Золотая помолвка

Автор: 25.05.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:57

На картине «Ювелир в своей лавке» красиво одетая пара с интересом выбирает обручальные кольца. Мужчина нежно обнимает невесту, а она радостно протягивает руку ювелиру, который взвешивает кольцо на весах. Ювелир, одетый в красную мантию, сосредоточен на обслуживании покупателей.

Золотая помолвка

Петрус Христус «Ювелир в своей лавке», 1449 год. Масло на дубовой панели; 39 3/8 дюйма на 33 ¾ дюйма. Коллекция Роберта Лемана, 1975 г .; Метрополитен-музей. (Public Domain)

На правой стороне картины — полки, заполненные инструментами ювелира и образцами его работы. Каждый предмет тщательно прорисован. Элегантные кувшины из олова выставлены на верхней полке. Они изготовлены для городских вельмож, которые ставят их на столы во время приёма важных гостей. На нижней полке изображён открытый кошелёк с жемчужинами, а на ткани много драгоценных камней и набор колец в коробке, которые выставлены так же, как и в современных магазинах. За драгоценными камнями находится сырьё ювелира: кристалл, порфир (камень, содержащий крупные кристаллы) и коралл.

Золотая помолвка

Кольца, кувшины, нить жемчуга и драгоценное сырьё прекрасно переданы Петрусом Христусом на этой детали картины «Ювелир в своей лавке». (Public Domain)

Некоторые предметы на картине выглядят немного неуместно, но они указывают на добродетель пары, вступающей в брак. Например, пояс бордового цвета на столе ювелира. Пояс также выписан предельно детально. Он традиционно символизирует целомудрие и готовность к служению, которые рассматривались как идеалы традиционного брака той эпохи.

Справа на столе находится выпуклое зеркало, которое отражает внешний мир. Там стоят два сокольника перед зданиями, и, видимо, они заглядывают в мастерскую ювелира. Зеркало символизирует тщеславие, а сокольники — гордыню и жадность. Скорее всего, это символическое предупреждение о пороках, которым не должно быть места в счастливом супружестве.

Некоторые учёные считают, что на картине изображён ювелир из Брюгге Вилльям ван Влютен, который работал для герцога Бургундского Филиппа Доброго. В 1449 году, когда картина была завершена, герцог поручил ювелиру ван Влютену сделать подарок своей внучатой племяннице Марии Гильдейской в честь её свадьбы с королём Шотландии Яковом II.

Исследователи ещё раз подтвердили вероятность того, что изображённый на картине ювелир написан с конкретного человека. Петрус Христус несколько раз исправлял внешность ювелира в своих эскизах. Скорее всего, он создавал чей-то портрет, а не воображаемую фигуру.

Петрус Христус

Христус был современником великих фламандских художников Яна ван Эйка и Роджера ван дер Вейдена. Христус родился около 1420 года во фламандском городе Берле (ныне Бельгия) и работал в Брюгге (регион Фландрии), который в то время был центром нидерландского искусства.

Через 20 с лишним лет после смерти ван Эйка в 1441 году и до приезда около 1465 года в Брюгге Ганса Мемлинга Христус был ведущим художником Брюгге.

Некоторые источники полагают, что Христус учился в мастерской ван Эйка и даже закончил некоторые из работ своего мастера после его смерти в 1441 году. Его тщательно проработанные картины, безусловно, отражают скрупулёзность картин ван Эйка. Но того великолепия, которое ван Эйк придавал своим моделям, нет в работах Христуса.

Тем не менее Христус внёс важный вклад в искусство Северного Возрождения. Считается, что он помог распространить стиль живописи Северного Возрождения в Италии. Новаторский стиль заключался в том, что ван Эйк покрывал каждый слой живописи полупрозрачной глазурью.

Таким образом достигалась исключительная растушёвка и детализация на холсте.

Неизвестно, ездил ли Христус в Италию сам, но его картины, безусловно, оказались в Италии. Согласно веб-сайту The Met, почти половина его известных картин были заказаны итальянцами. Произведения Христуса были известны итальянским художникам, например, Антонию Мессинскому. На последнего сильно повлияли работы Христуса.

Искусствовед Э. Гомбрих объясняет разницу между искусством Северного и Итальянского Возрождения в своей книге «История искусства»:

«Справедливо заметить, что любая картина, где тщательно расписана каждая вещь, одеяние, драгоценность, будет написана северным художником, скорее всего, художником из Нидерландов; в то время как картина со смелыми очертаниями, ясной перспективой и уверенным владением пропорциями прекрасного человеческого тела будет итальянской работы».

Христус использовал одноточечную перспективу в своих более поздних работах. Возможно, это произошло под влиянием итальянских мастеров, согласно веб-сайту The Met. Некоторые искусствоведы считают, что его картина «Дева на троне со святыми Иеронимом и Франциском» из музея Штеделя во Франкфурте является самым ранним примером точечной перспективы в искусстве Северного Возрождения.

Лоррейн Ферьер

Источник: The Epoch Times

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА