Сердцем настоящего образования является человек
Чему может научить нас «Одиссея»Я не хочу слишком идеализировать древних греков или заставить всех думать, что тогда, 2500 лет назад, все было золотым. Давайте начистоту: у некоторых греков — возьмем, к примеру, спартанцев — были довольно суровые представления о том, что такое настоящее образование.
Спартанская система мужского воспитания, называемая «агогэ», созданная законодателем Ликургом, настаивала на ряде вещей, которые мы сегодня можем считать нежелательными. При рождении ребенка омывали вином, чтобы сделать его сильным, а если ребенок был каким-либо образом неправильно сформирован — его убивали; их поощряли воровать, чтобы пополнить свой скудный рацион; они учились читать и писать, но все книги и литература были запрещены, кроме Гомера, военных песен и военной поэзии. Это не то, что мы могли бы можно назвать сбалансированным образованием и воспитанием.
В «Одиссее» Гомера, допустимой книге, слово «наставник» или «наставничество» раскрывается как реализация (действие). Причем, действие названо в честь персонажа рассказа, ибо это тоже важная подсказка. Образование не что иное, как личное, поскольку Ментор был личностью.
В мире, где все, включая преподавание, тренинги и коучинг (метод обучения), происходит в режиме онлайн, где стремление к сокращению расходов имеет первостепенное значение, поэтому аудио-, видео- и электронные учебные пакеты заменяют непосредственный человеческий вклад, но сердцем настоящего образования является человек.
Кем был Ментор и какова его роль в «Одиссее»? Наставником был мудрый и старший друг Одиссея, которого герой попросил присматривать и воспитывать его сына в его отсутствие. Успех Наставника показан тем, как Телемах, сын Одиссея, бросает вызов судьбе в кульминационный момент истории.
Таким образом, лучший способ обучить кого-либо — это наставлять его (их), а без наставничества трудно (хотя и возможно) получить образование. Нам нужно внимательно посмотреть на то, что происходит в «Одиссее», чтобы полностью понять масштабы этой формы образования по сравнению с тем, что мы сейчас имеем в западном мире.
Сейчас и тогда
Во-первых, есть понимание того, что личное, а значит, субъективное, лежит в основе истинного образования. Если мы не воспринимаем обучение как личностно значимое для нас и субъективно не принимаем его, тогда то, чему нас учат, является мертвым знанием. Напротив, в большинстве современных западных стран образование обезличено и объективно, в основном оно пригодно только для сдачи тестов и получения квалификации. Более того, истинное образование ориентировано на мудрость, а не на знания, на характер, а не на экзамены, и на опыт, а не на академические познания.
Мудрость означает, что истинное обучение всегда содержит в себе ценности человечества, то есть имеет моральное измерение, а не лишено ценностей, как любит притворяться Запад (если такое вообще возможно). И, что еще более спорно, древнее образование уважает богов, тогда как сейчас на Западе мы их игнорируем.
Иными словами, дух Наставника открыт двусмысленностям и тайнам космоса, в то время как современное образование закрывает это, ибо даже то, чего мы не знаем, становится источником комментариев к тому, что наука вскоре узнает.
Таким образом, подход наставничества ориентирован на возраст: молодое поколение учится у старшего. Подход основан на уважении, а не на детях; он укоренен в культуре, а не в мультикультурности; и, наконец, что, возможно, наиболее важно, он является подготовкой к жизни, а не просто продуктивен.
Это длинный перечень глубоких различий. Возможно, самым глубоким из них является отчуждение, которое средний человек на Западе испытывает не только по отношению к своим согражданам, но и к своей стране, и даже к космосу.
Мы стали оторванными друг от друга и от мира, и мы видим, как это отражается на уровне преступности, депрессий и самоубийств, который только растет. И образование — якобы наше лекарство от всех бед — причастно к этим проявлениям.
Но есть еще кое-что в истории о Наставнике, что также важно прокомментировать. До сих пор повествование, которое я приводил, было полностью мужским, без упоминания женщины-поэта, матери Одиссея или любой другой женщины. Однако наставничество, правильно понятое, не является чисто мужским явлением — отнюдь нет.
Мужчины и женщины
Все родители должны или стремятся стать наставниками. Многие делают это, не отдавая себе отчета в том, что они это делают. Однако в случае с Телемахом, мужчиной, очевидно, что ему нужен образец для подражания, чтобы стать достойным мужчиной, так же как женщине нужна сильная женская роль, чтобы достичь полной женственности.
Но разве это конец истории — что мужчинам нужны мужчины, а женщинам — женщины для полноценного развития? В «Одиссее» подразумевается, что нет.
Потрясающе, но в то время как Ментор заменяет отца в поэме, он также умирает до ее окончания, и его роль берет на себя богиня Афина Паллада, которая принимает его точный облик и форму и продолжает воспитание Телемаха. Прежде чем рассмотреть это необычное развитие событий, давайте кратко рассмотрим, кем была Афина Паллада.
Афина Паллада была богиней нескольких вещей, но самое главное — богиней мудрости. Она была любимой дочерью царя богов Зевса. Ее необычность заключалась в том, что она появилась из правой части головы Зевса, взрослой и полностью вооруженной (она также была богиней войны, в смысле стратегического планирования войн, в отличие от Ареса, который был богом войны, в смысле физического их ведения). Она стала тем, кто направлял Телемаха.
Обратите внимание на ряд мелких деталей: у мудрости нет детства; она полностью сформирована. Это напоминает нам о нашем собственном лучшем мышлении, которое приходит не в результате кропотливых и долгих расчетов, а в цельных видениях, которые приходят в моменты «ага!».
Она возникла с правой стороны: правой стороны, хорошей стороны — морального или добродетельного измерения. Но правое полушарие — это также творческая сторона, более глубокая сторона. А мудрость женского рода.
Женственность мудрости очень древняя. Даже в библейской Книге Притчей мудрость женского рода. А мать Афины Паллады — Метида, чье имя означает «ум» или «мудрость».
Таким образом, в истории Телемаха и его наставников мы видим, что все образование человека является личным и требует структурированного вклада как мужских, так и женских личностей.
Исполнение судьбы
Короче говоря, греческий миф указывает на необходимость баланса, гармонии и целостного подхода, который позволяет каждому человеку выполнить свое предназначение — и вообще иметь свое предназначение. Сегодня мы меньше говорим о «судьбе» и больше о цели. «Цель» — прекрасное слово, но все же меньшее слово, чем судьба.
Многие люди обнаружили свою «цель», но она относительно тривиальна. Судьба — когда человек выполняет свою истинную цель — никогда не может быть тривиальной, потому что в этом человек соответствует «воле небес». Следовательно, наставничество включает в себя смертный (психологический) компонент и бессмертное (духовное) измерение.
Можно было бы сказать гораздо больше, но из перечисленных различий должно быть очевидно, что в западном подходе к образованию так много неправильного, и что мы все еще можем учиться на греческих мифах.
Позвольте мне оставить вас с замечательным наблюдением английского писателя Г. К. Честертона о нашей современной ситуации. Он писал это сто лет назад:
«Люди, которые являлись истинными хранителями нормальных идей, подвергались издевательствам и давлению материалистической культуры, пока она их окончательно не деформировала».
Улучшилось ли что-нибудь с тех пор?
Джеймс Сейл — писатель и редактор. Автор более 50 книг. Многократный призер поэтических премий. Для получения дополнительной информации об авторе посетите веб-сайт EnglishCantos.home.blog.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать