Конфуций был философом, педагогом и нравственным наставником, считавшим, что путь к лучшему обществу начинается с воспитания добродетели в каждом человеке.
Китайский иероглиф «жэнь» 仁 — это одна из главных добродетелей конфуцианства, символизирующая доброту и уважение к другим. Он состоит из двух частей: «И» — «человек» — в левой части, и «Ли» — «два» — в правой. Некоторые учёные считают, что у жэнь нет точного определения и что это основная добродетель, которую Конфуций пропагандирует в межличностных отношениях, охватывающая преданность, взаимность, благожелательность и альтруизм. Артур Дэвид Уэйли, британский переводчик и синолог, назвал её «добротой» в своём переводе 1938 года.
В конфуцианстве И относится к праведности или совершению правильных поступков.
Иероглиф Ли имеет широкий спектр значений, и у него нет эквивалента в английском языке. По сути, он относится к ритуалам и поведению, от социальных форм до церемониальных обрядов. Конфуций сказал в «Ли цзи» («Книге обрядов»):
«Что такое ли (ритуальные правила)? Ли — это кодекс поведения и правила, которым мы следуем в своих действиях».
Конфуций учил, что «ли» — это свод правил, обычаев и норм, которые определяют правильное поведение во всех сферах жизни. Без «ли» общество приходит в упадок: семьи теряют гармонию, правители и чиновники — иерархию, армии — дисциплину, и даже в повседневном общении теряется чувство уважения и меры. Короче говоря, «ли» обеспечивает структуру, поддерживающую баланс как в личном поведении, так и в общественной жизни.
Высказывания Конфуция были позже собраны его учениками в книге «Суждения и беседы» (Лунь Юй). Его идеи формировали китайскую культуру на протяжении веков и распространились по всей Восточной Азии, оказав влияние на Японию, Корею и Вьетнам.

Наследие Конфуция не всегда принималось властями. Коммунистическая партия Китая, проповедующая атеизм, запретила конфуцианство в Китае, назвав его «феодальным суеверием», как и другие традиционные философские течения. Во время «Культурной революции» в Китае в 1960-х годах красногвардейцы разрушили храмы, посвящённые Конфуцию, и даже осквернили его могилу, раскопав её.
Однако в последние годы компартия использовала его имя за рубежом через свои Институты Конфуция, созданные в учебных заведениях для продвижения коммунистических идей и достижения своих целей в области мягкой силы. Этим занимается отдел работы «Единого фронта» — партийного агентства, которому поручено контролировать деятельность Пекина по оказанию влияния в Китае и за рубежом.
Несмотря на десятилетия подавления, присвоения и переосмысления, истинность слов Конфуция по-прежнему находит отклик в сердцах людей по всему миру. Вот 5 цитат из «Лунь Юй», которые удивительно актуальны и сегодня.
1. «Образование должно быть доступно всем без какой-либо дискриминации»
Конфуций считал, что каждый заслуживает возможности учиться. В те времена, когда образование было привилегией аристократии, он открыл свою школу для всех, кто проявлял рвение, независимо от благосостояния или происхождения.
В «Лунь Юй» говорится:
«Тому, кто приходил ко мне с небольшим подарком в виде десяти полосок вяленого мяса, я никогда не отказывал в обучении».

В те времена такой скромный подарок был обычным способом проявить уважение при встрече с учителем (по-китайски «шусю»). Этим Конфуций подчёркивал свою готовность учить любого, кто искренне хочет учиться, независимо от того, насколько скромен его дар. Со временем шусю стал синонимом традиционного подарка, преподнесённого учителю учеником.
2. «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе»
Эта цитата поразительно похожа на золотое правило западных религий и традиций:
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».
Конфуций считал, что истинная добродетель требует поставить себя на место другого человека.
Цитата взята из разговора Конфуция с его учеником Цзы Гуном, который однажды спросил его:
«Есть ли одно слово, которое могло бы направлять поступки человека на протяжении всей его жизни?»
Цзы Гун хотел, чтобы его учитель выразил руководящий принцип жизни одним словом.
«Возможно, это слово шу — не делай другим то, чего не хочешь, чтобы делали тебе», — ответил Конфуций.
Цзэн Шэнь, другой выдающийся ученик Конфуция, позже объяснил, что шу (щедрость и доброта к другим) и чжун (верность или ответственность) являются сутью жэнь, который Конфуций пропагандировал как высший моральный стандарт, олицетворяющий добрые качества людей.
Цзэн Шэнь был наиболее известен своей сыновней почтительностью и участием в написании 10 книг, внёсших большой вклад в конфуцианство.
3. «Тот, кто правит государством посредством добродетели, подобен Полярной звезде, которая остаётся на своём месте, в то время как другие звёзды вращаются вокруг неё»
Для Конфуция ключом к лидерству был нравственный пример. Это означает, что личная добродетель лидера способна вдохновлять народ, обеспечивать стабильность в стране и завоёвывать прочное доверие и поддержку. Это высказывание показывает, как высоко Конфуций ценил правление посредством добродетели — концепцию, которая стала руководящим принципом для мудрых правителей на протяжении всей истории Китая до коммунизма.
4. «Благородные люди не цепляются за жизнь ценой праведности; они готовы отдать свою жизнь, чтобы отстаивать её»
На протяжении всей истории Китая многие учёные и чиновники пытались соответствовать этому идеалу, порой предпочитая мученичество компромиссу. В современном Китае это напоминает нам о разоблачителях, о тех, кого преследовали за убеждения, и о тех, кто рискует личной безопасностью ради высших принципов.
Эта цитата затрагивает суть идеи Конфуция о цзюнь-цзы — благородном человеке. Такой человек, по его словам, ценит честность превыше выживания.
Тот же дух проявился и в других культурах. Ранние христиане, подвергавшиеся римским гонениям, предпочитали пытки и казнь отказу от веры.

5. «Добродетель Доктрины Середины высшая, однако, люди долгое время пренебрегали ею»
Конфуций восхвалял «учение о середине», также известное как состояние равновесия и гармонии без крайностей. Учение о середине, говорил он, — это не слабость, а мудрость: оно способствует гармонии, стабильности и справедливости.
На практике это означало поощрение людей к вдумчивости, взвешенности и самоанализу, а не к безрассудству или крайностям. Современные психологи называют это эмоциональной регуляцией. Конфуций называл это добродетелью.
Сейчас, когда политическая поляризация и возмущение в социальных сетях доминируют в повседневной жизни, его напоминание о необходимости искать баланс как никогда важно.
Слова Конфуция всё ещё имеют значение
Конфуций однажды скромно сказал о себе:
«Я передаю, а не создаю. Я верен древним и люблю их».
Передавая древнюю мудрость, он превратил её в вечное руководство. От права на образование до сочувствия, морального лидерства, честности и равновесия — его слова прошли через 25 столетий и по-прежнему имеют большое значение для людей.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram









































