Новая программа, представленная шестью крупными государственными ведомствами, включая Министерство общественной безопасности и главный регулятор интернета в Китае, потребует от пользователей регистрации под настоящими именами и получения государственного «интернет-номера» и «интернет-сертификата».
Эти цифровые идентификаторы будут использоваться для доступа к любой онлайн-платформе, требующей аутентификации по настоящему имени, включая социальные сети, медицинские карты, образовательные порталы и государственные службы.
Хотя Пекин настаивает на том, что участие в программе добровольное, критики предупреждают, что система рассчитана на постепенное внедрение, поскольку компартия стремится централизовать контроль и наблюдение за пользователями интернета в Китае.
«Очевидно, что это спланированное внедрение комплексной системы наблюдения», — сказал независимый китайский аналитик интернет-данных Цао Лэй в интервью The Epoch Times.
Государственные СМИ Китая объявили о новой системе в мае и представили интернет-идентификатор как средство «защиты персональных данных» и упрощения государственного регулирования и верификации.
Чтобы подать заявку на получение интернет-идентификатора, пользователи должны предоставить официальные документы, удостоверяющие личность, такие как удостоверение личности гражданина Китая, паспорт или вид на жительство на материковой части страны для жителей Гонконга, Макао и Тайваня.
Также требуется пройти процедуру распознавания лица и верификации по мобильному телефону. Зарегистрироваться рекомендуется даже несовершеннолетним, при этом их опекуны должны представить документы, удостоверяющие личность.
На данный момент система уже интегрирована в более чем 400 приложений, связанных с электронной коммерцией, здравоохранением, туризмом, образованием и государственными услугами.
Во имя безопасности
Китай утверждает, что новая система предназначена для борьбы с онлайн-мошенничеством и киберпреступностью, но китайские правоведы и интернет-пользователи высказывают критику в её адрес.
Чжан Хун, социолог из ведущего китайского университета Цинхуа, отметил, что ранее введённые правила использования настоящих имён, такие как обязательное удостоверение личности при регистрации номера телефона, теоретически могли использоваться для борьбы с мошенничеством и киберпреступлениями, но на практике не привели к значительному снижению уровня преступности.
«Банковские счета людей по-прежнему взламывают», — сказал он The Epoch Times.
В своей статье, опубликованной в июне, профессор права Университета Цинхуа Лао Дунъянь раскритиковала расширение государственного контроля.
«Система идентификации в интернете, по сути, применяет инструменты уголовного расследования в отношении подозреваемых ко всем обычным гражданам, — написала она. — Это явно нарушает правовые принципы».
Расширение цензуры
Для многих граждан Китая растущий список требований к цифровым удостоверениям личности создаёт атмосферу страха в стране, где и без того действуют жёсткие меры контроля и цензуры.
Чэнь Сяопин, житель Дунгуаня, Китай, рассказал об этой ситуации The Epoch Times.
«Всестороннее внедрение проверки личности по реальному имени ещё больше сужает пространство для свободы слова в интернете, из-за чего люди боятся высказываться [из-за] страха быть забаненными».
С момента появления интернета в Китае в начале 1990-х годов компартия рассматривала открытый доступ к информации как угрозу своему политическому контролю. Опасаясь, что китайский народ может познакомиться с идеями, противоречащими государственной идеологии, она начала создавать аппарат цензуры, который со временем становился всё более ограничительным.
Цензура в отношении иностранных сайтов распространилась на социальные сети и поисковые системы. После запрета Google, YouTube, Facebook* и других сервисов, Китай создал собственные параллельные поисковые системы, платформы для потокового видео и онлайн-чаты.
Компартия Китая уже ввела обязательную верификацию личности для номеров телефонов и основных платформ социальных сетей, несмотря на строгие механизмы цензуры, которые удаляют и блокируют любой онлайн-контент, даже слегка критикующий её.
Тем не менее такие механизмы верификации личности применялись на каждом отдельном сайте или в приложении. Теперь же новый интернет-идентификатор даёт полный контроль правительству в рамках централизованной системы управления.

Онлайн-наблюдение
В 2011 году Weibo, крупнейшая китайская платформа для микроблогов, начала требовать подтверждения личности при создании новых аккаунтов. Вскоре такие требования распространились на онлайн-чаты и другие платформы социальных сетей.
WeChat, крупнейшая китайская платформа для онлайн-общения, похожая на WhatsApp, была интегрирована в платёжную систему Китая и стала самым распространённым способом оплаты по всей стране.
Почти каждый житель Китая, у которого есть телефон, зарегистрирован в WeChat с подтверждением личности, потому что без этого ежедневные платежи и транзакции становятся неоправданно неудобными. Это позволяет властям идентифицировать почти всех пользователей социальных сетей.
Даже в США и других западных странах компартия использует WeChat для проникновения в жизнь китайцев за рубежом и наблюдения за ними, поскольку это приложение охватывает практически все аспекты повседневной жизни китайцев в интернете.
После запуска 15 июля Китай, похоже, готов перейти от разрозненной политики использования реальных имён к единой, контролируемой государством системе цифровой идентификации, которая, по мнению критиков, оставляет мало места для конфиденциальности, инакомыслия или анонимности в интернете.
* запрещённая в России экстремистская организация
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram









































