Путь через горе: Как справиться со смертью любимого человека

Жизненные истории
Автор: 12.11.2022 Обновлено: 12.11.2022 14:46
В статье «К. С. Льюис о горе» редактор Лесли Уолмсли написал: «Горе причиняет сильную боль, обычно это такое ощущение, что никто другой на самом деле не понимает, что никто никогда не страдал, так или в такой степени».

В статье «К. С. Льюис о горе» редактор Лесли Уолмсли написал: «Горе причиняет сильную боль, обычно это такое ощущение, что никто другой на самом деле не понимает, что никто никогда не страдал, так или в такой степени».

Быть человеком – значит страдать, но горе относится к отдельной категории боли. Например, две матери, которых я знал, случайно загнали свои машины задним ходом на своих малышей на подъездной дорожке, и я не могу себе представить, какое бремя вины и боли они несут. Другие из нас оплакивали ребёнка, умершего от рака, близкого друга или брата, или сестру, погибших в результате ужасного несчастного случая, или родителя, чей уход из жизни означает прекращение тех сокровенных «визитов» по телефону.

Как подразумевает Уолмсли, люди, переживающие тёмные ночи и дни этого испытания, часто чувствуют себя изолированными. Заботливые друзья и члены семьи могут оказать огромное утешение, иногда добрыми словами, объятиями или, проще говоря, просто своим присутствием. Но всегда наступает момент, особенно когда ужасная рана свежа, когда убитый горем человек остаётся один, сидя на крыльце в сумерках или лёжа ночью в постели, и его глубокая печаль снова становится непроницаемой стеной.

 Печаль за гранью печали

Во многих случаях тяжёлая утрата настолько овладевает нами, что даже такие простые задачи, как сварить кофе или написать короткое электронное письмо, становятся трудновыполнимой задачей. Мы обнаруживаем, что должны заставлять себя тащиться сквозь мрачные дни, отодвигая часы, как будто мы по пояс в тёмных водах. Мы просыпаемся уставшими, ложимся спать уставшими, а иногда даже не можем вспомнить, что мы делали или говорили в тот день. Месяцы после смерти моей жены остаются для меня размытыми, и только несколько воспоминаний стоят как маркеры на этой потерянной дороге времени.

Однако на самом деле горе – это обычное явление. В наших продуктовых магазинах, по дороге куда-либо мы каждый день проходим мимо незнакомых людей, которые страдают от какой-то личной катастрофы или раны. Мы, скорее всего, не увидим этой боли на их лицах или в их поведении, но вот они, пробираются сквозь реальность, которая для них внезапно стала почти невыносимой.

Но есть и утешительная новость. Большинство из этих людей снова соберут свои разбитые жизни заново. Они будут носить шрамы от ран, как и все взрослые, достойные этого имени, но постепенно они преодолеют печаль, которая так долго жила в их сердцах. И если их спросить, у каждого будет своя история выздоровления, например, как они заново открыли для себя красоту восхода солнца или смех друга.

Вот лишь две из этих историй, рассказанных женщинами, потерявшими любимого супруга.

 Девушка по соседству

«Мы с Кеном знали друг друга с 11 лет, – говорит Линда Медоуз, моя соседка из Фронт-Ройала, штат Вирджиния. – Мы выросли в одном квартале в Александрии и в детстве играли вместе».

Когда Кена призвали в армию во время войны во Вьетнаме, и он вернулся домой из военного лагеря по трёхдневной путёвке, женился на Линде, возлюбленной из своего детства. Линда присоединилась к нему, когда он проходил службу в Германии. В дальнейшем Кен добился успеха в области страхования, а Линда работала на разных работах. Совместная деятельность продолжилась на Гавайях и в Риме.

«У нас была прекрасная совместная жизнь», – говорит Линда.

После продолжительной борьбы с раком кожи, нескольких операций и инсульта однажды вечером дома Кен упал в обморок. Линда обратилась к медицинской помощи, и дальнейшее обследование показало наличие тромбов в его лёгких. В хосписе Линда ухаживала за ним в последние дни его жизни, испытывая груз одиночества и отсутствия сил.

После 52 лет дружбы и брака Линда задалась вопросом: «Что мне теперь делать?»

Кен занимался финансовой стороной их дел, и хотя бумажная волокита после его смерти часто оказывалась пугающей – она упоминала, что самая сложная часть этого «жизненно-ускоренного курса» по финансовым тяжбам пришлась на время общения с грубым сотрудником службы социального обеспечения – но Кен «позаботился о том, чтобы со мной всё было в порядке».

У пары не было детей, и у Линды не было братьев и сестёр, но «у меня был Господь, моя церковь и семья Кена». Братья Кена, живущие неподалёку, помогали ей, а племянник звонит мне почти каждый вечер. Участие в баптистской церкви Ривермонт принесло ей большое утешение, она часто посещает библиотеку и три раза в неделю ходит в местный спортзал, где у неё так же появились друзья.

«Я постоянно чем-то занята», – говорит она.

 

Путь через горе: Как справиться со смертью любимого человека

Хотя некоторые люди могут попытаться как можно быстрее забыть о горе, скорбь требует времени. (Biba Kayewich)

Просто дышать бывает трудно

Когда 46-летний Роб Бонинг умер после трёхлетней борьбы с медуллярным раком щитовидной железы, у него остались жена Лори и двое приёмных детей, которым тогда было 6 и 9 лет.

Если бы словарь использовал изображения в качестве определений – моё лицо отражало бы всё моё горе и печаль, – говорит Лори о том времени своей жизни.

В течение этих лет борьбы и лечения, включая переезд в Нью-Браунфелс, штат Техас, чтобы быть ближе к лучшим медицинским учреждениям, Лори сама оказывала основную помощь мужу. После его смерти она занималась организацией похорон, пыталась помочь своим детям справиться с их собственным горем и сохранять самообладание, особенно в присутствии детей, в то время как ей приходилось заставлять себя выполнять самые простые задачи.

«Поскольку у меня были дети, я должна была стать для них примером силы и мужества, – сказала она. – Я могла бы накрыться с головой одеялом и позволить им страдать, но я должна была идти впереди них. Я просто твердила себе: Сделай следующее. Лори, почисти зубы. Я просто хотела, чтобы люди пришли и помогли мне хотя бы отдышаться».

Несмотря на диагноз болезни Роба, Лори до последних минут верила, что Бог поможет ему.

«Прошёл, наверное, год, прежде чем я полностью смирилась с тем, что он ушёл навсегда. Временами я просто дышала. Это всё, что у меня было. Это была моя единственная надежда. Я знала, что это то, через что мне нужно пройти. Мне нужно было переступить через горе».

Разговор с Лори по телефону напомнил мне о многолетних беседах с теми, кто похоронил близкого человека: ужасная пустота в сердце, общение с эмоциями опустошённых детей и одиночество, которое не проходит.

Чувствуя себя раздавленной смертью Роба, Лори обратилась за помощью.

 «Когда мы скорбим, мы получаем дар сострадания»

В группе для вдов, которая собиралась в часе езды от её дома, Лори нашла то, что искала. Эти женщины были огромным источником утешения и советов, и через два года она твёрдо решила основать подобную группу в своём городе. Как написала Ферри Харди в своей статье Kingdom Equity на сайте PlainValues:

«Она знала, что не сможет сделать это сама. Поэтому смело позвонила в организацию StandIntheGap, помощь для сирот, вдов и заключённых в Оклахоме. Когда Лори спросила, как она может создать группу вдов в своём городе, ей ответили: «Кофе, пирог, беседа». Они предложили ей развесить объявления по городу с информацией о встрече вдов с указанием дня, места и времени «Кофе, пирог, беседа». Они также сказали ей, что решающим моментом встречи будет вопрос к женщинам: «Что бы вы хотели получить в этой группе?».

Так возникло движение помощи Лори вдовам «Восставшие из пепла».

С названием, вдохновлённым Исаией 61:3, «Восставшие из пепла» расправила свои крылья, чтобы помочь вдовам как в Нью-Браунфельсе, так и за его пределами. Лори, которая после смерти Роба также стала тренером по трансформации жизни, написала учебную программу о преодолении горя, вдовстве и поиске своего пути, когда всё кажется мрачным. На своём сайте она также предлагает советы и поддержку женщинам, пережившим утрату.

«Вдовы часто говорили мне: «Я даже не знаю, кто я теперь». Вдовство часто означает необходимость заново открыть себя», – говорит Лори.

К сожалению, подобные группы для вдовцов встречаются гораздо реже.

«Для начала достаточно одного вдовца, – сказала она. – Эй, ребята, давайте выпьем кофе и поговорим».

Лори упомянула родственника, у которого умерла жена, и который чувствует себя очень одиноким.

«Мне так одиноко, что я могу умереть – это реальная вещь», – сказала она. – И всё, что нужно, для создания группы, – это один человек, который готов искренне поделиться».

Хотя разработанная ею учебная программа предназначена для вдов, она может в равной степени пригодиться и мужчинам.

 

Сломленных больше нет

Будьте заняты. Принимайте помощь, когда её предлагают. Будьте терпеливы и часть работы по исцелению позвольте сделать времени. Найдите утешение и силу в вере. Линда, Лори и многие другие открыли для себя ценность этих средств, пройдя через горе.

Хотя они не упоминают об этом конкретно, Лори и Линда также предлагают нам это важное понимание: позвольте себе горевать. Некоторые люди пытаются преодолеть эту агонию скорби, как можно быстрее оставить её позади. Лори пыталась оставаться занятой в те первые ужасные месяцы, «но Господь продолжал говорить мне, чтобы я молчала». Как сломанная кость требует отдыха и времени, чтобы срастись, также и в случае потери.

Наконец, Лори и Линда говорят нам – опять же неявно – никогда не поддаваться полному отчаянию. Мы часто слышим выражение «свет в конце туннеля». Слова и поступки этих двух женщин напоминают нам, что надежда – это двигатель, который несёт нас к этому свету.

Джефф Миник живёт и пишет в Фронт-Ройяле, штат Вирджиния. Он автор двух романов, «Аманда Белл» и «Пыль на их крыльях», и двух нехудожественных произведений, «Учусь на ходу» и «Фильмы делают человека».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА