Какова моя цель в жизни? Фрагмент картины Каспара Давида Фридриха «Странник в море тумана», около 1817 года. Масло на холсте; 98 см на 74см. Гамбургский Кунстхалле, Гамбург. (Public Domain) | Epoch Times Россия
Какова моя цель в жизни? Фрагмент картины Каспара Давида Фридриха «Странник в море тумана», около 1817 года. Масло на холсте; 98 см на 74см. Гамбургский Кунстхалле, Гамбург. (Public Domain)

В чём смысл моей жизни?

Истинный искатель жизненного смысла обнаружит, что Вселенная по своей природе разумна
Автор: 20.01.2023 Обновлено: 22.01.2023 20:17
Почему существует бытие? Ответ: потому что творение — космос — хорошо, очень хорошо, а правильная реакция на него — радость.

Но есть ещё два духовных вопроса, которые нам сейчас необходимо рассмотреть. Первый из них хорошо известен каждому, кто когда-либо проходил серьёзный курс личностного развития. А именно: в чём смысл (или цель) моей жизни? Вот он, вопрос в его обнажённом виде!

Существует апокрифическая история о всемирно известном английском философе Бертране Расселе, который выступал по телевидению как разносторонний мудрец, и поэтому был узнан лондонским таксистом, который подвозил философа. Когда Рассел садился в такси, водитель просто спросил: «В чём смысл жизни, Берт?»

История очень забавная, не в последнюю очередь из-за слишком известного обращения водителя к Расселу. Однако важно то, что вопрос — в чём смысл моей жизни — не является уделом академиков и философов. Все вдумчивые люди размышляют над этим. Обычно это происходит тогда, когда жизнь теряет смысл.

Действительно, давным-давно, после Второй мировой войны, австрийский невролог, психиатр и человек, переживший Холокост, Виктор Франкл заметил:

«Всё больше пациентов приходят в наши клиники и консультационные кабинеты, жалуясь на внутреннюю пустоту, ощущение полной и окончательной бессмысленности своей жизни, — цитирует Колин Уилсон в своей книге TheEssentialColinWilson. — Я придумал термин «невроз небытия», чтобы описать это состояние.

Человек развивается благодаря чувству внешнего смысла. Когда его чувство смысла сильно, он поддерживает высокий уровень волевого драйва и общего здоровья. Без этого чувства внешнего смысла он становится жертвой субъективных эмоций, своего рода сном, который имеет тенденцию перерастать в кошмар. Его неконтролируемые фантазии и переживания превращаются в спрута, который душит его».

Величайшая всеобщая болезнь

Но как выглядит это удушение? Натан Маскаро и Дэвид Х. Розен в своей статье «Роль экзистенциального смысла в укреплении надежды и предотвращении депрессивных симптомов» утверждают, что это приводит к увеличению случаев депрессии, аномии и самоубийств. Их исследование, проведённое в Техасском университете, даёт общий колорит:

«Явление, которое может сопутствовать увеличению уровня депрессии и безнадёжности, — это потеря экзистенциального смысла, или экзистенциальный невроз, который можно считать расстройством нашего века: вспомните упадок духовности, который обычно сдерживался религией, метафизической философией и другими видами деятельности, вовлекающими человека в глубокие или трансцендентные размышления. К тому же началось [вымирание] старых видов деятельности, таких как посадка и сбор урожая, которые давали человеку конкретную цель, и объединяли его с природой. Также сыграла свою роль популярность материализма, редукционизма и нигилизма».

Практически все статистические данные, которые можно собрать в Соединённых Штатах и Великобритании за последние 20 лет или более, указывают на значительный рост депрессии, самоубийств и аномии. Аномия, согласно словарю, означает «отсутствие обычных социальных или этических норм у индивида или группы».

А что можно ожидать от тех, кто страдает от аномии? Правильно! Увеличения эгоистичного и/или преступного поведения — всё это слишком очевидно, и происходит вокруг нас.

Американский психоаналитик Джеймс Холлис так высказался об этом:

«Когда мы живём без смысла, мы страдаем от величайшей болезни».

Мы находим, когда ищем

И правда в том, что у людей нет никаких реальных причин считать жизнь бессмысленной, поскольку существует так много доказательств обратного; конечно, помня, как заметил английский философ Олдос Хаксли, что «те, кто не находит смысла в мире, обычно делают это потому, что по той или иной причине их книгам соответствует то, что мир должен быть бессмысленным».

Оставив в стороне тех, кто заинтересован в пропаганде бессмысленности и нигилизма, истинный искатель человечества обнаружит, что «Вселенная по своей природе не лишена смысла. Если кажется, что это так, то это потому, что мы были созданы обеспечить это чувство смысла, и не справляемся со своей работой». Так считает американский философ Ричард Смоули, который написал об этом в своей книге «Внутреннее христианство».

Другими словами, нам нужно больше стараться. Нам нужно искать, искать и ещё раз искать, и как говорится в старой притче, только тогда мы найдём.

В том, что мы найдём, если будем честно искать, нас уверяет британский учёный и писатель К. С. Льюис:

«…если бы Вселенная не имела смысла, мы бы никогда не смогли обнаружить, что она не имеет смысла; точно так, как если бы во Вселенной не было света и, следовательно, не было бы существ с глазами, мы бы никогда не обнаружили, что нас окружает тьма».

Это, безусловно, самое блестящее наблюдение. Мы можем сказать, что смысла нет, только с позиции смысла; бессмысленность не может обеспечить структуру или основу, на которой мы можем исследовать смысл.

Идея первична

Опять же, именно великие духовные традиции постоянно поддерживают эту ключевую роль смысла. Даже язычники видели это. Весь смысл борьбы Зевса с титанами, а затем с гигантами заключался в поддержании порядка — смысла космоса. Если бы Тифон одержал победу над Зевсом, вселенная погрузилась бы в хаос, то есть в бессмысленность.

Подобным же образом, только более впечатляюще, о Слове свидетельствует начало Евангелия от Иоанна:

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Слово «Слово» здесь — «Логос», что означает «слово», но также и «смысл». Перефразировка может быть следующей:

«Вначале был смысл, и этот смысл был у Бога, и этот смысл был Бог»

Наконец, дальнейшее уравнивание слова и смысла происходит, когда Джордж Штайнер, выдающийся франко-американский критик, которого часто называют полиглотом и эрудитом, в своей книге «Реальные присутствия» заметил:

«Любое последовательное понимание того, что такое язык и как язык работает, любой последовательный отчёт о способности человеческой речи передавать смысл и чувство в конечном счёте основывается на предположении о присутствии Бога».

Если нам не нравится слово Бог, то мы можем сказать «Трансцендентальная реальность» — нечто большее, чем мы; что-то или кто-то, от кого зависит вся реальность, сам космос. Это, очевидно, прямо противоположно бессмысленности и нигилизму.

Поэтому не стоит пожимать плечами, как будто игнорирование вопроса является наиболее разумным подходом, как это делают многие люди — их оправдание таково: мы не можем знать смысл нашей жизни, поэтому нет смысла пытаться.

В итоге это может привести только к проблемам, которые мы описали выше, к «величайшей болезни из всех». Нет, мы должны искать, чтобы найти; иными словами, это одиссея нашей жизни.

Почему «Одиссея» Гомера стала архетипическим текстом для западного человечества (а также актуальна и для Востока)? Путешествие Одиссея — это все наши путешествия.

С одной стороны, это путешествие героя домой — наконец-то после 20 лет отсутствия, обретение родного дома после всех отвлекающих обходов, чудовищ и очарований. А с другой, с мифической стороны, это воссоединение мужчины с женщиной, которое можно понимать буквально, но также и как воссоединение тела и разума с душой, ибо Пенелопа — анима для анимуса Одиссея.

Красота, скрывающаяся за значимостью

Мы должны быть героями или героинями, мы должны отправиться в путешествие, поскольку оставаться на месте — это рецепт смерти и распада. В такой короткой статье, как эта, мы должны понять (я имею в виду действительно понять) одну простую вещь, которая верна во все времена. Знаменитый антрополог Клод Леви-Стросс в своей книге «Миф и смысл» сформулировал её следующим образом:

«Я думаю, что абсолютно невозможно представить себе смысл без порядка».

Порядок окружает нас повсюду, порядок лежит в основе всех языков, порядок — это организующий принцип космоса. Люди могут нарушать этот порядок своим злом на личном, местном, региональном, национальном и даже международном уровне, но всегда вселенная возвращается в равновесие. Этот «порядок» — то же самое, что и Логос, о котором упоминает Евангелие от Иоанна. Но если говорить об этом слове «порядок», то здесь есть важный и дополнительный подтекст. А именно, порядок всегда порождает красоту; более того, он и есть красота.

Учёные восторгаются красотой определённых уравнений, художники лирически рассказывают о красоте скульптур, полотен и многого другого, а «небеса возвещают творение рук Божьих», как провозглашает Псалом 19.1.

Британцы славятся своей способностью формировать и выдерживать длинные очереди на службы, любые службы! Может быть, это и не великое искусство, но в упорядоченном функционировании людей есть своя красота. Активный поиск красоты и увеличение её количества в собственной жизни — это отправная точка для поиска смысла.

Возможно, более очевидно, что слова клинического психолога Джордана Б. Петерсона из его книги «12 правил для жизни» могут быть весьма кстати:

«На Западе мы уходим от наших культур, ориентированных на традиции, религии и даже нации, отчасти для того, чтобы уменьшить опасность группового конфликта. Но мы всё больше становимся жертвами отчаяния бессмысленности, а это совсем не улучшение».

Мы должны вернуться к этим трём сферам (традиции, религия, нация), а не пытаться быть современными и прогрессивными, рассматривая их как некую форму пережитка. От этого зависит наше психическое здоровье, не говоря уже о наших душах.

Джеймс Сейл опубликовал более 50 книг, последняя из которых — «Составление карты мотивации для высокоэффективных команд» (Routledge, 2021). Он был номинирован на поэтическую премию Пушкарт в 2022 году, получил первую премию в ежегодном конкурсе Общества классических поэтов в 2017 году, выступал в Нью-Йорке в 2019 году. Его последний поэтический сборник — HellWard.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА