Он был главным «архитектором» династии Западная Цзинь, и его противостояние с Чжугэ Ляном особенно интересно. В этой статье мы рассмотрим основные принципы, лежащие в основе успеха Сыма И.
Баланс между мужеством и уважением
Когда здоровье императора Цао Жуя пошатнулось, перед Сыма встал вопрос об обеспечении стабильной преемственности власти. Император выбрал своим наследником приёмного сына Цао Фана и назначил коллективное ре́гентство во главе со своим дядей и четырьмя доверенными лицами, чтобы они помогли ему войти в курс дела по управлению государством.
Вскоре после этого разразилась ожесточённая борьба за власть. Несколько чиновников в администрации Цао Жуя с беспокойством отнеслись к такому назначению, ведь это могло «пошатнуть» их дальнейшее положение и влияние. Воспользовавшись слабостью императора, они отговорили его от назначения «главным» своего сына и настояли на «своих людях» в лице Цао Шуана, который был с ними связан, и Сыма И, который в то время командовал войсками вдали от столицы.

Приход к власти Цао Шуана ознаменовал собой значительные перемены при дворе, поскольку «почувствовал» власть в своих руках. Однако Сыма И также был назначен соправителем, но он оказался в менее выгодном положении, поскольку в это время находился вдали от столицы.
По возвращении в столицу Сыма И столкнулся с противостоянием Цао Шуана по вопросам дальнейшей консолидации власти. Цао Шун предложил Сыма пост «великого наставника» — должность номинально почётная, но которая фактически лишала его какого-либо авторитета в вопросах управления государством. Такой шаг имел цель оттеснить Сыма И от центра принятия решений, что позволило бы Цао Шуану самостоятельно контролировать государственные дела.
Этот случай послужил фоном для первого урока мудрости Сыма И. Несмотря на то, что Цао Шуан своими действиями провоцировал Сыма, он решил не предпринимать немедленных ответных мер. Вместо того чтобы незамедлительно ввязаться в борьбу за власть, он выступал за «стратегическое терпение» — ожидание благоприятного момента для ответных действий.
Противостоять глупости — значит самому поступать безрассудно
Игнорируя своего «коллегу», Цао Шуан нагло попытался заставить вдовствующую императрицу Го переехать в другое место и освободить дворец. Это обеспокоило Сыма Чжао, сына Сыма И, который посчитал, что действия Цао Шуана были не только чересчур дерзкими, но и прямым оскорблением достоинства Сыма И. Чжао сказал отцу, что терпеть такое поведение дальше — значит проявить слабость.
Но отец отреагировал на гнев сына с поразительным хладнокровием. Он задал ему наводящий вопрос:
«Чем Цао Шуан отличается от Чжугэ Ляна?»
Чжао сказал, что по сравнению с ним Цао Шуан «мелкая букашка». И тогда отец сказал сыну, что противостоять глупости безрассудно. Это приведёт к конфликтам и суматохе. Сыма И подчеркнул, что в подобных ситуациях лучший образ действий — проявить сдержанность и терпение.

Этот случай не только продемонстрировал стратегию и проницательность Сыма И, но и выявил истинные намерения Цао Шуана. Несмотря на временный успех в манипулировании вдовствующей императрицей Го, триумф Цао не был долгим. Его неспособность сохранить контроль и обеспечить надёжную передачу власти говорит о том, что истинная победа заключается не в сиюминутных достижениях, а в дальновидных и мудрых действиях.
Относиться к врагам как к учителям
Ещё одним аспектом мудрости Сыма И было его отношение к врагам. На протяжении своей жизни он сталкивался со многими грозными противниками, но предпочитал смотреть на них не как на врагов, а как на наставников, перенимая у них лучшие стратегии. Такой подход воплощён в его противостоянии с Ян Сю , которого приговорили к смертной казни. Когда Сыма узнал об этом, он обратился к императору с просьбой последний раз навестить своего соперника, чтобы выразить своё восхищение.
Когда предводитель противника Чжугэ Лян тяжело заболел и умер, Сыма И также отправился во вражеский лагерь отдать ему последние почести. Проявляя уважение к своим оппонентам, Сыма И демонстрировал поразительную глубину характера и понимание того, что истинная сила приходит к нам, когда мы признаём и перенимаем лучшие качества тех, кто нам противостоит.
Умение достойно принимать поражение
Взгляд Сыма И на поражение, возможно, является наиболее важным его уроком. Однажды после поражения на поле боя под его командованием солдаты были очень разочарованы, т. к. они превосходили численностью армию противника, но всё равно проиграли битву. Двое его сыновей также не могли с этим смириться и в гневе пошли выразить недовольство отцу.
Подойдя к палатке, они увидели, что отец спокойно играет в игру «пять животных» — упражнения, которые имитируют движения различных животных. Спокойное сердце Сыма И демонстрировало его убеждённость в том, что надо уметь достойно принимать поражение. Он объяснил сыновьям, что стремление одержать локальную победу любой ценой может привести к фатальному поражению в дальнейших сражениях, и истинная победа заключается в умении достойно принять поражения без стыда и гнева. Такой взгляд существенно отличается от современных тенденций добиться стремительного успеха и оградить себя от любых неудач.
Мудрость Сыма И несёт в себе глубокий смысл, который выходит за рамки исторического и военного контекста. Его стойкость и мужество, уважение к противнику, а также умение достойно принимать поражение могут послужить основой для личного и профессионального роста.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram








































