Как вырастить предпринимателей? Руководство для родителей

Мать посвятила своё время разработке программ, которые поощряют предпринимательство среди детей
Автор: 14.12.2022 Обновлено: 14.12.2022 21:07
Тамека Монтгомери имеет большой опыт работы с предпринимателями. Она руководила «теплицей» для предпринимателей, возглавляла ассоциации, оказывающие им помощь, а в 2015 году руководила «Управлением по развитию предпринимателей для малого бизнеса» американского правительства.

Из своего многолетнего опыта она заметила повторяющуюся закономерность: к ней приходили люди двух типов. Один тип приходит, чтобы получить от неё сведения, необходимые для его инициативы и налаживания дела. Второй же, наоборот, возвращается и просит тесной поддержки, имея при этом трудности с налаживанием бизнеса и сопутствующими проблемами.

Оба типа людей обладают одинаковым потенциалом и одинаковыми отправными точками: у них более или менее одинаковые ресурсы и одинаково развитое деловое чутьё и соответствующие навыки.

«Это заставило меня задуматься о том, что произойдёт, если уже в юном возрасте для второго типа людей сформируется предпринимательское мышление», — говорит Монтгомери.

Монтгомери решила «поднять перчатку». Шёл 2017 год, по дому бегали маленькие дети. Она думала о том, чтобы, возможно, посвятить своё время разработке программ, которые поощряют предпринимательство среди детей, но поразмыслив, она поняла, что должна сосредоточиться конкретно на родителях — они играют центральную и решающую роль в формировании умов детей. Если их направить, вы сможете научить их воспитывать детей с предпринимательским складом ума.

Но как это сделать на практике? Как помочь ребёнку развить предпринимательское мировоззрение, и что это вообще такое? Так родилось руководство по воспитанию предпринимателей «Подкаст о воспитании предпринимательского мышления у родителей, в котором Монтгомери берет интервью у родителей и детей, утверждающих, что сознательно его культивируют».

Не давать деньги детям

Вырастить предприимчивого ребенка, объясняет Монтгомери, означает воспитание ребёнка, способного выйти из своей зоны комфорта и продвигать свои идеи в обществе, решая проблемы, с которыми он сталкивается. Как это делают?

Монтгомери начинает рассказ со своего сына Сейлза, у которого она с ранних лет начала развивать предпринимательский склад ума. Сэйлз был экстравертным ребёнком — он всегда чувствовал себя в безопасности, разговаривая с людьми, и не боялся к ним подходить. В девять лет, когда он услышал, что его отец планирует поехать в Танзанию, чтобы навестить бабушку и дедушку, он попросил взять его с собой.

Однако, в отличие от большинства матерей, которые в подобной ситуации купили бы билет сыновьям или отказали бы под тем или иным предлогом, Монтгомери сказала ему, что у неё нет денег на ещё один билет на самолёт, но если он хочет поехать, то может купить билет сам.

Сейлз спросил, сколько стоит билет, и услышав $300, задумался. А потом сказал: «Я найду вещи, которые смогу продать на сайте Craigslist (Craigslist — сайт, содержащий доски объявлений о продаже домов, товаров и услуг) чтобы оплатить билет».

«Он зашёл в интернет и ознакомился с сайтом Craigslist. Мой муж помог ему собрать вещи, которые он хотел продать, а я помогла ему сфотографировать и разместить их в интернете. Тем летом он ещё пёк и продавал печенье и мыл машины. Мы с мужем поддерживали его, но решение он принимал сам».

Монтгомери рассказала об этом другим родителям, и многие засомневались: «Мой ребёнок никогда бы этого не сделал, у него нет предпринимательской жилки». Она понимала, что они имели в виду. Её средний сын Исайя был полной противоположностью своему старшему брату: «Он не так хорош в продажах или в общении с людьми», — говорит она доктору Сангите Бадал (Badal), которая 15 лет занимается исследованиями в области предпринимательства для Gallup. Монтгомери задумалась, следует ли ей попытаться развивать у мальчика навыки продаж, которые характеризуют успешных предпринимателей, или она должна оставить его в покое.

«Вы должны выяснить, в чём ребёнок от природы хорош, а затем направить его в этом направлении», — ответила доктор Бадал. Ислледователи изучали шахматистов и обнаружили, что самому талантливому игроку потребовалось 728 часов тренировок, чтобы достичь звания мастера, а менее талантливому игроку потребовалось 16 120 часов тренировок, чтобы достичь того же уровня.

«Вот что делает талант, — говорит Бадал. — Кто-то может много инвестировать и тренироваться, но если у него нет таланта, например, в баскетболе, есть предел тому, насколько хорошим он будет. Может быть даже так, что игра в баскетбол причинит ему страдания. Поэтому, чем больше родитель давит на ребёнка, тем хуже будет результат, и результат не поднимется выше определённого уровня».

Другими словами, чтобы стать предпринимателем или развить мышление предпринимателя, вам не нужен врождённый талант в одном конкретном аспекте, таком как публичные выступления или способность продавать.

«Креативные люди могут преуспеть в создании определённого продукта, в то время как те, кто более ориентирован на взаимоотношения, могут преуспеть в создании удачных рабочих групп. Люди отличаются друг от друга, и каждый может преуспеть в предпринимательстве по-своему», — говорит Бадал.

Так обнаружилось, что маленький Исайя — талантливый художник. Он проводит много часов за рисованием, поэтому Монтгомери посоветовала ему поискать онлайн-курсы, на которых учат рисовать профессионально. За одну из своих картин он получил награду Смитсоновского музея африканского искусства. Позже Монтгомери помогла ему развить предпринимательское мышление благодаря таланту, который она в нём признала, и сегодня он разрабатывает логотипы для людей.

«Как родители, мы должны предоставлять детям место и пространство для того, чтобы следить за вещами, которые их интересуют, в зависимости от их способностей, которые у них могут быть, и отсюда побуждать их инициировать и решать проблемы самостоятельно», — говорит она.

Найти «морковку»

Монтгомери объясняет, что одна из трудностей в воспитании детей — позволить им решать проблемы самостоятельно.

«Предприниматели умеют решать проблемы, но для родителей естественно желание вмешаться и помочь детям решить их проблемы. Но когда мы делаем это всё время, мы наносим ущерб их способности узнавать о себе что-то новое. Мы вредим их способности находить ответы».

Монтгомери цитирует Фредерика Дугласа (1818–1895), который боролся за права чернокожих в США:

«Если человек хочет, чтобы его сын был беспомощен в жизни, он не должен делать его калекой, избивая его дубинкой. Достаточно окружить его роскошью и комфортом, чтобы он ни в чём не нуждался в жизни».

В своем выступлении перед выпускниками Стэнфордского университета, вспоминает Монтгомери, Стив Джобс предложил выпускникам «оставаться голодными».

«Что нам нравится в предпринимателях, так это их энтузиазм. И иногда этот энтузиазм коренится в жажде чего-то. Но если наши дети никогда ничего не хотят, что будет мотивировать их действовать?»

Это то, что сделал Дэвид Фэган, владелец компании «партизанского маркетинга». Фэган вместе с женой написал книгу о «партизанском воспитании детей», в которой утверждал, что смог научить родителей воспитывать детей с раннего возраста, чтобы они сами зарабатывали деньги. В интервью подкасту Монтгомери он сказал:

«Дети хотят определённых вещей. Ваша задача — выяснить, чего они хотят, и когда вы это узнаете — это „большая морковка“, — ваша задача — направить их в том, что им нужно будет сделать, чтобы получить эту „морковку“. Они не всегда знают, на что способны, пока этого не узнают. Вот где происходит волшебство. Как родитель, вы не должны „спасать“ их, вы не должны давать им бесплатные деньги, и вы должны позволить им „бороться“ со своими проблемами. Когда им удаётся преодолеть или найти решение, это их очень вдохновляет. Они внезапно понимают, что у них есть всё что нужно, чтобы позаботиться о себе».

Фэган так верит в это, что даже учит своих дочерей, что они должны найти способ платить за свою частную школу.

«Моя дочь заходила на Craigslist и продавала вещи через сайт. Ей это не нравилось, но ей пришлось этим заняться. Она также получает стипендию, потому что понимает, что я не буду платить за её школу. Ей могут не нравиться эти вещи, но она знает, чего хочет, и знает, что ей нужно сделать, чтобы получить это».

Тамара Зентель выявила «морковку» своей дочери в результате длительного наблюдения за ней. Зентель называет себя «мамджер» (mam-manager) — «мать и управляющая своим ребёнком».

«В возрасте девяти лет моя дочь была одержима макияжем, хотя вообще не пользовалась косметикой, — сказала она Монтгомери. — Мы не позволяли ей покупать блеск для губ, поэтому она искала способ сделать его сама. Она провела много исследований. Как только я поняла, что она настроена серьёзно, я сказал ей: „Давай вместе разберёмся“. Я увидела в этом возможность сблизиться. Если долго наблюдать, то дети в конце концов покажут вам, что для них важно, чем они хотят заниматься и, может быть, в чём они талантливы. Они могут хотеть танцевать, заниматься спортом или иметь музыкальные способности. Чтобы узнать это, вы должны разносторонне проверять их. Если вы не сделаете это, вы никогда не узнаете».

Зентель рассказывает о своём маленьком сыне, который написал свою первую книгу в возрасте 13 лет.

«С тех пор я снова и снова спрашивала его, готов ли он написать свою вторую книгу, и он отвечал: нет, он не хочет. Теперь он хочет стать ювелиром, но я понятия не имею почему. Поэтому моя задача сейчас состоит в том, чтобы связать его с местным ювелиром, чтобы он мог узнать „за кулисами“ — как делаются украшения, что для этого нужно и т. д. Может быть, он станет большим ювелиром, может быть, он откроет маленький магазин, а может быть, решит, что это не для него. Пока я не создам для него возможность изучить это, я не смогу узнать, чего он хочет».

Её старшая дочь Зандра, которую привлекала парфюмерия и косметика, такие как Lash, — это совсем другая история. Уже в девять лет она сделала свой первый блеск для губ, а в десять основала независимый косметический бренд — бизнес под названием Zandra Beauty, где она будет производить собственную косметику. В этот момент Зентель поговорила с ней, чтобы выяснить, было ли это просто хобби или она действительно хотела работать в этой области. Но девочка была настроена решительно — по выходным она стояла у открытого ею стенда, увлечённо продавала свою продукцию и раздавала изготовленные ею визитки.

Зандра Зентель в 10 лет уже основала независимый бренд косметики — Zandra Beauty. (facebook.com/zandrabeauty)

Зандра Зентель в 10 лет уже основала независимый бренд косметики — Zandra Beauty. (facebook.com/zandrabeauty)

В 13 лет она почувствовала, что ей нужна профессиональная подготовка, и записалась на программу в Школу менеджмента Университета Буффало.

«Она сказала, что ей нужен бизнес-план», — вспоминает Зентель.

Программа для менеджеров длилась около года. Зандра завершила его в 14 лет и считалась самой молодой участницей.

Сегодня 21-летняя Зандра регулярно продвигает свой бизнес. Мать, отец и бабушка работают в её компании. Зентель пытается проиллюстрировать Монтгомери, как всё это происходило:

«Она приходила с идеей, целью, а потом я говорила ей, что мы не сможем этого достичь, если не сделаем то и это. Я объяснила ей, какие шаги необходимо предпринять на этом пути. Например, я сказала ей, что она не может продавать на рынке, если у неё нет страховки. Таким образом, каждый шаг вёл к следующему».

Не говори «нет»

Ещё одна интересная история о Саммер Бэйн, молодой матери, которая боялась, что её 5-летний сын Кайлан вырастет в изобилии и комфорте и не будет ценить то, что у него есть. Вот почему она решилась на то, чтобы найти ему «друга по переписке» в Африке. Несколько раз в год Кайлен писал письмо своему другу в Уганду.

Кайлан не писал о телевизионных программах, которые он смотрит, или материальных вещах, которые он хочет, а только о себе.

Когда ему было восемь лет, родители поставили перед ним задачу. Они попросили его сделать доброе дело для своего друга в Уганде и для общины, в которой он живёт.

«Мы условились между собой, что неважно, что он предпримет, мы не откажемся от его выбора. Это было правило, которое мы установили для себя. Очевидно, оно должно было быть безопасным, логичным и достижимым, но поскольку мы создали испытание для него, мы знали, что если представится возможность — мы не скажем „нет“».

Кайлан решил, что начнёт собирать деньги на действующие в Уганде проекты в сфере образования, медицины и т. д. Но где он возьмёт деньги?

Монтгомери взяла интервью у Кайлана, который рассказал ей, как он впервые попытался открыть киоск с лимонадом, что у него не очень получилось. После этого он прислушался к совету деда — собирать металлы и продавать их. В восемь лет он ходил по окрестностям, раздавая листовки и прося жителей отдать ему весь металл, который они выбрасывают. Когда у него во дворе накопилось достаточно металлов, он его  продал. Постепенно люди начали узнавать мальчика и стали приносить металлы к нему домой. Так ему удавалось зарабатывать около $130 в месяц в то время.

«Я могу сказать вам, что я не хотела вникать во все эти металлические дела, — говорит Бэйн Монтгомери, — я работаю полный рабочий день, очень занята, но это было испытание, которое мы дали ему. Это не моё хобби или страсть, но тем не менее я как мать должна поддержать его».

Кайлан решил, что хочет привлечь к этому и директора школы.

«Он поговорил с директором, который поговорил с организацией родителей, которая связалась с Фондом семьи Моргридж (Morgridge Family Foundation). Из ассоциации позвонили Кайлану и сказали, что хотят отправить его в Африку, чтобы он мог встретиться со своим другом по переписке. Мы сказали, что не откажемся, ведь такие возможности бывают только раз в жизни.

Если бы мы не придерживались нашего правила и сказали: „Нет, Кайлан, давайте не будем привлекать школу, мы просто сделаем это с друзьями и семьёй“, я думаю, всё было бы по другому. Правило для нас не в том, чтобы говорить „нет“. Если приходит испытание, позвольте ребёнку исследовать возможности, позвольте ему потерпеть неудачу, позвольте ему добиться успеха, но не устанавливайте жёстких правил, которые могут ограничить то, что может произойти».

Когда ему было девять лет, Кайлан впервые отправился в Уганду навестить друга. н увидел, в каких условиях жил его друг — в одной комнате без крыши жили девять человек. Вернувшись, он усилил сбор металлолома и назвал созданное им предприятие (проект) Metal Mission. Его действия побудили школу и другие школы в этом районе создать аналогичные проекты, которые помогают их сообществу и другим сообществам за границей.

Сегодня Кайлан уже подросток и несколько раз побывал в Африке. Он продолжает жертвовать на покупку медицинского оборудования и оборудования для образования в Уганде, а через свою ассоциацию руководит проектами в других странах.

Монтгомери с восхищением резюмирует свою встречу с Бэйн и Кайланом:

«Это заставило меня задуматься, как я могу направить своих детей, чтобы они росли с состраданием в сердце и хотели работать на благо общества. Родители должны направлять детей для служения другим. Некоторые дети от природы внимательны к людям. Бэйн, напротив, активно воспитывала это качество в своём сыне. Она нашла способ, уже когда ему было пять лет, развить в нём понимание других, а позже и отдачу. Это открыло ему путь, у него была возможность поехать в Африку, чтобы по-настоящему узнать её, и это зажгло его страсть — мотивацию и стремление помогать людям».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА