Жители Фив держат подальше от себя царя Эдипа, из-за греха которого в городе распространилась чума. Чарльз Гелбер, 1842 г. (Шарль Франсуа Жалабер/Общественное достояние) | Epoch Times Россия
Жители Фив держат подальше от себя царя Эдипа, из-за греха которого в городе распространилась чума. Чарльз Гелбер, 1842 г. (Шарль Франсуа Жалабер/Общественное достояние)

В чём причина вспышки чумы? Классическое мышление намекает на источник

Самый трагичный герой в истории намекает нам искать причины и виновников совсем в другом месте
Автор: 15.08.2022 Обновлено: 15.08.2022 15:00
Многие испытывают отчаяние, не в состоянии сделать что-либо. Предприятия закрылись, люди потеряли средства к существованию, экономика упала, миллионы людей погибли.

Кто виноват в этом? Многие утверждают, что премьер-министр. Другие гневаются на Минздрав за недостаточно профессиональную реакцию. Некоторые обвиняют людей, выступающих против вакцин на основании того, что они не препятствуют распространению вируса.

А некоторые обвиняют китайские власти в том, что они вовремя не предупредили и не закрыли границы Китая. Причин много, и они разнообразны, и каждая из них имеет логическое объяснение. Большинство из них имеют дело с тем, что нас окружает, и что мы воспринимаем своими чувствами — новости, события и люди, которых мы слышим.

Классическое же мышление смотрит на предмет с совершенно другой исходной точки.

Эпидемия, безусловно, глобальная эпидемия, — это не случайное событие, — говорит оно нам. К нему нельзя относиться так, как относятся ко всем другим текущим делам. Чума — это космическое событие, серьёзный кризис, который требует многих наблюдений и осмысления.

История Эдипа, одного из великих героев греческой мифологии, содержит намеки на этот образ мышления и содержит в своих строках знаки, которые, возможно, могли бы объяснить причину вспышки чумы. Не летучие мыши, не халатное поведение, а совсем другой фактор, благодаря которому история сохраняется уже более двух тысяч лет и до сих пор считается классической.

На первый взгляд, это простая история: после того, как Эдип услышал пророчество оракула о том, что он убьёт своего отца и женится на своей матери, он покидает Коринф, город, в котором он вырос, надеясь, что, если будет держаться подальше от своих родителей, избежит бедствия. Его усилия не увенчались успехом, и пророчество сбылось.

Теперь давайте погрузимся в более глубокие, заставляющие задуматься уровни нашей текущей ситуации. Начнём с самого начала. Многие забывают, что предыстория истории Эдипа начинается с его настоящего отца, царя Лаия. Он похитил и изнасиловал Хрисиппа, сына короля Пелопса. Из-за стыда, которое испытал, с целью отмщения царь Пелопс наложил страшное проклятие на душу Лаия. Гнусное поведение царя Лаия в древности было известно как «преступление Лаия». Но всё это не останавливает Лаия, который женится на Иокасте и становится царем Фив, города на юге Греции.

Здесь вступает в игру классический подход, преподающий нам важный урок, который также является общей основой для всех традиций: иудейских, христианских и восточных.

Каждое дело в жизни, хорошее или плохое, имеет награду. Делай добро – будешь хорошо вознагражден. Сделаешь плохо – получи плохую награду (не будем вдаваться в проблему «праведный и плохой для кого-то, злой и хороший для кого-то»). Поэтому действия Лаия вознаграждаются плохим. В первый раз, когда бог Аполлон предупреждает Лаия, что, если он родит сына, сын убьёт его в наказание за его преступления. И во второй раз наступает коллективное возмездие — богиня Гера отправляет чудовище-сфинкса в Фивы.

Монстр стоит у ворот города и жестоко ведёт себя по отношению к его жителям. Царь согрешил, и его подданные заплатят часть цены.

Как известно, Лаия не внимает предупреждению, и у него рождается сын. Когда рождается сын, зная пророчество, он приказывает своему слуге принести его ребенка на гору Китарион и убить его. Но совестливый раб пожалел малыша и воздержался от убийства. Вместо этого он пронзает ножом обе ноги ребёнка и бросает его. Пастух находит младенца и приносит мальчика Полибу, царю Коринфа в Греции. Царь усыновляет мальчика, даёт ему имя Эдип (означает с опухшими ногами). Полиб никогда не станет сообщать Эдипу об его усыновлении.

Перенесёмся вперёд. Эдип вырастает и узнает от Оракула о горькой судьбе, которая его ожидает. Он убегает из Коринфа, чтобы уйти от тех, кого он считал своими матерью и отцом. По дороге он встречает старика и его слуг, которые относятся к нему с большим высокомерием. Он убивает их, не зная, что старик – его биологический отец.

Он продолжает свой путь в город Фивы, у входа в который стоит чудовище Сфинкс, задавшее ему загадку:

«Какое животное ходит на четвереньках утром, на двух в полдень и на трех вечером?».

Тот, кто не может разгадать загадку, умирает от его рук, но Эдип отвечает правильно. Сфинкс уничтожает себя, а герой рассказа завоевывает уважение и славу горожан. В знак благодарности Эдип жителями коронован царём Фив. В жёны он берёт овдовевшую царицу Иоксту, и у них рождается четверо детей. Таким образом, пророчество полностью сбылось.

По-видимому, на этом история Эдипа могла бы закончиться, но к несчастью для героя сюжета классический подход не позволяет ему избежать общепринятого принципа, которое продолжает его преследовать: ты согрешил и за это заплатишь. Не только ты, но и твои потомки и подданные. Как это сказано?

«Нынешнее поколение расплачивается за грехи предыдущих поколений».

Эдип, как вы помните, убил своего отца и теперь занимается сексом со своей биологической матерью. Два великих греха, навлекли на него много «кармы», которую он должен с процентами погасить через страдание.

Поэтому драматург Софокл на этом не может закончить свой рассказ. Он должен дождаться полного погашения долга. Софокл решает по-иному организовать рассказ в хронологическом порядке: долг предстает в виде чумы, которую Аполлон насылает на город. Чума уносит много жизней. И вот Эдип в своих усилиях по спасению своего города обращается к «телефонному другу» — Оракулу из Дельф, — от которого он узнаёт, что положить конец чуме может только убийство или изгнание убийцы царя Лаия. Эдип, который не знает, что он и является убийцей, проклинает убийцу и отправляется на его поиски, чтобы положить конец чуме.

Всё это возвращает нас в наши дни и заставляет задуматься о том, есть ли невидимые глазу причины для вспышки чумы. Причины, связанные с классическим универсальным принципом, который бесчисленное количество раз упоминается в Библии, таковы: египтяне, израильтяне, филистимляне, ассирийцы – все испытали на себе жестокие язвы, которые были прямым возмездием за их грехи. Иногда грех был связан с целым народом или племенем. Но иногда, как в случае с Эдипом, с определённым поступком, совершаемом одним лицом. В книге 2 Царств, глава 24, например, царь Давид грешит и осознаёт, что его народу предстоит понести наказание — моровую язву, унёсшую жизни 70 тысяч человек.

Награда не всегда приходит в этом же поколении. Иногда это происходит во втором или третьем поколении. Это может показаться несправедливым, но так оно и есть. Классический подход учит искать причины чумы в местах, не связанных с самой чумой, а в грехах человека, в грехах племени или семьи и даже в грехах государства, заставивших весь народ платить коллективную цену.

Один из величайших философов древности Плотин (около 205 – 270 гг. н. э.) писал:

«Если вы хотите открыть для себя осуществление справедливости божеств, недостаточно исследовать только настоящее. Необходимо также учитывать прошлое и будущее. Те, кто в прошлой жизни были рабовладельцами и злоупотребляли своей властью, в следующем воплощении будут рабами, и это изменение будет для них эффективным. […] Точно так же и те, кто убивал добровольно, будут убиты».

Философ продолжает:

«Не случайно человек становится рабом или заключённым, или теряет своё достоинство. Вероятно, в прошлом он совершил насилие, от которого теперь страдает. Кто убьёт свою мать, тот будет убит своим сыном, тот, кто изнасилует женщину, станет женщиной и будет жертвой изнасилования. […] От этой системы воздаяния нет спасения».

Если да, то кто совершил грех, который привёл к эпидемии коронавируса? Мы когда-нибудь задумываемся об этом? Эдип, наконец, усвоил урок и даже был готов нести последствия своих поступков, как и греки его современников. Они узнали, что нужно смотреть глубже. И это верно и для нас. Возможно, человек, семья, нация или всё человечество в прошлом вели себя высокомерно и теперь пришла коллективная расплата.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА