Пошлины в США снизились с 145% до 30%, а в Китае — с 125% до 10%. В течение дня ряды отправляемых грузов заполонили основные китайские доки, перевозчики вводили дополнительные сборы в пиковый сезон за несколько недель до лета, а спотовые ставки на Тихом океане начали расти.
Срок действия тарифной отсрочки истекает 11 августа. Если к этому времени переговорщики не придут к более широкой сделке, тарифы в размере до 54% могут вернуться.
Аналитики говорят, что 90-дневное перемирие — это лишь временная передышка. Оно закрепило за собой новую схему срочной доставки, контракты с плавающими тарифами и хеджирование производства в нескольких странах, которые переживут эту передышку. Вместо того чтобы обратить тенденцию вспять, оно усиливает отток из цепочки поставок, который начался в первый срок Трампа и ускорился в нынешний.
По данным транспортной компании Vizion, среднее количество еженедельных рейсов из Китая в Соединённые Штаты выросло на 277% за семь дней до 14 мая, когда вступило в силу перемирие.
Индекс Drewry показывает, что 15 мая спотовые ставки на маршруте Шанхай — Лос-Анджелес выросли на 16% по сравнению с прошлой неделей до 3136 $ за 40-футовый контейнер, в то время как на маршруте Шанхай — Нью-Йорк они выросли на 19% до 4350 $.
«На все эти грузы не хватит кораблей. Приготовьтесь к резкому росту цен», — сказал 16 мая в социальной сети X генеральный директор транспортной компании Flexport Райан Петерсен после того, как его компания зафиксировала рост заказов из Китая в США на 275% за неделю.
«90-дневная отсрочка просто обнуляет счёт, — сказал The Epoch Times американский экономист Дэви Дж. Вонг. — Мы перешли от принципа “сделка или ничего” к хронической конфронтации. Высокие тарифы могут остаться в качестве базовой ставки, а исключения станут разменной монетой».
Вашингтон, добавил он, может повышать или понижать пошлины по своему усмотрению, используя их как рычаг всякий раз, когда меняется промышленная политика Китая, падает курс юаня или усиливается инфляция в США.
Долгосрочное ослабление торговой напряжённости между США и Китаем «в ближайшее время кажется маловероятным», сказал The Epoch Times Сунь Го-сян, профессор международных отношений в Тайваньском университете Наньхуа.
По его словам, каждый цикл «заморозка-разморозка» подталкивает всё больше заводов за рубежом к автоматизации, а те, что остаются, переходят на более прибыльные производства. На линиях по производству автозапчастей рабочие уже заменяются роботизированными сварочными манипуляторами, а производители бытовой техники внедряют интеллектуальные сборочные линии.
Порты перегружены, контракты переписаны
Кризис в портах уже сказывается на работе перевозчиков.
Поскольку причалы в Яньтяне полностью забронированы, немецкий перевозчик Hapag-Lloyd сообщил агентству Reuters, что отдаёт предпочтение клиентам с долгосрочными контрактами, поскольку спрос сейчас превышает возможности. Грузоотправители уже платят надбавки за пиковый сезон, которые обычно взимаются летом.
Экспортёры делают ставку на скорость.

По словам Сунь, китайские фабрики в первую очередь избавляются от нераспроданных товаров, товаров с высокой рентабельностью и праздничных товаров, отдавая приоритет долгосрочным заказам от крупных розничных сетей США.
Вонг называет эту тактику «ранняя отправка и накопление запасов на Западном побережье США» — это противоположность обычной схеме, при которой американские импортёры создают запасы. На этот раз китайские экспортёры отправляют даже нераспроданные грузы через Тихий океан, чтобы не упустить время.
По словам Вонга, если пошлины вернутся в августе, грузы, которые всё ещё находятся в пути, могут быть перенаправлены через Мексику или Юго-Восточную Азию для переупаковки, проданы на внутреннем рынке Китая, разобраны на запчасти или списаны, если прибыль исчезнет.
Покупатели и продавцы также быстро пересматривают условия сделок, добавил он.
Вонг сказал, что в контрактах теперь есть положения о плавающем тарифе, более короткие сроки оплаты, страхование от политических рисков и непоставляемые форварды — валютные контракты, которые смягчают любое падение курса юаня, которое могут вызвать новые новости о тарифах.
Сунь видит больше возможностей для оплаты по факту доставки и чёткие формулы распределения затрат при изменении тарифов, а также более жёсткие условия расторжения договора.
«Эти инструменты теперь являются обычным делом для средних и крупных экспортёров».
Страховые рынки ответили тем же: премии за военные и политические риски, выросшие после атак в Красном море, теперь корректируются еженедельно, а иногда и ежедневно, по мере приближения лета, согласно данным платформы FreightAmigo для финансирования цепочек поставок.
Фабрики в движении
Производители по всему Тихоокеанскому региону дают представление о том, как 90-дневное перемирие ускоряет старую тенденцию.
Компания Limoss, немецкий производитель систем дистанционного управления, базирующаяся в китайском производственном центре Дунгуань, стремится расширить свою деятельность в Малайзии для выполнения заказов из США, поскольку «перебирать пальцами — это не стратегия», сказал генеральный директор Кристиан Гасснер в интервью Reuters.
Этот расчёт повторяется на всех уровнях цепочки создания стоимости.

Японский производитель тяжёлой техники Komatsu заявил, что может перенести производство оборудования для США из Китая в Таиланд, если тарифы снизятся, а генеральный директор Volvo Cars Джим Роуэн сказал, что автопроизводитель готов перенести часть производства на свой завод в Южной Каролине, если тарифы на автомобили вырастут.
Переориентация происходила в течение многих лет: к 2024 году Вьетнам производил половину обуви Nike, почти треть своей одежды, 40% продукции Lululemon и 39% обуви Adidas — свидетельство того, как тарифы Трампа в первый срок привели в движение глобальные цепочки поставок.
Опытный китайский производитель бумажной продукции по фамилии Чэнь рассказал китайскому радио в Сиэтле, что после того, как в 2023 году он открыл завод во Вьетнаме, где пошлины на товары намного ниже, чем в Китае, количество заказов из США резко возросло.
Сам Вьетнам на короткое время подвергся 46-процентному взаимному тарифу со стороны США, но с 9 апреля эта пошлина была приостановлена на уровне 10%.
Американские ритейлеры тоже приспосабливаются. Target переводит больше товаров под собственной торговой маркой из Китая в Центральную Америку, в то время как Costco использует свою модель «охоты за сокровищами» — постоянное обновление ассортимента для замены товаров с более низкими тарифами.
Автоматизация, «Китай + 1» в действии
По мнению Сунь, период с 2024 по 2026 год станет критическим для миграции «Китай + 1», когда компания сохранит свои позиции в Китае и добавит, как минимум одну производственную базу в другом месте, чтобы снизить риски.
Производители электроники, одежды, игрушек и бытовой техники лидируют во Вьетнаме, Мексике и Индонезии. По его словам, высокотехнологичные компании распределяют новые инвестиции между Китаем и альтернативными площадками.
Ответный шаг Пекина — быстрая автоматизация.
Если роботы и интеллектуальные системы управления смогут значительно сократить производственные затраты, то несколько высокорентабельных линий могут остаться на плаву, несмотря на пошлины, но Сунь признаёт, что большинство заводов не смогут работать в таких условиях, когда тарифы в США достигнут 40–50%. В любом случае компромисс будет заключаться в сокращении рабочих мест в стране.
Тем не менее это официальная политика. Согласно плану «Сделано в Китае 2025», Пекин хочет, чтобы к 2025 году отечественные производители роботов и систем управления занимали 70% внутреннего рынка.
Сунь ожидает, что автоматизация в первую очередь распространится на сегменты с более высокой рентабельностью, такие как производство автозапчастей, сборка крупной бытовой техники, а также производство промышленных ПК и других встроенных контроллеров.
Вонг считает, что вторая волна «Китай + 1» достигнет своего пика в конце 2025 года, когда более ценные отрасли будут внедрять автоматизацию, цифровых двойников и локальные сети сбыта, чтобы оставаться гибкими.

Проблемы для США, риски для Китая
По словам Вонга, конкуренция сопряжена с рисками, выходящими за рамки тарифов на грузоперевозки.
По его словам, Китай по-прежнему доминирует в производстве специальных химикатов, активных фармацевтических ингредиентов, прецизионных деталей для станков и редкоземельных магнитов. Даже кратковременные задержки могут привести к простою американских заводов на несколько месяцев.
В то же время капитал, который поддерживает эту торговлю, также подвержен потрясениям, сказал Сунь.
Большая часть спешки связана с банковским финансированием, добавил он. Краткосрочные кредиты покрывают запасы, и, если спрос падает, нераспроданные товары становятся «чёрной дырой ликвидности» для малых и средних экспортёров.
Китайские кредиторы уже ограничили кредитование микро- и малых предприятий, усилили контроль за рисками и увеличили резервы на случай убытков, сообщает S&P Global. Но агентство предупреждает, что эта стратегия может «достичь своих пределов».
Вонг опасается волны невозвратных кредитов в китайских региональных банках, специализирующихся на торговом финансировании. S&P Global ожидает, что доля проблемных кредитов в китайских малых и средних предприятиях вырастет до 10% в период с 2025 по 2027 год.
С другой стороны, если тарифы вырастут в августе, Вонг прогнозирует «локальные отраслевые увольнения» в таких китайских регионах с высокой долей экспорта, как Гуандун и Цзянсу, уже в сентябре.
Он добавил, что в первую очередь увольнять работников начнут заводы, которым не хватает брендинга и внутренних каналов сбыта.
По словам Сунь, трудоёмкие производства игрушек, одежды и мелкой бытовой техники уже сокращают рабочие смены.
Администрация Трампа предупреждает
По словам Вонга, для морских перевозчиков всё просто: если спрос упадёт после августа, суда останутся в порту, несмотря на низкие цены на топливо.

Новые контракты предусматривают штрафные санкции для грузоотправителей, не выполняющих обязательства по минимальной загрузке, отметил Сунь, однако без стабильных объёмов даже штрафы могут не обеспечить работу судов.
Администрация Трампа предупреждает, что тарифы будут повышены, если Пекин не уступит.
А пока корабли плывут по календарю.
«Цикл “пауза-возврат”, скорее всего, никуда не денется», — сказал Вонг.
Сунь поддержал эту точку зрения: каждое перемирие вызывает ажиотаж, рост цен и новый виток хеджирования.
Компании на обоих берегах ведут себя так, будто эпоха предсказуемых низких тарифов закончилась, добавил Вонг.
Они пополняют запасы, переписывают контракты и разрушают цепочки поставок — не для того, чтобы справиться с разовым кризисом, а для того, чтобы подготовиться к будущему, в котором мир в торговле будет длиться не дольше следующих 90 дней.
В подготовке этого репортажа участвовали Гу Сяохуа и агентство Reuters.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram









































