«Невидимая благодать»: как простая вежливость рождает доброту и уважение

Простые «пожалуйста» и «спасибо» открывают двери чему-то большему.

Листая наугад книгу «Town & Country Social Graces» (Городские и деревенские светские изящества) – сборник ярких эссе разных авторов о «правилах приличия без чопорности» 2002 года, — я наткнулся на одну из последних глав книги — «Невидимая благодать» Оуэна Эдвардса. Автор связывает вежливость с добротой, из которой проистекает некое благородство и красота человеческого духа.

Руководства типа «Social Graces» (Социальные манеры) издавна привлекали читателей. В юности Джордж Вашингтон переписал и применял на практике «110 правил вежливости и приличного поведения» — список афоризмов, составленный французскими иезуитами и позже переведённый на английский язык. Руководства середины XIX века по манерам, одежде и обычаям, такие как «The Ladies’ Book of Etiquette» (Книга этикета для дам) и «The Gentlemen’s Book of Etiquette» (Книга этикета для джентльменов), были высоко оценены и хорошо продавались, и доступны и сейчас.

За ними последов, были высоко оценены, хорошо продавались и доступны до сих пор.

Затем появилось множество других руководств по хорошим манерам, но, пожалуй, самым влиятельным из них стало издание Эмили Пост «Etiquette» (Этикет) 1922 года.

Прямо или косвенно, философия любой хорошей книги по этикету остаётся неизменной. В фильме «Взрыв из прошлого» один из персонажей, Трой, удачно подводит итог: «Я думал, что „джентльмен“ — это тот, кто владеет лошадьми. Но оказалось, что его краткое и простое определение леди или джентльмена — это тот, кто всегда старается обеспечить окружающим максимально комфортные условия».

Манеры создают человека

Искренняя вежливость порождает доброту, будь то в отношениях с близкими людьми или с совершенно незнакомыми людьми. (Biba Kayewich)

В свою очередь, искренняя вежливость порождает доброту.

Идея и смысл фразы «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» встречаются не только в Библии, но и в культурах по всему миру. Эта поговорка, ставшая своего рода клише, лежит в основе настоящего этикета. Будучи применена на практике, она открывает нам иную сферу — сферу доброты.

Недавно моя подруга-методистка рассказала мне о пасторе, иммигранте из Южной Кореи, который возглавлял один из её комитетов. В культуре, где цивилизованность была разрушена, этот человек выделялся своим вежливым отношением ко всем. Более того, как обнаружили моя подруга и многие другие, эти хорошие манеры были лишь воротами в сердце и разум одного из самых добрых людей, которых они когда-либо встречали. Его манеры были не фасадом, а гостеприимным ковриком.

В библейской истории о добром самаритянине мы находим ещё один пример доброты, проистекающей из сочетания хороших манер, дружелюбия и щедрости. Самаритянин встречает на обочине дороги незнакомца, избитого до полусмерти разбойниками. Как и путники до него, самаритянин мог бы перейти дорогу и продолжить свой путь, но вместо этого он перевязывает раны человека, отводит его в гостиницу и оплачивает его комнату и стол до выздоровления.

Из этого сочетания вежливости и предупредительности проистекает невидимая благодать: радость.

Эксперимент, который можно провести самостоятельно

Хотя зачастую трудно обнаружить доказательства этой связи, они существуют. В литературе, например, мы находим одну из самых ярких иллюстраций этого феномена в конце «Рождественской песни». Там преображённый Эбенезер Скрудж, теперь уже прекрасно осознающий свою грубость и подлость по отношению к окружающим, наслаждается своим духовным преображением:

«Я лёгок, как перышко, я счастлив, как ангел, я весел, как школьник».

Вот ещё один пример, на этот раз из жизни. В середине июня я поехал на юг, чтобы присутствовать на похоронах родственника со стороны жены, мужчины и друга, которого я знал 30 лет. Накануне похорон, ожидая начала вечернего посещения, я случайно встретил администратора похоронного бюро. Эта женщина лет тридцати была предельно вежлива, а её манера поведения и лицо показались мне добрыми. Мне пришло в голову, что она идеальный кандидат, чтобы задать ей вопрос о радости. После того, как я кратко рассказал о своём писательском проекте, мы сели вместе, и я спросил её, какую радость, если таковая вообще есть, она получает от своей работы.

Она долго думала, а затем сказала: «Я рассматриваю эту работу как служение, призванное помогать людям в один из самых тяжёлых моментов, с которым нам всем придётся столкнуться. Это тяжёлая и сложная работа, но есть радость от осознания того, что ты помог кому-то, насколько это было возможно, в трудную минуту». Она снова помолчала, а затем добавила:

«Можно быть радостным, но не обязательно счастливым».

И вот он, ответ настолько лаконичный, насколько мог надеяться любой пишущий. Уважение к другим, доброта и служение: вот составляющие той невидимой силы, которую мы называем радостью.

Любой может проверить и подтвердить этот тезис. Вспомните хорошо знакомых вам людей, которые, кажется, больше всего смотрят на других, чем на себя, которые с уважением относятся как к тем, кого встречают мимолетно, так и к тем, кого любят всю жизнь. Иногда они могут быть несчастны, скорбеть о тяжёлой утрате или злиться на незаслуженный упрек, но это лишь мимолётные облака, настроения, вызванные обстоятельствами.

Как и в случае с той молодой женщиной, упомянутой выше, в этих людях мы находим благодать радости.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

Exit mobile version