Почему жаловаться это для слабых?

Ницше и философия жалоб
Автор: 03.10.2022 Обновлено: 03.10.2022 13:54
«Плач о судьбе — всегда презренный поступок: это всегда результат слабости», — утверждает философ Фридрих Ницше, предлагая формулу, которая поможет нам справиться с жизненными невзгодами.

«Давай, жалуйся. Это может быть полезно для тебя», — посоветовала читателям статья в New York Times, объясняющая, почему мы должны жаловаться, как это делать правильно и в нужной дозе.

Выражение своих негативных эмоций — это не только нормальный поступок, утверждается в статье, но и здоровый поступок.

В центре статьи было предположение о том, что в жизни существует нереалистичное ожидание того, что мы должны быть счастливы все время, ожидание, которое может заставить нас чувствовать себя плохо, объяснила газете д-р Робин Ковальски, профессор психологии Клемсонского университета в Южной Каролине.

Вот почему иногда важно жаловаться. Если мы не будем жаловаться, если будем подавлять желание жаловаться на свою неудовлетворённость, будет создан «негативный эффект», под влиянием которого мы не только не признаем своих проблем, но и не решим их.

«Жалобы приносят реальную пользу», — добавила Анджела Грейс, эксперт по использованию языка в Университете Говарда в Вашингтоне. Жалоба позволяет нам «выговориться и сделать так, чтобы наши чувства были услышаны, чтобы они не накапливались и не вызывали [внутренний] стресс».

Когда я стоял в аэропорту и смотрел на часы, я размышлял, принимать ли выводы статьи. Время было 12:30 дня. Прошло уже два с половиной часа, как мы прибыли в зону вылета, а стойка была ещё далеко от нас. Перед нами тянулась очередь длиной с самолёт боинг без видимого движения.

«Почему ещё не открыли стойку?» — удивился я вслух. «А почему там только сидят два сотрудника? Разве у них нет дополнительного персонала?»

Как взболтанная бутылка газировки, я начал чувствовать внутреннее давление, чтобы «взорваться» жалобами.

«Вынь все, — давил на меня голос разума и справедливости из области подсознания, — выпусти пар». Но с другой стороны, раздался и немного другой голос: «Не будь слабым, — звал он. Жаловаться — для слабаков».

Тем, кто думал, что жаловаться — удел слабых, был Фридрих Ницше, который в своей книге «Сумерки идолов» 1888 года посвятил этой теме несколько абзацев. Ницше написал об этом не случайно, а в рамках более широкой критики «идолов» людей.

В своей книге он критиковал Сократа, «нападал» на Платона, критиковал христианство и не жалел также социалистов и анархистов — для него два течения одинаковы.

В отрывке, где он сравнивает христианина и анархиста Ницше писал, что одна из вещей, которая отличает их друг от друга, — это объект жалобы. В то время как христианин жалуется на свою горькую судьбу и винит в своих бедах себя или Бога, анархист винит других или общество. Однако у них обоих есть общий знаменатель — «механизм жалоб», который заставляет их обвинять кого-то, когда они страдают.

«Когда анархист, как рупор разлагающихся слоёв общества, возвышает свой голос в праведном негодовании о «правильности», «справедливости» и «равноправии», он только стонет под тяжестью своего невежества, которая не может понять, почему он на самом деле страдает — в чём состоит его бедность — бедность жизни, — пишет Ницше. — В нём действует инстинкт причинности: кто-то должен отвечать за то, что ему так неуютно».

Однако «приписывает ли человек свои страдания другим или себе — это одинаково.

Социалист приписывает их другим, христианин, например, себе. Общее у обоих подходов… так это тот факт, что кто-то должен быть виноват, когда человек страдает».

Своими словами Ницше указывал на основную причину, по которой человек жалуется, -— на его неспособность понять, почему он страдает. Это происходит, начиная с «мелких» вещей, таких как долгое ожидание в аэропорту, когда начальник неприятный или когда коллега не выполняет свою работу должным образом. И даже для «больших» вещей, таких как болезнь члена семьи или автомобильная авария. Когда человек не понимает причины страдания, объясняет Ницше, он склонен искать виновных.

Как и психологи из начала статьи, Ницше также признавал, что жалобы в какой-то степени облегчают человеку жизнь. По его мнению, жалоба доставляет удовольствие, даёт им небольшое ощущение энергетического опьянения.

Самый акт жалобы, самый факт, что человек плачет о своей дурной судьбе, может придать жизни такую прелесть, что только из-за этого человек готов её терпеть.

Но жалобы также содержат плохой менталитет, предупредил он.

«В каждом плаче есть небольшая доза мести», — писал он. Человек хочет обвинить в своих страданиях виновных в его печальном состоянии, при этом «опьяняя себя мёдом мести», который его успокаивает. «Революции основаны на такой логике, — добавлял Ницше, — плакать о судьбе — всегда презренный поступок: это всегда результат слабости».

Скажи ДА жизни

Ницше верил в «волю к власти» — центральную концепцию его мышления. Но и расплывчатое понятие, которое можно трактовать по-разному: воля существа к жизни; желание существа определить ценности, связанные с хорошим и плохим, правильным и неправильным; её стремление быть больше, чем она есть, в том числе качественно; её желание преследовать разные страсти и победить их и многое другое.

Мы все хотим власти или силы, трактовал Ницше. И поэтому мы все навязываем себе определённые амбиции или понятия, связанные с этим. Если, например, мы привыкли к высокому уровню жизни, как только наши ожидания не оправдаются и мы обнаружим, что вынуждены, возможно, из-за поездки оставаться на более низком уровне жизни, наше стремление к качественному улучшению заставит нас жаловаться на нашу горькую судьбу. Любое падение ниже стандарта, который не соответствует нашему восприятию «вещей», может немедленно вызвать желание критики.

В своей книге «Генеалогия морали» Ницше упоминает ещё один аспект, связанный с недовольством. Человек, который незнаком с хорошими вещями в своей жизни или не верит, что они достаточно хорошие, склонен сосредотачиваться на том, чего ему не хватает.

А когда он сосредотачивается на том, чего ему не хватает в жизни, или склонен сосредотачиваться на вещах, которые плохо работают, на недостаточно достойных условиях или на человеке, который неадекватно выполняет свою работу, — он фокусируется на нежелательной ситуации и начинает жаловаться на это, как будто он стал жертвой обстоятельств.

В отличие от слабых, объяснял Ницше, сильные (Ницше приводит в пример аристократов) меньше жалуются. Если слабые говорят «нет» различным жизненным ситуациям, то сильные говорят «да». Они одобряют мир, одобряют собственную мораль и свой образ жизни.

«В то время как аристократическая мораль проистекает из торжественного утверждения своих требований, мораль раба говорит «нет» всему, что находится «вне», «отлично от него» и «не он сам» […]

Противоположное происходит, когда мы подходим к системе ценностей аристократа: она действует и восходит стихийно, она ищет свою противоположность только для того, чтобы сказать себе ликующее и благодарное «да»; её негативное восприятие, такого как «низкий», «вульгарный», «плохой», — это просто старомодная фольга (алюминиевая фольга) по сравнению с позитивным и базовым восприятием «мы аристократы, мы хорошие, мы красивые, мы радостные».

Менталитет ропота также является признаком неспособности человека взять на себя ответственность за своё положение и попытаться его улучшить. Он может не хотеть улучшить ситуацию из-за лени, либо из-за неверия в свои возможности для этого («мне не хватает инструментов», «у меня нет соответствующих способностей», «мне не хватает необходимых знаний»).

Такое отношение порождает несчастье и обиду, поскольку сосредоточение внимания на негативе может блокировать пространство для роста или позитивных изменений. Вместо того, чтобы действовать позитивно, чтобы изменить ситуацию, человек жалуется, погрязает в жалости к себе и создаёт негативную среду, добиваясь при этом временного чувства превосходства над обществом или неприятной ситуацией.

В «Генеалогии морали» Ницше не использовал слово «жалоба», а развил важное для него понятие: возмущение.

«Всякий страдалец на самом деле инстинктивно ищет причину своего страдания, точнее говоря, он ищет того […], на кого он может возложить свои чувства при любой неприятности. Ибо излияние эмоций является величайшей попыткой страдальца добиться облегчения, то есть наркотического средства, которое ему механически необходимо против боли любого рода. Только в этом явлении, на мой взгляд, кроется настоящая психологическая причина возмущения».

Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?

В своей книге «Радостная наука» (или Весёлая наука) 1882 года Ницше излагает идею под названием «Вечное возвращение». Однажды к вам приходит демон и говорит, что вы должны повторять свою жизнь снова и снова — хорошие и плохие события, удовольствия и страдания, моменты волнения и моменты скуки — бесконечное количество раз.

Твоя жизнь сейчас, говорит демон, это жизнь, которую ты будешь проживать в будущем снова и снова, как колесо, которое всегда вращается. Как вы будете реагировать? Вы будете счастливы или разочарованы?

Ницше видел в западной философии системную проблему: она пессимистична.

«Во все времена мудрейшие люди всегда соглашались, судя о жизни, что она нехороша», — писал он в начале «Сумерек идолов». «В любое время и в любом месте одни и те же слова были на их устах — слова, полные сомнения, полные меланхолии, полные усталости от жизни, полные враждебности к жизни. […] Что это доказывает? На что это указывает?»

Ницше считал, что многие исторические философы, столкнувшись с испытанием дьявола, ответят «нет». Они не согласились бы прожить свою жизнь снова. То, что, по его мнению, является большой проблемой, которую он охарактеризовал словом, которое он повторил неоднократно, когда говорил об этих философах: декадентство — моральное вырождение.

Испытание демоном, по Ницше, является «самым тяжёлым бременем», которое можно возложить на плечи философа, поскольку оно касается вопроса о том, насколько хорошо человек справляется со страданиями, которые приносит жизнь. Сможете ли вы сказать жизни «да», даже если потеряли сына или дочь? Сможете ли вы сказать «да» жизни, даже если у вас диагностируют неизлечимую болезнь?

Ницше считал, что для того, чтобы пройти испытание демоном, мы должны сказать жизни «да» и согласиться неоднократно испытывать невыносимые страдания. По его мнению, нужно с невозмутимостью принимать все плохие моменты в жизни, как и все хорошие моменты, потому что все они переплетены и вместе составляют одно целое под названием «жизнь».

Почему жаловаться это для слабых?

Сизифу приходилось неоднократно поднимать камень на гору только для того, чтобы увидеть, как он катится вниз. Ницше спрашивал: если демон придёт и скажет вам, что вы должны повторять свою жизнь снова и снова — моменты счастья и моменты страдания — как вы отреагируете, будете ли вы счастливы или разочарованы? (Titian/Public Domain)

Многие ли из нас способны на это? Вероятно, не так много. Ницше представил идеал, к которому нужно стремиться. Идеал, который является решением для испытания демоном, а также лекарством от проблемы ропота.

«Моя формула величия человека — это Amor Fati (любовь к судьбе): не хотеть ничего другого ни впереди, ни позади, ни во веки вечные», — писал он.

«Любовь к судьбе» — это идея стоической философии, которую Ницше позаимствовал для иллюстрации одного положения: мы должны принимать все, что с нами происходит, включая страдание. По мнению стоиков, так можно жить спокойнее и счастливее, без жалоб. Философ-стоик Эпиктет резюмировал это так:

«Не требуй, чтобы события совершались так, как тебе хочется, но принимай происходящее таким, каково оно есть, и будешь счастлив».

Если быть точным, идея «любви к судьбе» или Amor Fati говорит нам не соглашаться с реальностью, а более того — принять её. Всё, что происходит, является частью процесса обучения, через который мы должны пройти, чтобы стать лучше, как люди.

Когда мы сталкиваемся с раздражающим, болезненным или неприятным событием, у нас есть два варианта: сопротивляться ему и жаловаться или принять его и понять, что в жизни иногда мы выигрываем, а иногда проигрываем.

Если мы принимаем победы, мы должны принимать и потери, а если мы принимаем радости, мы должны принимать и минуты печали, потому что, как пишет Ницше, одно не существует без другого.

Другими словами, когда мы находимся в процессе обучения, мы не должны оставаться пассивными, а использовать его для улучшения нашего характера, нашего внутреннего «я» или нашего мышления. Цель состоит в том, чтобы перейти от ситуации, когда человек говорит:

«Я не согласен с тем, что со мной только что произошло», к ситуации, когда он говорит: «Я принимаю то, что со мной только что произошло, и я буду использовать это, чтобы стать лучше».

У стоиков был ряд приёмов, помогавших им успешно справляться с этим процессом.

Одним из них была «негативная симуляция», пишет психолог Дженнифер Дельгадо.

«Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием», — цитирует она Марка Аврелия и поясняет:

«Такая негативная симуляция может помочь нам подготовиться к худшему наилучшим образом, чтобы ничто не удивило нас, и мы не чувствовали бы себя такими подавленными, когда невзгоды постучали в нашу дверь — то, что рано или поздно произойдёт».

Второй метод, пишет Дельгадо, заключается в том, чтобы сосредоточиться на том, что у нас есть, а не на том, чего у нас нет.

«Когда вы делаете это, жалобы волшебным образом исчезают из нашей жизни. Мудрый человек не сожалеет о том, чего у него нет, но радуется настоящему», — сказал Эпиктет.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА