Царство философии К. С. Льюиса: Дао, жизнь и вселенная Нарнии

К. С. Льюис о науке и Дао
Автор: 11.10.2022 Обновлено: 11.10.2022 19:45
Многие знают британского писателя К. С. Льюиса благодаря историям о Нарнии, которые покорили сердца детей и взрослых всего мира. Однако самым серьёзным его произведением является «Человек отменяется», в котором Льюис затрагивает вопросы пробуждения и падения человечества и животрепещущие проблемы, ответы на которые, по его мнению, находятся в корнях античной культуры и сегодня актуальны как никогда.

Книга «Человек отменяется» занимает седьмое место в списке «100 лучших научно-популярных книг XX века», опубликованном журналом National Review. Институт межвузовских исследований поставил её на второе место среди самых важных книг XX века, а Питер Крифт, профессор философии Бостонского колледжа, заявил, что это одна из шести книг, способных спасти западную цивилизацию:

«Это пророческая книга… её содержание — ужасающее пророчество о смерти не только современной западной цивилизации, но и самой человеческой природы».

«Человек отменяется» (1943 г.), книга Клайва Стейплза Льюиса, или Джека, как он предпочитал, чтоб его называли, стала философским учением, перевернувшим мировоззрение многих читателей, и не без оснований. Льюис пришёл к выводу, что современное мышление и современное образование постепенно меняют понимание предназначения человека, его мышление, вплоть до изменения человеческой сущности.

Эта проблема, предупредил Льюис, будет иметь далеко идущие последствия, которые мы наблюдаем уже сегодня.

Царство философии К. С. Льюиса: Дао, жизнь и вселенная Нарнии

Клайв Стейплз Льюис. (Alamy Stock Photo)

Льюис был тем, кого принято называть «средневековым динозавром». Окончив в возрасте 27 лет Оксфордский университет по специальности греческая и латинская литература и философия, он посвятил следующие три десятилетия своей жизни исследованиям в Кембриджском университете средневековой литературы и литературы эпохи Возрождения. В этот период он также опубликовал свои великие произведения и благодаря влиянию своего хорошего друга Дж. Р. Р. Толкина, автора трилогии «Хоббит» и романа-эпопеи «Властелин колец», стал верующим.

Льюис с удовольствием проводил долгие часы за чтением средневековых произведений и посвящал свою жизнь изучению мёртвых языков (англосаксонского, древнескандинавского и др.). О нём говорили, что он защищал «красоту и мудрость» этого периода и был подобен «антиквару», который возвращался к чувствам и мыслям традиционных времён, читал лекции и писал о них.

Вопреки распространённому воображению, согласно которому Средние века были эпохой рыцарей, замков, ведьм, орудий пыток и, прежде всего, суеверий темноволосых крестьян, покрытых грязью, Льюис видел совершенно иную картину. Средневековье он видел как эпоху, когда человек осваивал мышление, сочетающее физическое и духовное, земное и небесное. Одной из фигур, олицетворявшей для него этот образ мышления и вдохновлявший его, был философ Аниций Боэций, который жил и писал в VI веке нашей эры.

«Невозможно понять корни философии Льюиса, не понимая Боэция, — объясняет профессор Джейсон М. Бакстер из Университета Нотр-Дам в своей новой книге „Средневековая мысль К. С. Льюиса“ (2022 г.). — Льюис видел себя британским Боэцием».

Боэций родился в Риме в богатой семье. Благодаря своей родословной он смог перевести на латынь сочинения мудрецов Древней Греции, а также добиться того, чтобы их идеи выжили и были услышаны в средневековую эпоху, когда общество было захвачено «варварами», забывшими классические принципы, как объясняет профессор Бакстер.

Льюис полагал, что ему отведена аналогичная роль в обществе — обеспечивать выживание древней мудрости в Новое время, на которую нападали современные «варвары», люди, оторванные от классического прошлого и гордящиеся этим. «Они сосредоточены на своих практических достижениях, заняты погоней за личным удовлетворением и не имеют доступа ни к каким высоким ценностям, кроме материальных, характеризующих современную индустриальную цивилизацию», — объясняет профессор Бакстер восприятие Льюиса.

Для Льюиса Боэций был не только человеком, сохранившим традиционное классическое мышление, но и его возрождающий, потому что он применил это мышление в своей жизни и воплотил его в своих произведениях.

Весной 523 г. н. э., когда Боэций был дома со своей семьёй, к нему без предупреждения ворвались гвардейцы короля Теодориха Великого и разлучили его с семьёй. Боэция обвинили в заговоре против царя и посадили в тесную тюремную камеру. Сидя в четырёх стенах, потрясённый, он начал понимать, что-то, что он потерял, — семья, имущество, друзья, статус и даже его жизнь, — уже никогда не вернётся. Охваченный тяжёлым чувством печали и горя, разъярённый несправедливостью свалившейся на него беды, он начал писать, ища в этом действии утешения, пока в один прекрасный день перед ним вдруг не предстала божественная и добрая фигура — «Леди Философия», как он её назвал.

Царство философии К. С. Льюиса: Дао, жизнь и вселенная Нарнии

Леди Философия посетила Боэция в заключении.

«Леди Философия», по описаниям Боэция, была женщиной сверхчеловеческой красоты и мудрости, она держала в одной руке стопку классических книг, а в другой — скипетр. Её целью было напомнить Боэцию об истинах, которые появляются в классической мудрости, истинах, которые он давно забыл. В серии разговоров, возникших между ними, она напомнила ему о философах-стоиках, которые говорили, что люди не могут контролировать большинство событий, происходящих в их жизни.

Она также напомнила ему о Фортуне, известной римлянам как богиня удачи, чья роль заключалась в том, чтобы управлять судьбами людей. Богиня удачи может осыпать человека дарами: любовью, семьёй, детьми, благополучием, репутацией и карьерой — или вести к бедствиям. Философ-классик не должен полагаться на какой-либо дар, ибо судьба ему не подвластна. Когда богиня удачи (судьбы) поворачивает колесо зодиака, всё, что на нём держится, может исчезнуть в одно мгновение.

«Вы знаете, что в человеческих делах нет постоянства, поскольку человек может в один час остаться ни с чем, — говорит Леди Философия, добавляя, — если вы остаётесь собой, у вас будет то, что вы никогда не захотите потерять. И этого Фортуна никогда не сможет отнять. Счастье не может состоять из вещей, управляемых удачей».

Богиня «Фортуна» (богиня удачи), управляющая судьбами людей.

Богиня «Фортуна» (богиня удачи), управляющая судьбами людей.

В серии бесед Леди Философия помогает Боэцию поднять голову и задуматься о тайнах жизни.

Именно «тайна» привела Льюиса к раскрытию иерархии реальностей так, как Боэций о ней написал. В пятом томе «Утешения философией» Боэций пишет, что на низшей ступени иерархии находятся наши чувства, то есть способность воспринимать окружающее и реагировать на него. На уровне выше находится наша способность воображать вещи, ещё выше — логика и ещё выше — разум или истинное понимание вещей. Каждая из этих стадий познания соответствует, по Боэцию, разным типам существ и их иерархии: устрица, например, может получать сигналы из окружающей среды, но не может представлять вещи так, как, по-видимому, могут собака или кошка. Разум — это сила, предназначенная для людей, но истинное понимание доступно только богам.

Люди, согласно Боэцию, проводят большую часть своей жизни, пытаясь понять мир с помощью логики, используя рациональность и факты, но ничего не знают о планах, которые осуществляются в высших мирах. Однако в особые моменты, утверждает Боэций, земное и небесное сливаются, и интуиция или разум раскрываются и позволяют человеку подняться.

«Выражение этой иерархии реальностей было представлено Льюисом в воображаемом мире, который он создал в своих самых известных книгах „Хроники Нарнии“, — рассказывает нам в интервью доктор Бакстер. — Льюис мог написать новеллу, но он знал, что в новелле есть ожидание реализма. Мир должен вести себя реалистично, как того хочет современная наука. Поэтому он искал литературный инструмент, который позволил бы добиться большей открытости и гибкость для выражения духовного стремления человека к высшим мирам. Он думал, что если сочинит легенду, то сможет передать через неё это стремление, используя тёплый, мягкий тон».

Нарния, как объясняет Бакстер, — это «ворота» к традиционному мышлению, которые Льюис открыл для современной молодёжи. Бакстер рассказывает: «Лучше всего эту цель можно ощутить в томе „Племянник волшебника“, где львом по имени Аслан созидается Нарния. Для современного человека мир состоит из атомов и молекул, которые в медленном процессе соединялись вместе сотни миллионов лет. Для средневекового человека, напротив, мир чудесным образом был создан Творцом».

«В Нарнии можно найти ещё один принцип, который объяснял Боэций и в который верил Льюис. Он состоит в том, что во Вселенной существует разумный порядок, поддерживающий равновесие. Этот порядок регулирует, например, карусельное движение звёзд, а также их самовращение. Боэций называл этот космический порядок „музыкой“, потому что он понимал, что это глубинная математическая гармония, которая создаёт видимые нам узоры», — говорит Бакстер.

Он продолжает:

«И поэтому, когда Аслан создал Нарнию, он воспел её существование. Он сочинил музыку. Его энергия была послана в мир и создала её. Льюис также заимствовал эту идею у Платона, который в диалоге Тимея описывает сотворение мира как дело рук „ремесленника“ — Бога».

Дао против «науки»

Льюис жил во времена, когда наукой злоупотребляли. Евгеника (учение о влиянии наследственности на улучшение человеческого вида) стала легальной в США благодаря стерилизации, осуществляемой в попытке предотвратить размножение генетически дефектных людей. А в конце 1930-х Гитлер объединил это учение, автором которого был британский учёный Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина, с идеями расизма, после чего в то время оно стало почти общепринятыми.

Именно поэтому Льюис во время Второй мировой войны писал не об опасностях нацизма или коммунизма, а об опасностях сциентизма — веры в то, что современная наука даёт единственно надёжный метод получения знаний о мире, и поэтому учёные имеют право диктовать обществу, какие ценности и убеждения у него должны быть, и даже влиять на политику правительств.

Послание Льюиса лежит в основе его пророческой работы «Человек отменяется», которую он написал в 1943 году. Льюис открывает книгу рецензией на учебник «Зелёная книга», предназначенный для старшеклассников. Книга написана двумя авторами, которых он называет Гай и Тиций. В «Зелёной книге» через описание восприятия известного английского поэта XIX века, стоящего и смотрящего на водопад Клайд в Шотландии, авторы пишут об эмоциях. Поэт слышит, как двое туристов разговаривают друг с другом: один говорит, что водопад «величественный», а другой говорит, что он просто «красивый».

Но Гай и Тиций в своей книге не согласны ни с одним из них. Эти авторы внушают старшеклассникам, что две интерпретации водопада — просто выражение субъективных чувств туристов:

«Турист говорил не о водопаде, а о своих собственных ощущениях. В основном человек говорит, что у него есть чувства, связанные в его сознании с понятием „величественный“, или, если коротко, „у меня есть величественные чувства“».

Поскольку это так, нет никаких логических оснований утверждать, что один эмоциональный комментарий лучше другого, тоже эмоционального. На самом деле, нет никакого смысла утверждать, что любой из комментариев вообще верен.

Льюис видел в современном способе мышления не наличие единой истины, а только субъективные ощущения и называл такое мышление большой проблемой, чтобы объяснить, почему он сравнил две разные школы мысли — классическую и современную.

Согласно классическому мышлению, пояснил он словами туриста, назвавшего водопад «величественным», не имеется в виду только описание своих ощущений, водопад поистине величественен — это творение природы, достойное таких ощущений.

«Вплоть до нового времени все учителя, да и вообще все люди, верили, что Вселенная устроена таким образом, что определённые эмоциональные реакции с нашей стороны могут соответствовать или не соответствовать ей. На самом деле они верили, что вещи не являются просто объектами нашего положительного или отрицательного мнение о них, нашего восхищения или презрения, но представляют для нас возможность быть действительно достойными их», — пишет Льюис в своей книге.

С этой позиции Льюис обратился к идее китайской традиции Дао — объективной реальности за пределами всех вещей, понятием, которое появляется в разных формах у Платона, Аристотеля, стоиков, христиан и в восточных религиях.

«Это учение об объективной ценности, объяснение того, что одни позиции относительно природы Вселенной и нашей природы заведомо правильны, а другие позиции — заведомо неверны, — пишет Льюис. — Что прекрасно и что безобразно, что хорошо и что плохо, что небесно и что демонично, что является высоким и что низким — всё это имеет чёткие стандарты, вытекающие из Дао — реальности за пределами всего сущего».

Но современный подход Гая и Тиция заранее исключает саму возможность существования объективной реальности. Для них все чувства, вроде «величественного водопада», суть чисто субъективные дела человека, которые не могут быть подвергнуты сравнительно-научному рассмотрению, а потому являются не чем иным, как личным мнением. Больше нет правильного и неправильного, красивого и безобразного, объективно хорошего или плохого, а есть только личные и разные мнения.

Гай и Тиций, объясняет Льюис, создают в обществе разделение между теми, кто «стоит» внутри Дао, и теми, кто находится вне его. Или между теми, кто использует традиционное классическое мышление для оценки вещей, и теми, кто использует современное мышление.

Но что такого ужасного в использовании современного мышления? Льюис показывает в своей книге, что такое мышление может привести к распаду ценностей или добродетелей, которыми руководствуется человеческий род, и даже может привести к созданию опасной альтернативной «системы мышления».

Он иллюстрирует это на общем примере. Если в большинстве мировых армий солдат учат защищать страну без тени сомнения и даже жертвовать собой ради родины и своих товарищей по миссии (защита страны считается традиционной ценностью), Гай и Тиций учат, что «хорошо умереть за нашу страну» — это просто эмоция, иррациональное и субъективное чувство, которое переполняет человека. Нет особых оснований верить ему и принимать его и нет оснований думать, что оно превосходит, например, чувство страха, которое может поразить солдата и помешать ему защищать свою страну.

Итак, если в прошлом защита родины считалась традиционной ценностью, то современное мышление Гая и Тиция разрушает её и стирает как ценность. Подобное происходит и со многими другими ценностями в обществе — их статус снижается, и в результате современного мышления они рушатся и стираются, утверждает Льюис.

Заключительный этап

Гай и Тиций не понимали результатов, к которым может привести предложенный ими современный научный образ мышления. Льюис писал, что люди в своём роде всё ещё хотят, чтобы в обществе существовали такие ценности, как мужество, честность, самопожертвование и приверженность общему благу и процветанию. Они не хотят жить в обществе без ценностей. Однако их «философия» исключает базовую инфраструктуру, позволяющую культивировать чувства ради этих ценностей. Он «отрезает орган», обеспечивающий функцию, продолжая при этом требовать существования функции.

Другими словами, он создаёт людей без моральных ценностей, но ожидает, что они будут моральными.

Вот вопрос, который больше всего беспокоил Льюиса: к чему всё это ведёт в конечном счёте, что произойдёт, когда наступит день, и всё общество примет такой образ мышления, идущий вразрез с традиционной системой ценностей и игнорирующей её?

Что произойдёт, когда человек перестанет желать соответствовать объективным ценностям, заложенным в окружающем его мире, а вместо этого захочет приспосабливать мир к своим желаниям и прихотям? Что это будет за общество?

Именно этому посвящена последняя глава книги Льюиса, показывающая, что, когда человек отходит от традиционной системы, он создает опасную альтернативную этическую систему. Льюис приводит в пример господствующую сегодня в обществе утилитаристскую систему мышления, согласно которой ценность поступка определяется не его нравственной значимостью (в наших действиях нет объективного добра и зла, выведенного из Дао), действие считается хорошим, если оно увеличивает пользу (прибыль или удовольствие) большому количеству людей.

Этот способ мышления настолько распространён, что его можно увидеть почти на каждом углу. Когда, например, государство Израиль в Южном Судане вооружает кровожадных ополченцев, которые устраивают массовые убийства, оно делает это из утилитарных соображений. Он оправдывает это тем, что выгода, которую он извлекает из этого, — ещё один голос в ООН и ослабление Ирана в Африке, — превышает страдания, которые могут быть причинены немногим из-за косвенной помощи кровожадным ополченцам.

Другим примером является решение во время эпидемии коронавируса на долгие месяцы в Израиле закрыть школы. Государство заявило, что польза, которую получит большинство населения (если распространение коронавируса уменьшится в результате блокировки), превысит ущерб, который могут понести дети и семьи.

Далее Льюис, естественно, переходит к разговору о научном подходе, который опирается на эту утилитарную систему мышления. Льюис признавал преимущества, которые принесла с собой наука, такие как самолёты, поезда или вакцины, но также указывал и на большие недостатки. После того, как люди, подобные Гаю и Тицию, приняли современный научный образ мышления, не признающий объективных значений добра и зла, которые вытекают из Дао, они поставили перед наукой новую цель — добиться удовольствия и добра для большей части человечества: вылечить его болезни, уменьшить его страдания и т. д. Как? Через покорение природы и человеческого тела.

«Заключительный этап наступит, когда человек приобретёт полный контроль над способами улучшения расы, то есть селекцией человека на внутриутробной стадии, а также, когда возьмёт под контроль образование, которое полностью подчинится психологии. Человеческая природа будет последней частью природы, которая сдаться человеку. Тогда кампания закончится победой», — пишет Льюис.

Кто именно станет победителем?

«Покорение природы человеком, если сбудутся мечты некоторых учёных-планировщиков, есть не что иное, как господство нескольких сотен над многими миллиардами людей», — пишет Льюис.

«Контроль человека над природой» на самом деле является властью немногих: учёных с передовыми техническими знаниями или учёных, находящихся на службе у правительств и диктующих всем остальным людям, как им можно наслаждаться и пользоваться этими силами. Когда определённое поколение обретёт силу улучшать расу, формировать своих потомков по своему желанию и, возможно, даже контролировать сознание, пишет Льюис, все люди, которые будут жить после, будут подчиняться этой силе, потому что «даже если мы могли бы оснастить их замечательными машинами, мы также заранее определили бы, как они будут их использовать».

Победа науки над природой, по Льюису, вырвет «нить жизни» из рук Клото (одной из трёх богинь судьбы в греческой мифологии) и передаст её людям, которые будут вольны определять цвет человеческой расы по своему желанию. Но когда человеческая природа будет побеждена на этой последней стадии, предсказывает Льюис, она тоже победит:

«Я буду очень доволен, если в истории найдётся хотя бы один пример, когда человек, который отдалившись от традиционной морали и получивший власть, использовал бы её во благо».

Льюис знал, что за это его будут жёстко критиковать:

«Некоторые подумают, что я придумываю искусственную трудность для создателей людей. Другие критики, чьё мышление проще, возможно, спросят:

„Почему вы считаете их такими плохими людьми?“» На это Льюис ответил: «Я не думаю, что они плохие. На самом деле, они вообще не люди (в старом смысле этого слова)».

Царство философии К. С. Льюиса: Дао, жизнь и вселенная Нарнии

Мавры — три сестры, олицетворявшие судьбу в греческой мифологии: Калуто, Лахсис и Атропос. (Shutterstoc)

Льюис считал, что люди, отсекшие себя от самой основной идеи Дао — подчинения объективным принципам или ценностям, определяющим, как люди должны вести себя и жить здесь, — уже не люди. Вместо того, чтобы подчиняться основным идеям Дао, они пытаются их контролировать или создавать. Они перевернули уравнение и посвятили себя задаче «решить, что будет с этого момента в природе человечества».

«Хорошо» или «плохо» — пустые слова, когда дело доходит до них, поскольку отныне именно они будут определять содержание этих слов. Таким образом, окончательное завоевание природы человеком есть не что иное, как уничтожение человека, заключил Льюис.

Во имя науки

Как уже упоминалось, слова Льюиса разозлили многих, и они обвинили его в противодействии науке.

«Ничто из того, что я могу сказать, не помешает некоторым людям назвать эту лекцию атакой на науку, — написал Льюис. — Конечно, я не признаю вины. Истинные исследователи в области естественных наук (такие среди нас всё же есть) поймут, что моё спасение ценностей заключается в том, чтобы защитить, среди прочего, ценность знания, которое должно умереть, как и любая другая ценность, когда её корни оторваны от Дао».

В своей книге «Чудеса», изданной в 1947 году, Льюис утверждал, что изначально современная наука основывалась на твёрдой вере, что в природе существуют упорядоченные законы, которые необходимо познать. Эта вера была основана на иудейской и христианской концепции Бога как создателя:

«Люди стали учёными, потому что они ожидали найти закономерность и законность в природе, потому что верили в законодателя». Но с тех пор много воды утекло, и наука стала религией, освящающей секуляризм.

Льюис напомнил своим читателям, что является противником не науки, а сциентизма — убеждения, согласно которому современная наука даёт единственный надёжный метод получения знаний о мире, и поэтому учёные имеют право диктовать обществу ценности, во что общество должно верить, и даже политику правительств. Льюис предостерёг от тенденции передавать бразды политической власти элитной группе экспертов, утверждающих, что говорят от имени науки. Он видел в этом шаг, который может создать новую олигархию, которая будет постепенно «полагаться на советы учёных, пока в итоге политики не станут их марионетками».

Его слова не были сказаны напрасно. На протяжении многих лет ведущие интеллектуалы один за другим выступали с заявлением, что наука нашла определённое объяснение развития Вселенной и жизни, опровергающее традиционную точку зрения. Часты утверждения, что миром должны править учёные, а не политики.

Льюис согласен с тем, что научные знания могут помочь государственной политике в некоторых областях, но обычные социальные проблемы, которыми необходимо управлять, связаны с моральными вопросами, решить которые учёные не готовы. В сферу полномочий науки входит исследование материи, её физических свойств, животного мира, а также определение предметов на основе полученных данных. Наука не имеет и не должна иметь права голоса по поводу того, что лежит за этим. То есть наука не может сказать нам, что морально правильно или неправильно, что хорошо или плохо. В её компетенцию это не входит. Область морали принадлежит философам, богословам, религиям и т. д., а не исследователям естественных наук.

В эссе «Добровольные рабы государства всеобщего благоденствия», опубликованном в 1958 году, он предсказал, что в итоге «проблемы, связанные с голодом, болезнями и ужасами войны» подтолкнут общественность к принятию «глобального технократического правления», даже если оно означает отказ от свободы.

Сегодня его слова гораздо более понятны. Во имя науки учёные стремятся определить, например, что разрешено и что запрещено в отношении абортов, даже если они не имеют на это полномочий. Наука учит нас, что эмбрион — это живой организм Homo sapiens. Наука также описывает особенности плода на разных этапах его развития, например, когда начинает биться сердце. Но наука не может сказать нам, важна ли человеческая природа (душевность) плода с моральной точки зрения, т. е. можно ли его убить во время беременности, или это грех. Следовательно, научные «правители» не смогут помочь политике в отношении абортов.

Во имя науки учёные за последние два года определяли государственную политику в отношении коронавируса, хотя их опыт в области государственной политики ограничен.

Наука может раскрыть нам природу болезни, её симптомы, пути её распространения и, надеюсь, шаги, которые приведут к её искоренению. Но наука — это только один элемент в системе соображений, который должны использовать лица, ответственные за корона-политику.

Политики также должны учитывать огромный экономический и психологический ущерб, причиняемый закрытием территорий, а также депрессию, вызванную изоляцией пожилых людей. Это не чисто научные вопросы. Также они должны учитывать, является ли принудительная вакцинация всего населения (путем ограничения прав граждан) моральным актом и каковы будут результаты этого шага. Такое решение лежит за пределами науки.

В наши дни от имени науки ряд учёных предлагают объявить чрезвычайное положение в стране, чтобы правительства могли проводить практически любую политику в области изменения климата (политику, которая сократит загрязняющие выбросы), даже такую, которая ограничивает индивидуальную свободу и нарушает права человека.

«Политическая легитимность, авторитаризм и изменение климата» — так называлась статья, опубликованная в декабре 2021 года в академическом журнале American Policy Science Review, одном из самых элитных и влиятельных профессиональных журналов в мире. Автор статьи предлагает сократить свободы личности, потому что личность отказывается следовать советам экспертов, которые, по мнению автора, являются «справедливой и решающей стороной в этом вопросе», тем самым ведя мир к климатической катастрофе.

Поле евгеники также не исчезло со времён Льюиса. В отличие от прошлого века, евгеника сегодня в основном занимается методами скрининга эмбрионов. Молодые пары в наши дни могут совершенно легально приехать в лабораторию США и выбрать наиболее удачный эмбрион посредством экстракорпорального оплодотворения.

С этой точки зрения легко понять, почему пророческая книга Льюиса потрясла многих читателей. То, что на первый взгляд может показаться теорией заговора и атакой на науку, многим читателям показалось кошмаром, способным с течением времени осуществиться.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА