(Shutterstock) | Epoch Times Россия
(Shutterstock)

Секретный рецепт уверенности в себе

Открытие «подлинного я»
The Epoch Times08.08.2022 Обновлено: 08.08.2022 10:11
За последние два десятилетия на Западе были изданы тысячи книг, призванных помочь взрослым, подросткам и детям повысить самооценку и обрести уверенность в себе.

Большинство из них предлагают различные советы, связанные с управляемым воображением, позитивным мышлением и медитацией.

Макросоветы

Если вам нужно выйти на сцену, например, но вы боитесь это сделать, вас научат вспоминать похожую ситуацию, в которой вы выступали публично и остались довольны результатом.

«Например, если кто-то говорит, что он выступал перед группой и что „прошёл“ хорошо, я пытаюсь выяснить у него, какой процесс он проходил в той ситуации, как он готовился? Что именно он делал? Он пришёл действительно готовым или вместо этого импровизировал? Он стоял определённым образом или ходил по сцене? Каковы были все условия, которые позволили ему добиться успеха», — пишет американская писательница и консультант М. Дж. Райан в книге «Доверяй себе» (Trusting Yourself), вышедшей в 2015 году.

Райан известна в США и во всём мире как эксперт по психологии саморазвития, консультирует менеджеров и организации, а также имеет за плечами ряд бестселлеров.

«Затем мы пытаемся сформулировать личный процесс, через который он прошёл, — продолжает она. — Когда ему снова придётся появиться на публике на следующей неделе, он сможет припомнить свой предыдущий успех».

Иногда это называют «представить свой выигрышный образ», но это может иметь разные названия. Существуют десятки техник, связанных с воображением. Одни связаны с позитивным мышлением, другие — с поиском проблемной ситуации в нашем воображении, которая вызывает страх или снижает уверенность в себе, при этом меняя ситуацию.

Например, изменение цвета изображения, которое мы видим перед нашим мысленным взором, от серых цветов, которые обычно характеризуют проблему, к ярким и красочным цветам, которые характеризуют оптимизм и радость. Попробуйте — так меняются чувства или эмоции, возникающие у вас по отношению к ситуации. Несколько иная техника меняет саму ситуацию. Представьте, что люди сидят в зале, пока вы выступаете на сцене, но уже не критикуют и не корчат рожи, как вы представляли, а улыбаются и восторженно хлопают — они вас любят.

Двое исследователей из Университета Адельфи в США (Adelphi) обнаружила, что происходит, когда над человеком производится лёгкая ментальная манипуляция. Это приводит его к мысли, что люди, с которыми он взаимодействует, любят его, и он ведёт себя таким образом, что делает это убеждение «реальностью» — он меньше спорит и в целом демонстрирует позитивное и более безопасное отношение.

Другими словами, если в начале каждого взаимодействия мы верим, что люди любят нас, наше поведение изменится, и мы станем более открытыми и уверенными. В то время как если мы думаем негативно и боимся, что встретим неприятие нас, мы, вероятно, будем действовать неуверенно. Оно будет выражаться в языке тела, в форме дискурса, а главное — в нашем мучительном внутреннем переживании.

«Один из недостатков, присущих нам, людям, заключается в том, что мы склонны близко воспринимать негативное и недостаточно ценить позитивное», — сказал в интервью журналу Epoch Рой Баумайстер, профессор социальной психологии в Университете Квинсленда и автор книги Power of Bad (Сила зла).

Мысли, эмоции, взаимодействия и негативные или неприятные события, такие как направленная на нас критика, финансовые потери, друзья, которые нас покинули, имеют тенденцию сильно влиять на нас и в течение более длительного времени, чем позитивные или даже нейтральные события того же рода (комплименты, финансовая выгода, знакомства с новыми друзьями). Даже когда силы у обоих равны.

На профессиональном языке это явление называется «негативным уклоном» или «негативным эффектом». И поэтому небольшому количеству негативных событий, чувств и мыслей удаётся овладеть нами и создать мрачную картину нашей жизни, которая делает нас несчастными. Цель техник, связанных с позитивным мышлением, состоит в том, чтобы принять позитивное, спровоцировать и устранить мучительное негативное.

Ещё один совет: развивать «самоэффективность», то есть степень уверенности человека в своих силах. Идея состоит в том, чтобы узнать, что в нас уникально, но мы принимаем это как должное. У каждого человека есть мыслительные способности, которые его характеризуют, но иногда нам кажется, что все пользуются одними и теми же навыками, когда на практике это не так.

Понимание наших уникальных навыков позволяет нам совершенствовать их, мысленно сосредотачиваться на них, как если бы они были нашим секретным «оружием», и приобретать с их помощью уверенность. Как вы открываете свои личные мыслительные способности? Один из способов — это составить список вещей, в которых мы всегда были хороши с юных лет без видимой причины. Другой способ — спросить людей, что они ценят в нас, и найти повторяющуюся закономерность.

Психологи Кэрол Д. Рифф и Бертон Сингер описывают, что такое истинное чувство уверенности в себе, в своей статье:

«Это не нарциссическая любовь к себе и не поверхностная самооценка, а глубокая форма самопознания, построенная на самоосознании своих положительных и отрицательных качеств».

Идея состоит не в том, чтобы признать, какой я замечательный, а в том, чтобы суметь понять, какой я замечательный, и исследовать, какие пути я могу предпринять, чтобы мои хорошие качества проявлялись, когда я сталкиваюсь с жизненными трудностями, малыми или большими.

Здесь, как на кончике ножа, есть ещё один совет, повторяющийся почти в каждой книге по самопомощи, посвящённой развитию уверенности в себе и самоуважения, а именно: подумать, какова цель нашего действия. Великое действие, совершаемое нами самими, предположим небесное, заставляет нас действовать для гораздо большей цели, чем мы сами смогли бы.

Таким образом, вступает в действие психологический механизм, из-за которого страхи и самокритика затихают перед лицом небесной миссии, которая внезапно занимает большое и вдохновляющее место. Это игра перспектив и ментальных масштабов: когда мы верим в большую цель, наш разум усиливает этот образ миссии и, таким образом, уменьшает образ опасения или критики. Усиленный новый образ несёт с собой уверенность, пусть временную и эпизодичную.

«Я бы сказала, что уверенность в себе состоит из трёх компонентов, — заключает Райан в своей книге „Уверенность в себе“, — это самосознание, то есть точная оценка того, кто мы есть и что нас волнует; самопринятие — принятие того, кто мы есть, со всей сложностью, которая есть в нас; уверенность в себе — способность использовать то, что мы знаем о себе, для получения желаемых результатов в своей жизни и влиять на мир, не беспокоясь постоянно об одобрении или отсутствии одобрения со стороны других».

Микросоветы

Хотя все эти советы имеют реальную пользу, однако иногда мы можем обнаружить, что это временная польза. Этакий пластырь, который мы наносим на пробитое колесо, чтобы воздух не выходил. В момент истины — перед большим испытанием, лекцией, светским мероприятием или важным заданием — маленькие и неожиданные мысли овладевают нашей головой, страх и самокритика усиливаются, и мы остаёмся неуверенными и растерянными. Когда мы снова обращаемся к советам и техникам, которые работали раньше, мы обнаруживаем, что корень проблемы остался, и на этот раз техники уже менее эффективны.

Если да, то что вообще можно сделать? «Нет спасения от мучительного внутреннего созерцания мыслей, которые приходят в голову», — говорит психолог Питер Михаельсон, автор книги «Why We Suffer » (Почему мы страдаем). Михаельсон имеет в виду не наблюдение, направленное на манипулирование мыслями, как предполагают некоторые из предыдущих советов, а наблюдение, направленное на выявление в мыслях того, что мы держим и не хотим отпускать, — «привязанность», которая мучает нас и приводит к резкому снижению уверенности в себе. Это путь, принципиально отличающийся от управляемого воображения или позитивного мышления.

«У нас есть функция, которую психоанализ называет „визуальным драйвом“. Она относится к нашей способности и нашей склонности представлять или визуализировать события, ситуации, самих себя и других людей — будь то в прошлом, настоящем или будущем», — пишет Михаельсон.

Визуальный драйв, это то, что мы бессознательно используем почти в каждый момент. Когда мы ведём машину, идём по улице или поднимаемся в лифте, в нашей голове проносится бесчисленное количество мыслей, о которых мы обычно не догадываемся. Иногда это мысли критики или другие неприятные мысли, которые возникают снова и снова и не отпускают нас. Михаельсон утверждает, что не мысли нас не отпускают, а мы не отпускаем их. Мы держимся за них, а значит, у нас есть привязанность к ним.

Это происходит из-за «дефекта», созданного в нашей психологии в детстве. «Этот дефект регулярно загрязняет наш визуальный драйв. Вместо того, чтобы видеть его ясно, мы видим его сквозь тёмное стекло… Наше восприятие и образы испорчены „дефектом“, который призван заставить нас почувствовать его присутствие. Вот так визуальный драйв (Михаельсон также называет его „эмоциональным воображением“) становится для нас внутренней машиной пыток, и мы не осознаём, что молча согласились на это».

Михаельсон опирается на мысли психоаналитика Эдмунда Берглера, австрийского психиатра, который умер в 1962 году и успел написать 25 книг по психологии. Его книги были опубликованы в престижных изданиях, и сотни статей опубликованы в профессиональных журналах. Теория Берглера опирается на Фрейда, но делает ещё один шаг вперёд.

Берглер утверждал, что в раннем возрасте, от рождения до полутора лет, у малыша начинают развиваться отрицательные эмоциональные переживания.

«Например, обязательно бывают дни, когда мать более уставшая или в плохом настроении и не сразу реагирует на плач ребёнка и не сразу даёт ему то, что ему нужно. Он может переживать это как отторжение или недостаток любви или беспомощность», — сказал Михаельсон в интервью журналу Epoch.

Поскольку у младенца ещё нет слов для выражения негативных эмоций, они остаются в его уме на глубоком и бессознательном уровне, а позже в жизни заставляют его смотреть на реальность через эти очки. Под «смотреть» подразумевается видеть мысленным взором, когда его визуальный драйв наводнён негативными мыслями перед лицом различных ситуаций, которые вызывают в нём страхи, неуверенность и т. д. Но вместо того, чтобы игнорировать его или отмахнуться от этого, как будто его нет, его разум постоянно стремится испытать его.

«Берглер уделял больше, чем Фрейд, особое внимание удержанию негативных эмоций и зависимости от них», — говорит Михаельсон.

Михаельсон называет это «негативным взглядом». Наш мозг действует как подглядывающий, который не контролирует себя и должен что-то увидеть, поскольку мы подглядываем, чтобы увидеть психологический дефект, созданный в нас в юном возрасте. Примером тому может служить человек, испытывающий тревогу при посещении светских мероприятий и часто представляющий себе, как окружающие игнорируют его или принижают его на таких мероприятиях, хотя на самом деле это, скорее всего, произойдёт только в том случае, если он будет вести себя неадекватно.

«Перед тем, как пойти на общественное мероприятие, он может заглянуть [мысленно] на несколько дней или недель в будущее, представляя себя на мероприятии и то, как другие видят его в негативном свете. Такой взгляд может быть сделан сознательно или бессознательно… Даже если это осознанно, человек не осознаёт, что он тайно заинтересован в том, чтобы ассимилироваться в том чувстве, что его видят в негативном свете. Он лелеет болезненное чувство перед событием. Он не воспринимает и не понимает внутренний процесс, который вызывает у него тревогу или стресс».

«Не воспринимать или не понимать» — слишком уж абсолютное утверждение. Многие понимают, что нет смысла страдать в настоящем из-за того, что может не случиться — а зачастую и вряд ли случится — в будущем. И всё же, объясняет Михаельсон, жизненные обстоятельства служат нам предлогом для использования визуального драйва или «эмоционального воображения» для возрождения чувств, связанных с неразрешённой эмоциональной болью из детства. Вот так мы попадаем в опасную «петлю недостатков», которая снижает нашу уверенность в себе и заставляет нас страдать.

Михаельсон характеризует несколько типов личностей в своей книге и показывает, как «мыслительные игры», которые они запускают в своей голове, похожие на управляемые образы и позитивное мышление, на самом деле могут привести к снижению уверенности в себе. Один тип личности «застенчивый», который мы охарактеризовали ранее. Это человек, который представляет себе, как он выглядит в негативном свете, как над ним издеваются или унижают в какой-то социальной сцене.

«Ожидание, что застенчивые будут осмеяны, парализует их позитивное отношение к себе и к своей жизни, — пишет Михаельсон. — Одна из вещей, которые делают люди с таким характером, это меняют сцены в своей голове. Они представляют, что побеждают кого-то, преодолевают трудности или получают какую-то награду».

Обычно это хорошо и приятно в краткосрочной перспективе, говорит Михаельсон, это создаёт временное тёплое чувство, однако оно угасает, когда критичный образ в их голове снова возникает в другом контексте, и тогда они видят себя в сером и негативном свете. Всё это время они, а не другие, считают себя униженными и неуважаемыми.

Другой пример, когда человек с таким характером идёт по торговому центру или парку и украдкой посматривает на людей, перед которыми он чувствует себя ниже, например, успешных людей или тех, кто выглядит лучше, чем он.

«В то же время он будет подсознательно замечать людей, по отношению к которым он чувствует себя выше (превосходнее), — продолжает Михаельсон. — Оба случая негативны, так как самооценка его застряла между этими двумя негативными впечатлениями, и ей некуда деваться».

Михаельсон объясняет, что в то время как чувство превосходства над другими людьми создаёт в наших головах иллюзию нашего превосходства и укрепляет уверенность в себе, но в то же время оно создаёт перевёрнутый психологический процесс, который блокирует развитие нашей самооценки, поскольку мы не разрешили проблему: наше желание хорошо выглядеть в глазах других. Таким образом, критичных голос, создающий ощущение того, что мы недостойны, или что нам не хватает определённых качеств, продолжает действовать в нашей голове, и даже ещё сильнее.

Ещё одна личность «смешная».

«Быть забавным человеком — обычно замечательная черта, но у него есть и не очень смешная сторона. Юмор сам по себе является источником большого удовольствия. Берглер писал, что это „необходимый и здоровый процесс внутреннего открытия и, следовательно, процесс, который уменьшает страх“.

Михаельсон объясняет, что клоун в классе или профессиональный комик создал своего рода искусство, которое нейтрализует внутреннего критика в них, делая его критические обзоры абсурдными. „С помощью остроумия, иронии и сарказма комик может превратить себя в звезду или возвышенную личность. Обычно метод состоит в том, чтобы выставить себя дураком в собственных глазах или объектом насмешек — ход, который истощает силу внутренней критики. Или создать „высшее“ чувство смешной жертвы. Нелепость, которая выражает его мимолётную победу над внутренним критиком».

Но, отвлекая или временно сбивая с толку внутреннего критикана, он не может полностью устранить или превзойти его.

«С помощью такой техники можно обрести некоторую уверенность в себе, но это нестабильная ситуация, — утверждает Михаельсон. — Многие известные комики умерли молодыми от самоуничижения или покончили жизнь самоубийством, потому что их использование комического юмора в качестве защиты, наконец рухнуло перед лицом интенсивного внутреннего конфликта».

«Перфекционист» — ещё одна интересная личность. «Защита перфекциониста от своего внутреннего критика выглядит примерно так: „Я не хочу, чтобы меня критиковали. Посмотрите, как я стараюсь всё делать идеально“. Он умоляет внутреннего критика, чтобы чувствовать себя невиновным, но на самом глубоком уровне не может освободиться от пристрастия к самокритике и „предаётся“ этому негативному чувству… Такие люди иногда страдают от тревог, возникающих, когда внутренний критик угрожает им или давит на них».

Михаельсон объясняет, что это состояние растраты творческой энергии. Вместо того, чтобы перфекционист вкладывал энергию в улучшение того, над чем он работает в реальности, он растрачивает энергию эмоционального воображения на фантазии, в которых видит, как другие критикуют его, и защищается от них.

«Трудно чувствовать себя уверенно, когда наш внутренний критик постоянно беспокоит нас и задаёт нам вопросы», — говорит Михаельсон.

По словам Михаельсона, у этой проблемы нет волшебного решения, кроме сизифова самоанализа. Сначала посмотрите на возникающие отрицательные эмоции, затем на их составляющие.

«Предположим, вас оттеснили в очереди в супермаркете, — объясняет он нам в интервью. — На первом этапе вам придётся брать на себя ответственность за возникшие у вас отрицательные эмоции. Человек, который вас оттеснил в очереди, не вызвал возникших отрицательных эмоций, он просто активировал их. Нужно смотреть на составляющие возникших негативных эмоций. Может быть, вы чувствуете, что человек проявил к вам неуважение, не „поговорил“ с вами, так как вы были невидимы для него. Если это чувство причиняет вам боль, это означает, что вы привязаны к чувству, что вас не уважают и не признают, и именно эта привязанность вызывает ненужные страдания».

Но даже этого иногда недостаточно. Например, человек может заметить, что он ревнует, и признаётся в этом, но возможно, что ревность лежит на поверхности, а есть более глубокая реальная проблема.

«Возможно, он держится за чувства отторжения, предательства или отсутствия признания, которые он испытал в детстве. Это скрытый источник его страданий», — говорит Михаельсон.

Основываясь на своём личном опыте работы над собой и с пациентами в течение более 30 лет, он утверждает, что, когда нам удаётся обнаружить свой недостаток и раскрыть его на глубоком уровне, могут произойти кардинальные изменения в том, как мы воспринимаем себя, окружающих нас людей и мир.

В своей книге он пишет о духовной, в определённом смысле, концепции — открытии «подлинного я».

«Мы достигаем чувства веры в себя и того хорошего, что есть в нашей душе, веры в свою уникальность и чудо, открываем в себе лучшее, знаем и понимаем, что это наша истинная природа. И чем больше мы раскрываем то, что отрицательно внутри нас, и сможем отпустить это, так хорошее внутри нас сможет всплыть наружу. Это удивительное чувство освобождения».

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА