Shutterstock | Epoch Times Россия
Shutterstock

Как творчески работают элитные подразделения Армии обороны Израиля

Офицер ЦАХАЛа: Нет такой проблемы, у которой нет решения
Автор: 23.11.2022 Обновлено: 23.11.2022 11:19
Целых две недели тренировок подошли к концу. Всё, что оставалось морским пехотинцам, ещё не освоившимся в климате засушливого Негева, — провести двустороннее учение совместно с солдатами спецназа «Гивати», прибывшими в качестве противостоящей группировки, а затем отправиться прямым рейсом в Ирак. Мне было поручено на протяжении всего учения сопровождать американскую роту, чтобы помочь им успешно пройти учения и чтобы мы могли обменяться опытом.

Я договорился о встрече с Марком, командиром роты морской пехоты, чтобы утвердить его план атаки. Он развернул карту, и перед моими глазами открылись прямые и толстые линии, указывающие прямо на территорию с постройками, где находились воины «Гивати», которые были хорошо подготовлены к учениям.

— Где план? — спросил я в недоумении.

— План такой, — уверенно ответил Марк, указывая на чёрные стрелки.

— Ты собираешься средь бела дня идти по ручью прямо к месту назначения? — потрясённо спросил я.

— Да, — просто ответил он.

— А ты не думаешь, что бойцы «Гивати» так же, как и ты, проанализировали местность и будут ждать вас на запланированном тобой пути движения? — Чтобы удостовериться в его решении, я снова спросил: — У тебя нет обманного плана?

— Мне не нужен такой план, — ответил Марк, — просто я, готовясь к атаке, незаметно пойду вдоль ручья, как я научился это делать в командной школе. — У тебя есть другие идеи? — спросил он в изумлении.

— Да, — ответил я. — Садитесь в свои автобусы и поезжайте прямо к месту назначения.

— Что ты имеешь в виду? Ты сейчас издеваешься? — Спросил он, сердито взглянув на меня.

— Нет, я серьёзно. Ведь по пути, который ты нарисовал на карте, вас ждёт отряд обороны, который так же, как и вы, изучил местность. Так что вместо этого посадите всех солдат в автобусы, которые должны забрать вас в конце учений, положите всех бойцов на пол, силы защиты увидят пустые автобусы, идущие издалека, и поверят, что это административный транспорт, предназначенный для того, чтобы забрать людей в конце учения. После этого вы внезапно высадите своих воинов в тылу обороняющихся и застанете их врасплох.

— Ты нормальный?! — спросил Марк и добавил: — Мы так не делаем, это не соответствует нашей боевой теории.

— Хорошо, — ответил я, — тогда, согласно боевой теории, приготовься к поражению.

Так оно и было.

Эта история хорошо врезалась в мою память и всплывала, всплывала, пока я служил офицером спецназа в ЦАХАЛе. Не было ни одной операции элитных подразделений ЦАХАЛа, которая была бы похожа одна на другую. Не было литературы по планированию и приверженности какой-либо военной доктрине. Выручало только одно — творчество, которое ломало границы. Так я день за днём узнавал, что нет такой проблемы, у которой нет решения, и нет невозможной операции. Единственное ограничение — это недостаток воображения.

Спустя много дней после моей демобилизации из Армии обороны Израиля я решил объединить все творческие подходы, с которыми я сталкивался в ходе специальных операций, в пять принципов. Я быстро обнаружил, что эти принципы могут быть легко использованы для решения проблем как в корпоративной среде, так и в деловом мире, и даже в личной жизни.

Хотя существует несколько методов поиска творческих решений проблемы, все принципы, которые я представлю в этой статье, будут основаны на одном конкретном методе — использовании одного из компонентов проблемы. Подумайте, например, о самолёте, который потерял двигатели и может упасть и разбиться. Что делать пилоту? Естественно, он попытается поднять самолёт. Но решение, оказывается, обратное: способ взлёта без двигателей — это фактически наклон самолёта вниз и набор скорости при падении, что для крыльев самолёта создаёт подъёмную силу.

Первый принцип

Изменение точки зрения

Однажды утром командир одной дивизии вызвал подразделение, специализирующееся на сфере борьбы с терроризмом, с просьбой задержать беглого разыскиваемого, скрывавшегося во время многочисленных попыток его ареста. По данным разведки, время от времени поздней ночью разыскиваемый засиживался в интернет-кафе в одном из палестинских городов Иудеи и Самарии. Это был район, где автомобильное движение в ночное время было редким, и существовало опасение, что въезд на специализированном автомобиле вызовет подозрение у жителей, которые и раньше сообщали о движении незнакомых автомобилей.

Как бы вы подошли к решению проблемы? Большинство людей склонны смотреть на проблему со своей точки зрения, в данном случае с позиции сил этого спецподразделения. Они будут задаваться вопросом, в какое время и с какой скоростью они должны достичь места, чтобы быть незамеченными, или в каком транспортном средстве они должны перемещаться.

Это важные вопросы, но, поскольку на них не было ответа, способ решения проблемы заключался в изменении точки зрения. Для этого необходимо посмотреть на проблему с позиции людей, сидящих в интернет-кафе. В рамках подготовки к операции на место была отправлена пара бойцов из того подразделения, которые каждую ночь сидели в интернет-кафе и изучали, как местные жители реагируют на движение различных транспортных средств, проезжающих возле интернет-кафе. Так стало понятно, какой тип транспортного средства был для жителей более подозрительным, а какой — менее.

Несколько ночей спустя спецназ выдвинулся на машине, идентичной машине, вызвавшей наименьшее подозрение. Силовики добрались до этого кафе, не вызвав подозрений на протяжении всего пути, и застали разыскиваемого врасплох, после чего задержали.

Взгляд на проблему с точки зрения её целевой аудитории может помочь найти решение для многих проблем, с которыми сталкиваются компании, пытаясь преодолеть маркетинговый барьер, или понять причины, которые привели к оттоку клиентов. Это произошло, например, в аэропорту штата Хьюстон после того, как многие клиенты пожаловались на долгое ожидание багажа. Руководство аэропорта проверило и обнаружило, что, по сравнению с другими аэропортами США, их пассажиры ждали багажа, выходящего из багажного отсека самолёта на конвейерную ленту, в среднем на пять минут дольше. Как можно решить эту проблему?

Сначала они думали об управлении со своей точки зрения. Они рассматривали возможность добавления персонала для выгрузки багажа, но поняли, что это не решит проблему, так как время, которое понадобится первому чемодану, чтобы добраться из багажного отсека самолёта до конвейерной ленты, будет постоянным даже с дополнительным персоналом. Инфраструктурные изменения, которые были очень дорогими, также не были подходящим вариантом.

После того, как команда руководства аэропорта уже сдалась, чтобы попытаться найти способ решения проблемы, был приглашён специальный организационный консультант. Вместо того, чтобы смотреть на проблему с точки зрения руководства, консультант решил посмотреть на проблему с позиции клиентов. Он повторно изучил результаты опроса об удовлетворённости клиентов работой аэропорта и обнаружил, что пассажиры очень внимательно следили за временем, которое требовалось им, чтобы добраться от самолёта до пункта выдачи багажа. И здесь он нашёл способ решения проблемы, предложив удлинить пеший маршрут от самолёта до пункта выдачи багажа на 5 минут, что позволит сократить время ожидания багажа на такое же время.

Как уже упоминалось, во многих случаях решение обнаруживается при анализе проблемы с точки зрения целевой аудитории, на которую направлено запрашиваемое решение. Изменить точку зрения — непростая задача. Это может быть реализовано за счёт вовлечения в проблему младших сотрудников, культивирования скептицизма, найма в компанию внешнего консультанта или использования скрытого клиента для отражения проблемы с точки зрения потребителя.

Второй принцип

Айкидо

Айкидо (ай — слияние, ки — энергия, до — путь) — японское боевое искусство, в котором защитник использует силу противника. Метод основан на предположении, что энергия, необходимая для принятия решения, находится у противника и что всё, что требуется сделать, — это найти её, слиться с противником и направить энергию атаки противника против него без применения силы.

Так действовала опытная спецгруппа по борьбе с терроризмом, которую однажды срочно вызвали в штаб дивизии. Была поставлена задача: найти и задержать с лёгкостью скрывающегося разыскиваемого, который использовал эту лёгкость, чтобы избежать любой попытки задержания. Он был подозрительным и осторожным, спал в секретных квартирах и большую часть времени проводил в разъездах с места на место.

После того, как ШАБАК (общая служба безопасности Израиля) обнаружил разыскиваемого на пути к новому укрытию, специализированные силы начали преследовать его на машине, которая выглядела точно так же, как любая арабская машина с местными номерными знаками. Силы спецгруппы ждали возможности остановить его, прежде чем он достиг места назначения, и возможность не заставила долго себя ждать.

Во время поездки разыскиваемый человек остановился на переполненной местной заправке, чтобы пополнить бак своего автомобиля горючим. Командир спецотряда попросил водителя машины быстро остановиться возле заправки и сделать вид, что машина застряла. Командир группы и другие бойцы под прикрытием вышли из машины и начали её толкать, одновременно зовя на помощь людей на заправке. Вместе с другими людьми разыскиваемый мужчина присоединился к спецгруппе и начал толкать автомобиль. Оперативники воспользовались инерцией положения разыскиваемого человека, толкающего автомобиль, очень легко втолкнули его в автомобиль и уехали.

Даже в деловом мире сознательно или бессознательно этот принцип используется для решения проблем, иногда даже сложных. Так, например, группа исследователей из биотехнологической лаборатории справилась с медленной скоростью роста определённого вида травы. Исследователи обнаружили ядовитый сорняк, который имеет тенденцию быстро расти и распространяться. Они выделили ген, вызывающий его быстрый рост, а затем добавили его в семена травы и высадили их в саду. Таким образом они увеличили скорость роста травы в три раза.

Есть известный анекдот о семейном бизнесе по производству обуви, который вот-вот должен был закрыться. Отец отправил своих сыновей в Африку в последней отчаянной попытке найти новый рынок сбыта. Через месяц первый сын вернулся обескураженный и заявил:

«Есть проблема, у нас нет шансов: все люди, которых я видел в Африке, ходят без обуви». Тут же младший брат крикнул: «Мы спасены и скоро разбогатеем: в Африке нет ни одного, кто носит туфли!»

Даже в области воспитания учителя часто используют лидерские качества ребёнка, имеющего проблемы с послушанием, чтобы мотивировать класс на позитивные действия. Гемара рассказывает историю раввина Йоханана, который обратился к Риш Лакишу, главе разбойников, и сказал ему:

«Твоя сила для Торы», — с тем, чтобы тот направил свои лидерские способности как лидера банды преступников на то, чтобы измениться и стать великим раввином и лидером своего поколения.

В заключение скажем, что применение принципа Айкидо в первую очередь требует анализа, локализации и изоляции источника проблемы. Когда сила, порождающая проблему, будет обнаружена, нужно подумать и спросить, как её использовать таким образом, чтобы это способствовало её решению или перенаправлению в другое русло.

Третий принцип

Мышление вне границ проблемы

Мышление вне границ проблемы — это то, что обычно называют «нестандартным мышлением». В 1994 году перед спецподразделением морских сил Commandos была поставлена задача ликвидировать Сулеймана Абэд эль-Рида — высокопоставленного агента террористической организации «Амаль». По мере накопления разведывательной информации силы спецподразделения узнали, что кроме него в доме, где он жил, были обнаружены ещё мужчина и четыре женщины. Длительность любого учебного действия, выполненного подразделением при подготовке к проникновению в дом, достигала не менее полутора минут, что является слишком долгим для операции в районе, где так много террористов, и это может усложнить выполнение задачи и даже принести вред людям, проживающим в доме.

Командиры части много бились над проблемой, потом придумали творческое решение. Зачем работать в помещении, если можно работать вне дома и добиться того же результата? Подразделение получило разведывательную информацию, в которой указывалась сторона комнаты, где находилась кровать боевика-террориста. Было решено, что вместо того, чтобы выломать входную дверь и добраться до кровати, на которой он спал, — действие, которое продлится полторы минуты, — следует просто прикрепить взрывное устройство к внешней стене дома, прямо перед головой террориста, таким образом, чтобы взрыв задел его, не тронув других жильцов дома. Подразделение, отвечающее за разработку уникального оружия, создало взрывное устройство, подходящее для требуемого задания. Замысел был осуществлён именно благодаря оригинальному нестандартному мышлению, в данном случае — вне стен дома.

В деловом мире нестандартное мышление иногда определяет разницу между очень успешными и остальными компаниями на рынке. VANMOOF — успешная голландская велосипедная компания, производящая профессиональные велосипеды специальной конструкции для различных целей. Ранее компания упаковывала велосипеды в разобранном виде в картонные коробки, отправляла в розничные магазины многих стран мира, где их снова собирали. Но предприятие каждую неделю теряло тысячи евро из-за транспортных компаний, агрессивно загружавших велосипедные коробки, из-за чего многие велосипеды доставлялись до стран назначения сломанными. Компания печатала на упаковке предупреждения о необходимости бережной транспортировки, но это было безрезультатно. Все попытки защитить детали или увеличить количество ящиков приводили только к возрастанию транспортных расходов.

Затем пришло гениальное решение. Сотрудник компании предложил упаковывать велосипеды в коробки такого же размера, как коробки для телевизионных экранов, и напечатать на них изображение телевизионного экрана с небольшим велосипедом рядом. Результаты не заставили себя ждать: уже через несколько дней убытки компании уменьшились на 80%. Психологический эффект, возникающий у перевозчиков при виде картонной коробки с изображением экрана телевизора, заставлял их быть более осторожными и бережно обращаться с коробками. И здесь единственно правильным было мышление вне принятых рамок, то есть нестандартное, которое привело к желаемому результату.

В заключение скажем, что принцип нестандартного мышления требует сначала сосредоточиться на результате, которого вы хотите достичь, а не на способах решения проблемы. Определив, что представляет собой желаемый результат, следует задаться вопросом, как его можно достичь пятью дополнительными способами, которые до сих пор не были опробованы, при условии отсутствия физических, юридических, бюджетных и т. д. ограничений.

Четвёртый принцип

Задать правильный вопрос

Троя, согласно греческой мифологии, была городом с неприступными стенами. Перед ней стояли ахейцы, пытавшиеся захватить город, чтобы вернуть похищенную прекрасную Елену. Однако, в отличие от других армий, ахейцы решили действовать иначе. Они не спрашивали себя, как другие армии, почему эти стены не пробиты. Но они задались вопросом:

«Как двери Трои могут быть открыты изнутри?»

Был найден такой ответ:

«Надо привести ахейских воинов в крепость, чтобы открыть ворота для остального войска».

Затем снова был задан вопрос, который был сформулирован таким образом, что привёл ахейцев к выигрышному решению. Вместо того, чтобы спросить, как им удастся ввести группу воинов, чтобы открыть ворота, они спросили:

«Что заставит троянцев без сопротивления ввести ахейских воинов?»

Как известно, они пришли к решению построить большого коня, который был подарен троянцам, а внутри него прятались ахейские воины, которые ночью вышли из чрева коня и открыли ворота.

То, что верно для стен Трои, верно и для многих других задач, где нужно изменить формулировку проблемного вопроса. Например, в крупной компании по производству зубной пасты возникла необходимость увеличить выручку на 20%, чтобы сохранить рентабельность в условиях роста стоимости сырья. Однако повысить стоимость зубной пасты было невозможно. Такой акт сделал бы их продукцию значительно дороже, по сравнению с другими брендами. Даже улучшение маркетинга и рекламы зубной пасты не привело к значительному и постоянному увеличению доходов.

Команда менеджеров снова и снова встречалась со стратегическими консультантами и маркетологами, пытаясь ответить на вопрос об увеличении продаж на 20%, но нового и креативного решения найдено не было.

Во время одного из обсуждений менеджер по производству постучал в дверь и сказал:

— Извините за прерывание. Я думаю, что у меня есть способ решения вопроса, как мы можем заставить клиентов использовать на 20% больше пасты.

— Это не вопрос, — пренебрежительно сказал ему менеджер по маркетингу, — мы пытаемся выяснить, как увеличить продажи на 20%.

— Но разве нельзя добиться того же результата, увеличив потребление на 20%? — настаивал менеджер по производству.

— И как именно ты собираешься это сделать? — со смехом спросил генеральный директор.

— Это просто, — ответил тот, — мы увеличим отверстие тюбика на 20%, соответственно, увеличится количество используемой пасты — и клиент будет покупать больше.

Формулировка вопроса о проблеме в разных вариациях с заменой слов «что» на «как» или «почему» на «кто» может привести нас к другим направлениям мышления и, соответственно, к творческим решениям, о которых мы в противном случае и не догадались бы.

Пятый принцип

Радикализация

Принцип радикализации является особым и необычным принципом. Это тип принципа, который иногда трудно применить, потому что он требует мужества и терпения. Этот принцип гласит, что иногда вам нужно преувеличить проблему, чтобы найти её решение.

Примерно через два года после операции «Защитная стена» силы ЦАХАЛа ночь за ночью сталкивались с трудной проблемой в одном из самых сложных городов Иудеи и Самарии: отряд из пяти террористов, в том числе опытных снайперов, открывал точный огонь по прибывшим для ареста бойцам. Отряд, устраивающий засады в разных местах города, очень усложнял задачу войскам, и каждая операция становилась очень сложным событием.

Этот отряд всячески пытался заблокировать выезд машин ЦАХАЛа после выполнения задания из города, изолировать одну из групп и нанести ей вред. На уровне высшего командования было принято решение о проведении целенаправленной и непрерывной разведывательной операции по обнаружению и атаке смертоносного отряда. Однако одновременное обнаружение пяти террористических отрядов является очень сложной задачей, требующей получения точной разведывательной информации, большого количества сил, а также координации и внезапных действий одновременно со всеми пяти целями.

Но тогда спецназовец дивизии предложил другую идею:

— Почему бы не привести всех террористов туда, где мы будем их ждать?

— Что вы имеете в виду? — спросил его командир дивизии.

— Если они хотят изолировать одну из наших групп, чтобы причинить ей вред, мы можем просто дать им то, что они просят.

Через два дня спецподразделение приступило к операции, похожей на другие операции по задержанию, проводившиеся каждую ночь. Однако на этот раз, прежде чем силы вошли в город, скрытые отряды снайперов АОИ (Армия обороны Израиля) прокрались в определённый район и расположились на крышах. Во время въезда спецподразделения в населённый пункт военные остановили одну из своих машин в переулке, расположенном в районе нахождения снайперов, якобы из-за возникшей технической проблемы «возгорание двигателя» (эффект, полученный путём активации дымовой шашки под автомобилем). Через несколько минут со всех сторон стали раздаваться свистки. Пятерым членам отряда террористов их друзья сообщили, что в одном из переулков застряла машина ЦАХАЛа, поэтому они быстро направились к месту происшествия, чтобы воспользоваться неисправностью и атаковать сидящих в автомобиле.

Предвкушение ожидаемого великого достижения побудило их открыто приблизиться и открыть огонь по застрявшему автомобилю. Вскоре их обнаружили снайперы, которые за считанные секунды точными выстрелами поразили всех членов отряда.

Следующий интересный пример совсем из другой области. Он рассказывает о старом и тщедушном человеке, который покинул деревню и поселился в многоквартирном доме в центре города. Однако в первую ночь он обнаружил, что под его окном собралась группа подростков, проводящих там время с вечера до поздней ночи, слушая электронную музыку и используя при этом мощный динамик. Мудрый пожилой мужчина знал, что криком из окна «Мальчишки, идите домой!» ситуации не поможешь, а только ухудшишь её, и поэтому он решил спуститься и встретиться с ними лицом к лицу. Ребята, увидев приближающегося мужчину, издалека захихикали и приготовились к забавной встрече с очередным разгневанным жильцом. Но тут, к их удивлению, сосед вытащил несколько купюр и раздал каждому из них.

«Я так люблю электронную музыку, — сказал мужчина мальчикам, — наши музыкальные вкусы совпадают. Приходите каждый вечер, за это я вам буду платить».

Шокированные ребята были очень счастливы и составили плейлисты на следующие ночи, ожидая такой же награды. И так в течение нескольких ночей мальчики приходили и играли электронную музыку, над которой они работали в течение дня, и получали оплату от пожилого мужчины в конце каждой ночи.

Через неделю, в конце особенно шумной ночи, мальчики постучали в дверь мужчины и спросили:

— Как прошла ночь? Вам понравилась музыка?

— Я прекрасно провёл время, — сказал мужчина.

— Тогда мы были бы счастливы получить оплату, — как обычно сказали мальчики.

— К сожалению, у меня закончились деньги, — сказал мужчина, — я больше не смогу вам платить.

— Вы не сможете платить? — сердито переспросили подростки. — Тогда мы больше не будем играть музыку! Мы уходим, вы сами справитесь!

Несколько лет назад я занимал должность директора туристического объекта «Город Давида». В те дни из-за напряжённости в сфере безопасности в Иерусалиме это место стало посещать меньше людей. Наступил праздник Суккот, а вместе с ним и ожидание того, что посетители наводнят это место во время праздника, как это случалось в предыдущие годы. Однако начался первый день Страстной недели, и, кроме нескольких посетителей, никто не пришёл. В свете напряжённости в сфере безопасности генеральный директор «Города Давида» инициировал обращение к редакции радиопрограмм и попросил в одной из радиопередач ЦАХАЛа взять у него интервью о посещении этого объекта.

«Прошу сегодня не приходить на территорию „Города Давида“, — сказал генеральный директор, — площадка заполнена до отказа. Рекомендую всем, кто планировал прийти сегодня, прийти только завтра».

Слух распространился, и людям, слышавшим передачу, было любопытно, почему все стекаются туда. На следующее утро объект был заполнен посетителями.

В заключение скажем, что принцип радикализации требует анализа всех элементов проблемы, моделирования случаев и реакций на возможные исходы, различные значения и окружающую среду в ситуации радикализации одного из элементов проблемы.

Творчество имеет тенденцию появляться у людей, как правило, когда они находятся в кризисе — и это последнее средство. Но с помощью практики и усвоения смелых и новаторских привычек мышления, как это принято в элитных подразделениях Армии обороны Израиля, креативность может легко превратиться из последнего средства в уникальный способ мышления.

 

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА