Семь уроков воспитания детей из древнекитайского трактата «Три иероглифа»
Написанная учёным династии Сун Ван Инлинем в XIII веке, эта книга рифмованных трёхстиший учит детей, как быть хорошими людьми.
Она воплощает конфуцианское учение — доброжелательность, праведность, правила приличия, мудрость, надёжность, честность — в коротких, рифмованных строках, призванных направить детей на добродетельный путь, чтобы они стали добрыми и разумными взрослыми.
Сила раннего нравственного воспитания
Книга открывается смелым утверждением: «В начале люди добры». Эта строка, основанная на философии Мэн-цзы. Он говорил, что доброта — это врождённое семя, ожидающее своего расцвета.
Однако в следующих строках содержится предупреждение:
«Натуры схожи, характеры расходятся. Без должного обучения доброта постепенно угасает. Суть обучения — в основательности».
Наше окружение и воспитание определяют, прорастёт это семя или засохнет. Этот конфуцианский акцент на раннем образовании подчёркивает ключевую нравственную ценность: воспитание природной доброты ребёнка — священный долг родителей, требующий постоянного руководства, чтобы удерживать его на пути добродетели.
Важно соседство
Место, где живёт ребёнок, оказывает влияние на формирование его характера и выбор будущей профессии.
Существует история о матери Мэн-цзы, вдове-ткачихе, которая трижды переезжала с места на место, чтобы найти подходящее соседство для своего сына Мэн-цзы, позже ставшего великим мудрецом. В «Классике» эта история описана следующим образом:
«Мать Мэн-цзы выбирала соседство. Когда её сын не хотел учиться, она обрезала нить на ткацком станке».
Живя рядом с кладбищем, юный Мэн-цзы подражал людям в трауре. Тогда его мать, встревоженная, перебралась на шумный рынок. Но там он подражал мясникам и торговцам. В конце концов, они поселились рядом со школой, где Мэн-цзы соблюдал почтительные ритуалы.
Отсюда и возникла история, известная как «Мать Мэн-цзы переезжала трижды». Когда Мэн-цзы подрос и смог пойти в школу, он однажды прогулял уроки. Его мать резко разрезала своё тканое изделие и сказала:
«Учёба — как ткачество: бросив на полпути, можно испортить всю работу».
Устыдившись, Мэн-цзы посвятил себя учёбе и стал выдающимся конфуцианцем, известным как «второй мудрец» после Конфуция, благодаря неустанному вниманию его матери к его нравственному и интеллектуальному развитию.

Родители как образец для подражания
Затем следует Доу Яньшань, учёный и чиновник династии Тан, который в возрасте тридцати лет был бездетным. В древности люди женились в молодом возрасте, и Доу начал беспокоиться о своём роде. Однажды ночью во сне покойный дед предупредил его, что карма его прошлой жизни слишком тяжела, и если он не изменится, он останется без сына и будет жить недолго.
Доу принял это близко к сердцу и начал давать деньги в долг нуждающимся семьям. Он основал частные школы для детей из неблагополучных семей и финансировал похороны и свадьбы бедняков.
Его добрые дела принесли ему пятерых сыновей, которых он воспитал в духе высокой морали. Все пятеро прошли суровые императорские испытания и стали уважаемыми чиновниками, сделав свою семью образцом добродетели.
Эти истории подчёркивают основную заслугу: родители должны подавать пример и учить праведности своих детей для будущего общества.
Как вести себя в различных ситуациях
В «Классике» подробно описывается, как люди, играющие разные роли в жизни, должны вести себя в разных ситуациях. Дети повторяют и запоминают эти строки, сохраняя их в памяти всю жизнь. Они узнают, каким традициям и правилам надо следовать в разных сферах жизни: в семье, на работе и в обществе.
«Между отцом и сыном должна быть любовь.
Между мужем и женой — гармония.
Старший брат должен быть добрым, а младший — почтительным.
Старые и молодые должны соблюдать надлежащий порядок,
что является принципом для друзей.Правитель должен оказывать уважение, а министр — быть преданным.
Эти десять добродетелей являются моральными обязанностями, общими для всех.
Следуйте им верно и никогда не нарушайте их порядок».
Эти добродетели, названные в «Классике» «Десятью принципами праведности», являются выражением основных учений Конфуция: Жэнь (добродетель), И (праведность), Ли (ритуалы), Чжи (мудрость) и Синь (доверие), и регулируют то, как мы должны вести себя в обществе.

Каждый из нас выполняет много функций — мы можем быть родителем, супругом, ребёнком, братом или сестрой, другом, начальником или подчинённым. В основе этих отношений лежит общее чувство уважения и справедливости, сыновней почтительности, любви, гармонии и преданности.
Всё начинается с нас самих: когда мы действуем честно и доброжелательно, наш пример естественным образом влияет на нашу семью, друзей и окружающих. Этот эффект доброты имеет мощное и длительное воздействие.
История о сыновней почтительности
Трогательная история о сыновней почтительности в «Классике» подтверждает, как эти принципы помогают формировать характер ребёнка.
Хуан Сяну, мальчику из династии Восточная Хань, было всего 9 лет, когда умерла его мать. После её смерти он очень заботился об отце: летом обмахивал подушку веером, чтобы она остыла, а зимой ложился в отцовскую постель, чтобы согреть её перед сном.
Его маленькие поступки показывают, что даже дети могут воплощать эти добродетели. Все соседи хвалили его и считали примером для подражания для их детей.
Помимо этики, книга также даёт базовые знания, как учебник начальной школы. В ней учат счёту от одного до десяти тысяч, рассказывается о четырёх временах года и сторонах света, о солнце, луне и звёздах, а также о естественном порядке небес, земли и человечества.
В книге также говорится о пяти стихиях (металле, дереве, воде, огне и земле), географии, сельском хозяйстве, торговле, а также о шести традиционных злаках и шести домашних животных. Поскольку все строки «Книги» состоят из трёх предложений и рифмуются, дети могут легко запомнить эти понятия и понять суть творения, Земли и Вселенной.
По мере взросления детей «Классика» знакомит их с Четырьмя книгами и Пятью классическими произведениями конфуцианства и истории.
Нравственное обучение и практическое обучение были неразделимы — оба они были необходимы для становления полноценной личности.
Нравственное воспитание длится всю жизнь
Книга завершается предупреждением и ободрением:
«Усердие приносит успех;
Леность не приносит ничего.
Будьте бдительны в этом,
Всегда стремитесь».
Моральный и интеллектуальный рост, как учит книга, — это не этап молодости, а обязательство на всю жизнь.
Послание на сегодня
После захвата власти в Китае Коммунистической партией в 1949 году традиционная культура подверглась осуждению, особенно в жестокий период «Культурной революции». Конфуцианские моральные учения и тексты, такие как «Классика», были объявлены «феодальными суевериями». В результате нравственное воспитание пришло в упадок. Последовавшее за этим разрушение этики в китайском обществе стало болезненным уроком.
Послание книги остаётся актуальным: человеческая природа изначально добра, но её необходимо развивать через образование, самодисциплину и нравственный пример. Когда люди культивируют добродетель, семьи процветают, а общество становится стабильным и справедливым.
Возможно, это самый глубокий урок, который эта маленькая книга даёт современному миру: доброта — это наша природа, её надо сохранять.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
