На протяжении столетий считалось, что на этих двух детских портретах кисти Жана-Этьена Лиотара изображены (слева) Мария-Антуанетта и её сестра Мария-Каролина. Новое исследование недавно выявило историческую путаницу. Мария-Каролина на самом деле держит челнок (слева), а её младшая сестра Мария-Антуанетта — розу. (Public Domain)

На знаменитом портрете Марии-Антуанетты изображена её сестра

Исправлена ошибка в идентификации портретов Марии-Антуанетты и её сестры
Обновлено: 04.12.2025 12:01
Новое исследование показало, что на портрете семилетней будущей королевы Франции на самом деле изображена её сестра Мария Каролина, будущая королева Неаполя и Сицилии.

Катриона Сет, профессор французской литературы, научный сотрудник колледжа Всех Душ Оксфордского университета, изучала портреты Марии Антуанетты (1755-1793) для своей новой книги, когда обнаружила историческую ошибку.

«У меня было предчувствие, что что-то не так с прекрасным портретом Лиотара, на котором, как говорят, она была изображена в возрасте семи лет. Я была в восторге, когда изучение текстов и изображений XVIII века в поисках подсказок привело к ряду открытий», — сказала она, согласно веб-сайту Оксфордского университета.

Любопытство привело Сет в Музей истории искусств (MAH) в Женеве, где хранятся 11 портретов Марии-Антуанетты и её братьев и сестёр работы Жана-Этьена Лиотара. Она обнаружила, что медаль, с которой Мария-Антуанетта изображена на портрете 1762 года, была рыцарским орденом, пожалованным ей только в 1766 году. Однако Сет знала, что старшая сестра эрцгерцогини, Мария Каролина (1752–1814), была награждена этой медалью в тот же год, когда Лиотар создал портрет в Вене.

Затем она поняла, что на портрете всё-таки была не Мария-Антуанетта.

«Должно быть, произошла ошибка», — сказала Сет.

На знаменитом портрете Марии-Антуанетты изображена её сестра
Эрцгерцогиня Мария Антуанетта Австрийская, будущая королева Франции, в возрасте 7 лет, 1762 год, художник Жан-Этьен Лиотар. Сангина, чёрный мел, графит, акварель, пастель, бумага; 32 см на 25,4 см. Музей искусств и истории, Женева. (Public Domain)
На знаменитом портрете Марии-Антуанетты изображена её сестра
Эрцгерцогиня Мария Каролина Австрийская, будущая королева Неаполя и Сицилии, в возрасте около 10 лет, 1762 год, художник Жан-Этьен Лиотар. Сангина, чёрный мел, графит, акварель, пастель, бумага; 64 см на 55,5 см. Музей искусств и истории, Женева. (Public Domain)

Сет обнаружила, что «пропавший» портрет Марии-Антуанетты — это рисунок Лиотара, изображающий её с розой в руке. Она также подтвердила, что серьги на этом портрете соответствуют серьгам, изображённым на более позднем портрете королевы.

Эта роза ещё раз подтвердила правильность атрибуции рисунка, поскольку Мария-Антуанетта держала розу на многих её портретах.

Императорская комиссия

В 1762 году австрийская императрица Мария Терезия (1717-1780) поручила выдающемуся швейцарскому портретисту Лиотару (1702-1789) нарисовать 11 из её 12 детей.

Согласно коллекции Фрика, эти портреты являются «мастерским примером его необычной техники проявления обратной стороны портретных рисунков с помощью цвета. Лиотар заимствовал эту технику из миниатюрной живописи и применил её к рисункам. Её эффект заключается в том, чтобы усилить рельеф фигуры и, таким образом, усилить её убедительный реализм».

Мария Терезия очень дорожила поразительным сходством своих детей. Лиотар сказал:

«Императрица рассказывала мне, что брала сделанные мной портреты её семьи с собой во все свои путешествия».

Технология: инструмент истории искусств

«Новый» портрет Марии-Антуанетты кисти Лиотара теперь является частью дальнейшего исследовательского проекта, который ведут команда Сета из Оксфордского университета и три швейцарские организации: MAH, Исследовательский институт Idiap и Школа криминалистики Лозаннского университета.

Эксперты проекта INTERART использует биометрию, криминалистику, историю искусств и культурологию для идентификации портретов, сравнивая их с известными историческими изображениями. Портрет Лиотара также был подвергнут этим лакмусовым тестам.

В следующем году на осенней выставке в Музее искусств в Женеве новое исследование будет представлено вместе с 11 портретами австрийских императоров работы Лиотара. Директор музея Марк-Оливье Валер отметил:

«Хотя эти замечательные портреты выставлялись много раз за последние 250 лет, будет особенно приятно увидеть Марию-Антуанетту такой, какой она была на самом деле, а не принимать её за сестру!»

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

«Почему человечество – это общество заблуждения» – статья  Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА