Мудрость и мужество Мо-цзы: философ, предотвративший войну

Более двух тысяч лет назад мудрость одного человека предотвратила разрушительную войну в древнем Китае. Мо-цзы — философ, изобретатель и гуманист, чьи ясные рассуждения и моральное мужество изменили судьбу целой нации.

Целеустремлённый философ

Мо-цзы, чьё настоящее имя было Чжай, был уроженцем государства Сун в период Сражающихся царств (475–221 гг. до н. э.). Он занимал пост министра, был автором философских текстов и основателем школы моистов — движения, которое придавало особое значение всеобщей любви, бережливости и практической мудрости.

В отличие от многих мыслителей его времени, сосредоточенных на самосовершенствовании или абстрактной добродетели, философия Мо-цзы основывалась на действии. Узнав, что ремесленник Гунсунь Бань, известный последующим поколениям как Лу Бань, покровитель ремесленников, построил осадные лестницы для могущественного государства Чу, чтобы напасть на Сун, он не мог оставаться безучастным.

Мо-цзы отправился в Чу. После семи дней и ночей тяжёлого пути его ступни покрылись волдырями. Он оторвал полоски от своего халата, чтобы перевязать их, и продолжал идти вперёд, несмотря на боль. Его цель была простой, но неотложной: остановить войну, прежде чем она начнётся.

Мудрость и мужество Мо-цзы: философ, предотвративший войну

Мо-цзы понадобилось семь дней и ночей, чтобы пешком добраться до вражеского государства и остановить разрушительную войну. (Google Whisk)

Путешествие для предотвращения войны

Когда Мо-цзы наконец добрался до Чу, он первым делом отправился к Гунсунь Баню.

«Ты построил осадные лестницы, чтобы помочь Чу атаковать Сун? — взмолился он. — Что плохого сделал Сун?»

«У Чу уже есть обширные земли, но слишком мало людей. Жертвовать своим немногочисленным населением ради новых территорий — не мудрость. Нападать на безупречное государство — не благожелательность. Знать, что что-то не так, но не дать совет своему правителю — это не верность. А стремиться к победе, но ничего не достичь — это не сила».

Гунсунь Бань покачал головой.

«Решение атаковать Сун уже принято, — сказал он. — Это не моё дело. Я уже сказал правителю Чу, что согласен с его планом».

Мо-цзы понял, что одними лишь доводами ремесленника не поколебать. Чтобы защитить свою родину, ему нужно было убедить самого правителя.

Разговор с правителями и ремесленниками

Перед правителем Чу Мо-цзы говорил не о войне или политике, а о здравом смысле.

«Ваше Величество, — начал он, — представьте себе человека, который бросает свою прекрасную карету, чтобы украсть сломанную телегу соседа, оставляет свои парчовые одежды нетронутыми, чтобы забрать грубую рубашку другого, и отказывается от рыбы и мяса в собственном доме, чтобы украсть дикие овощи из соседского горшка. Что это за человек?»

Правитель рассмеялся:

«Такой человек был бы безумцем».

«В самом деле, — сказал Мо-цзы. — У Чу есть олени из болота Юньмэн, рыба и черепахи из рек Янцзы и Хань — несравненные богатства. У Сун же, напротив, нет ни больших деревьев, ни дичи, едва ли можно найти ручьи с рыбой или кроликов. Если Ваше Величество нападёт на Сун, это будет всё равно что тот безумец, который бросает богатство ради бедности».

Правитель замолчал, впечатлённый доводами.

«Хорошо сказано! Но Гунсунь Бань уже построил для меня осадные лестницы. Он утверждает, что мы наверняка захватим Сун».

Битва умов, а не оружия

Решив доказать свою правоту, Мо-цзы вновь встретился с Гунсунь Банем. Он развязал свой пояс и расстелил его на столе, символизируя стены столицы Сун. Затем он положил на него свою повязку, символизирующую воинов и оборону.

Гунсунь Бань девять раз демонстрировал свою тактику осады, используя модели, чтобы показать, как армия Чу будет атаковать. Каждый раз Мо-цзы отвечал новым оборонительным манёвром, блокируя все атаки. Наконец, мастер исчерпал все свои идеи, а у Мо-цзы ещё оставались запасные стратегии.

Мудрость и мужество Мо-цзы: философ, предотвративший войну

В напряжённой битве умов, а не оружия, Мо-цзы стратегически парировал девять различных тактик осады, предложенных мастером Гунсунем Банем, доказав правителю, что вторжение в Сун совершенно бесполезно. (Google Whisk)

«Я знаю, как прорвать твою оборону, — признался Гунсунь Бан, — но не скажу».

«Я тоже знаю твой следующий ход, — ответил Мо-цзы, — но тоже промолчу».

Мудрость, предотвратившая кровопролитие

Когда правитель Чу спросил, что они имеют в виду, Мо-цзы объяснил:

«Гунсунь Бань считает, что, если он убьёт меня, государство Сун падёт. Но он не знает, что мои ученики — двести воинов — уже установили оборонительные сооружения на стенах города Сун и готовы к любой атаке. Даже если меня убьют, победа Чу всё равно будет невозможна».

Правитель был поражён. Видя тщетность войны, он отказался от плана вторжения в Сун.

Мужество и мудрость Мо-цзы предотвратили кровопролитие. Эта история сохранилась не только как история победы интеллекта над агрессией, но и как напоминание о том, что истинная сила заключается в разуме, сострадании и стремлении защитить других мирными средствами.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

Exit mobile version