетел, даже не успев лечь в постель.
Его брат Самуил увидел парящего Рейнарда. Самуил не был уверен, показывает ли ему его брат изощрённый трюк, или это была реальная способность, но парение выглядело впечатляюще. Самуил начал убеждать его превратить странную способность в прибыльный бизнес.
После многих дискуссий и споров Рейнард согласился на предложение брата Самуила при условии, что оно будет действовать только в течение ограниченного времени. С помощью своего брата он начал выступать по всем штатам Среднего Запада США, включая Теннесси, Кентукки, Оклахому, Канзас и др. Название, данное шоу, было: «Парящее чудо». В отличие от монаха Деза, Рейнард парил не снаружи, а внутри большой палатки.
Рейнард поднимался на глазах у толпы, парил в воздухе и оставался на потолке палатки, к своему удовольствию читая книгу. Каждому зрителю было предложено поискать и проверить, нет ли скрытых верёвок или каких-либо других реквизитов или трюков, которые позволили бы ему оставаться в воздухе. Никто не мог найти ничего из этого.
Журналист-расследователь, который также пытался доказать, что левитация Рейнарда была иллюзией, написал об этом в апреле 1887 года в газете «Канзас Стар» (согласно сайту истории «Древние источники):
«Перед выступлением я внимательно осмотрел помещение в поисках кабелей, гидравлической рампы, скрытых средств поддержки или любого устройства, которое могло бы дать ключ к разгадке тайны, но не нашел абсолютно ничего. В то время как мистер Бек удобно сидел, наклонившись назад, зависнув в воздухе примерно на четыре фута, я ударил палкой по воздуху над и под ним, но не встретил сопротивления. С абсолютной неохотой я пришёл к выводу, что он парит в воздухе».
Был ли трюк с левитацией основан на оптической иллюзии? А может быть, журналист сотрудничал с братьями и передал ложное сообщение? В любом случае, братья прожили счастливо шесть лет. Накопив около миллиона долларов в сегодняшнем исчислении, они вернулись на свою ферму и перестали выступать. Год был 1890.
После этого, говорят, Рейнард стал затворником. Многие посетители приходили на ферму в надежде снова увидеть его парящим, но он отказывал им. Ходили слухи, что его мать и брат признались, что он исчез, и что его пояс со свинцовыми карманами был найден на границе штата Теннесси. Некоторые даже преувеличивали и говорили, что он оставил пояс и вознёсся на небеса. Другие говорили, что он защищал свою частную жизнь и обрёк себя на уединение.
Удивительно, но имя Рейнарда снова всплыло ближе к сегодняшнему дню, 31 августа 1972 года, когда физик из Сакраменто в штате Калифорния, изучавший гравитацию, отправил письмо в газету Belleville Telescope в Канзасе. В письме он резюмировал всё, что было известно о Рейнарде, как написано здесь, и спросил, есть ли у них дополнительная информация. Письмо заканчивается такими словами:
«В 1890 году Рейнард сказал, что способность левитировать в воздухе внезапно покинула его. Он удалился на свою ферму в Декстере и жил там до конца своей жизни обычным образом».
Ковер-самолёт?
Наряду с замечательными историями, такими как история Бека, в народных сказках есть истории о левитации, происхождение которых трудно понять. Одна из таких историй — это о «ковре-самолете», известном нам по рассказам «Тысячи и одной ночи», а позже и по фильму «Аладдин» (1992 г.). Это сказка с восточным колоритом, не имеющая отношения к реальности.
Хотя это легенда, но когда я открыла эту историю и зашла на сайт музеев Тегерана, то обнаружила статью, в которой описывалась великолепная и интересная история, связанная с ковром-самолётом.
В статье рассказывается, как французский исследователь Генри Бек обнаружил свитки рукописей в подвалах древнего замка в Аламуте на территории современного Ирана, недалеко от Каспийского моря. Рукописи, оказывается, были написаны еврейским учёным по имени Ицхак бен Сарира, жившим в начале XIII века, и сейчас они находятся в музее в Иране.
Согласно Бен Сарире, самое раннее упоминание о ковре-самолёте встречается в двух очень древних текстах. Одна представляет собой книгу притчей, собранную слугой Навуходоносора, царя Вавилона, а другая — книгу древних диалогов, собранную человеком по имени Иосиф Флавий. Бен Сарира использовал их, чтобы представить ранее неизвестную историю: связь между царем Соломоном, царицей Савской и ковром-самолётом.
«На церемонии коронации царицы Савской в 977 году до нашей эры, — пишет Бен Сарира, — царский алхимик подарил небольшой коричневый ковер, который мог парить в нескольких метрах над землёй. Много лет спустя царица Савская в знак любви послала царю Соломону великолепный ковер-самолёт. Он был соткан из зелёного шёлка с золотым и серебряным шитьём и украшен драгоценными камнями». Соломон, который в то время был занят строительством Храма, не был свободен принять подарок и отдал ковёр одному из своих придворных. Савская услышав об этом, так расстроилась, что отослала своих алхимиков и не хотела больше слышать о коврах-самолётах».
Возможно ли, чтобы хотя бы первая часть была правдой? Когда я искала, кто такой Генри Бек, французский исследователь, обнаруживший свитки, я не смогла найти о нём информации. Поэтому я отправилась на поиски Бен Сариры.
Если действительно существовал еврейский исследователь, писавший свитки в XIII веке, то, вероятно, о нём есть информация. Увы, нет. Я продолжила свой поиск на других сайтах о ковре-самолёте.
Всё, что я нашла, было очень похожей версией того, что написано на иранском сайте. Мои поиски привели меня к кажущейся на первый взгляд серьёзной академической статье со ссылками в конце, под названием «Тайная история ковра-самолёта». А там – те же детали, непонятно кем написанные.
После того как я проверила информацию автора академической статьи (Азхара Али Абиди), оказалось, что он инженер, родившийся в Пакистане, в детстве читавший рассказы «Тысяча и одна ночь». Сегодня он пишет короткие рассказы для удовольствия, в том числе написал и ту псевдоакадемическую статью, которая является полностью вымышленным рассказом.
В своем рассказе Авиди идёт дальше и объясняет от имени Бен Сариры, как были сделаны ковры-самолёты. Бен Сарира «пишет», что было трудно расшифровать надписи в частях свитка, но из того, что было понятно, следовало, что магические свойства ковра были связаны не с пряжей, а с окрашиванием.
После того, как ковры были сотканы, их покрывали специальной глиной, собранной из горных источников. Глина нагревалась при очень высокой температуре, «выше температуры седьмого кольца ада», в котле с кипящим греческим маслом. Благодаря этому процессу ковры приобрели антимагнитные свойства, которые позволили им противостоять гравитации Земли.
Авиди продолжил свои фантазии и также рассказал, как большая библиотека в Александрии, построенная египетским царём Птолемеем I, содержала большой перечень ковров-самолётов.
Читатели, приходившие в библиотеку, оставляли тапочки в залог и получали взаймы ковёр. Библиотека содержала около 40 000 свитков древних рукописей. Потолок библиотеки был настолько высок, что многие читатели предпочитали парить между полками вверх и вниз и читать рукописи, сидя на ковре-самолёте.
Бен Сарира или, вернее, Авиди, далее «описал» следующий странный случай, произошедший однажды в пятницу в Багдаде в 776 году н. э. Когда рынок был переполнен людьми, над головами всех вдруг появился ковер-самолёт и на нём сидел солдат, ранее служивший во дворце. Он был изгнан с позором после того, как его поймали держащим за руку самую молодую принцессу. Сама принцесса была заточена в самой высокой башне дворца.
Теперь солдат вернулся, помог принцессе выбраться из башни, и на глазах ликующей толпы они оба скрылись на ковре-самолёте. Полки солдат на лошадях двинулись за ними в погоню, но они исчезли с ковром в облаках.
Разгневанный король собрал со всей страны всех мастеров ковров-самолётов на городской площади и их казнил. По словам Бен Сариры, по крайней мере, одна из историй «Тысячи и одной ночи» вдохновлена этим происшествием.
Учитывая все истории «Абракадабра», в отношении секретной истории о ковре-самолёете, по словам Авиди, интересно то, как так много людей, включая музей в Тегеране, сочли целесообразным принять её как правдивую историю.
Возможно, это как-то связано с тем, что ковёр-самолёт до сих пор живёт в историях и мифах. Например, есть ещё одна версия ковра-самолёта царя Соломона, намного более древняя, чем у Авиди, которая появляется в еврейском фольклоре, как записано в «Еврейской энциклопедии».
Соломон получил от Бога ковер-самолёт. Ковёр был очень большим:
«60 миль (96 км) в длину и 60 миль в ширину, сотканный из зеленого шёлка, украшенный нитями из чистого золота. […] Когда Соломон сидел на ковре, то с помощью ветра плыл по воздуху с такой скоростью, что завтракал в Дамаске, а ужинал в царстве Меди».
Однажды сердце Соломона наполнилось гордостью за своё величие, и в наказание за его хвастовство ветер стал трясти ковёр с такой силой, что сидящие на нём 40 000 человек упали и погибли.
Любимый волшебник всех времён
Ещё одна легенда, которую мы любим, связана с легендарным волшебником Мерлином — выдающимся персонажем легенд о короле Артуре, который появляется в современной массовой культуре в бесчисленных версиях в литературе, кино, операх, телесериалах, видеоиграх и многом другом.
Он маг, колдун, учитель, советник и наставник, обладающий неограниченными сверхъестественными способностями. Обычно он использует свои способности, чтобы помогать, приносить пользу и подчинять злые силы, угрожающие миру. Поэтому удивительно знать, что изначально его характер был совершенно другим, как мы сейчас увидим.
Источниками персонажа Мерлина являются различные языческие мифологии, но персонаж черпает в основном вдохновение из образа Мирардина (Мирддина) в мифологии Вейля о Великобритании. О Мирадине говорят, что он был уважаемым поэтом, который сошёл с ума, бежал в лес и жил среди хищников. Там в лесу он получил дар — пророческие силы.
Позже английский историк Джеффри Монмут создал образ мага Мерлина, по уже известному образу Мирадина, и поместил его монументальную книгу «История царей Соединённого Королевства».
В начале появляется Мерлин с мощными пророческими и колдовскими способностями, которые помогают рождению короля Артура.
Мерлин направляет Артура в детстве и в конечном итоге помогает ему получить корону короля Англии. Но тут происходит неожиданный поворот, который возвращает нас назад во времени, во времена, предшествовавшие рождению Мерлина.
«Согласно историку Монмуту, Мерлин родился у монахини, которая клялась, что никогда не была ни с одним мужчиной, — пишет британский историк доктор Кэтрин Уэлтон. Когда её спросили, как она забеременела, она ответила, что иногда её посещало «нечто», появлявшееся в образе красивого молодого человека, который обнимал её, целовал и наконец сделал её беременной».
В Средние века люди верили, что демоны этого типа могут оплодотворять женщин.
Вдохновлённые Монмутом, средневековые английские и французские писатели изображали Мерлина как обладающего демоническими злыми силами, унаследованными от создавшего его демона.
Более того, они утверждали, что он не был создан демоном случайно, а был избран с определённой целью: быть противником Иисуса, антихристом. Согласно христианской традиции, характер Антихриста полярно противоположен характеру Иисуса, он его заклятый враг, и он будет править миром в период до «Судного дня».
Самая известная способность Мерлина в средние века, которую он получил от своего отца-демона, заключалась в том, чтобы знать всё, что происходило в прошлом, происходит в настоящем и произойдёт в будущем. Таким образом, он заставил короля Артура выиграть все сражения. Он просто позаботился о том, чтобы его войска оказались в нужном месте и в нужное время.
Тот факт, что Мерлин получил свои силы от демонов, должен был сделать его злым персонажем. Особенно в средние века использование магии и сверхъестественных сил, полученных от демонов, считалось серьёзной ересью, тем более что Мерлин был создан как противник Иисуса. Но что удивительно, Мерлин остаётся честным и порядочным героем, верным христианской традиции.
И чтобы оставить его хорошим героем, английские и французские писатели придумали, что сразу после рождения его крестили в христианском обряде крещения. В этих версиях истории он отрицает породивших его демонов и живёт как достойный христианский герой.
«Он даже называет себя вестником Бога на земле», — пишет историк Уолтон.
Хотя он отрицал демонов, Мерлин сохранил сверхъестественные силы, которые он получил от них. И в то же время, поскольку он отрицал зло, он также получил сверхъестественные силы от Бога. Так был создан интересный и удивительный парадокс Мерлина: он был и демоном, и порядочным христианином. И герой, и опасный демон.
Он прошёл тонкую грань между добром и злом. Немного похоже на упомянутых волшебников и их способности левитации, которые существуют на тонкой грани между реальностью и иллюзией, между рациональностью и верой.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать