Существуют разные версии мифа о волшебной арфе Дагды. Но легенда гласит, что когда враждующие фоморы (мифические существа) готовились к битве с Туата Де Дананн, группой божественных существ, которые обращались к Дагде за мудростью и защитой, они решили украсть арфу Дагды. Воины-фоморы, успешно похитив инструмент, надеялись, что лишение Дагды его великого источника силы переломит ход сражения и поставит их в выигрышное положение.

В ходе битвы фоморы поняли, что их всё равно превосходят. Несмотря на это, они считали, что шансы всё же были в их пользу, поскольку они владели волшебной арфой.
Но когда Туата Де Дананн и Дагда поняли, что арфа пропала, они немедленно отправились на её поиски. Натолкнувшись на спящую большую армию фоморов, они задумались, как им вернуть то, что по праву принадлежит Дагде. Пока они размышляли над своими скудными возможностями, Дагда протянул руки, словно желая кого-то обнять, и воззвал к своей арфе.
Стоило ему распахнуть объятия, как его арфа, висевшая на стене, тут же освободилась и направилась к нему. Фоморы внезапно проснулись и попытались снова вступить в бой. Но Дагда начал играть.
Сначала он заиграл мелодию смеха, и соперничающие кланы стали танцевать так неистово, что уронили оружие. Затем — мелодию печали, и фоморы заплакали наперекор своим желаниям. И наконец, мелодия погружения в сон.
Фоморы мягко ушли в страну грёз, а Туата Де Дананн бежали. Никто и никогда больше не осмеливался украсть волшебную арфу Дагды.
Большая музыкальная картина
История о волшебной арфе Дагды является отражением более широкой музыкальной картины Ирландии. Христианские артефакты и манускрипты с Изумрудного острова, датируемые VIII веком, содержат изображения этого инструмента.
В 1185 году принц Иоанн Английский посетил Уотерфорд, город, расположенный в провинции Мюнстер на юго-востоке Ирландии. Согласно данным EPIC, Музея ирландской эмиграции, он был поражён тем, насколько хорошо люди умеют играть на этом инструменте.

Он сказал об игре на арфе ирландцев:
«Они несравненно более искусны, чем любой другой народ, который я когда-либо видел».
В то время как игра на арфе «британцев» была, по его мнению, «медленной и грубой», арфисты-любители Ирландии играли «живые и быстрые» ноты, которые, по его мнению, придавали музыке сладостную гармонию.
На протяжении истории арфа несколько раз объявлялась национальным символом Ирландии. В 1541 году, когда страна находилась под властью Великобритании, король Генрих VIII официально объявил, что арфа станет символом Ирландского королевства. А в 1922 году арфа вновь была признана официальной эмблемой страны после обретения ею независимости от Великобритании.

Она остаётся неизменным символом и в других культурах, как древних, так и современных.
Первые звуки
Первые звуки арфы, как одного из древнейших инструментов в истории, датируются 15 тыс. лет до нашей эры, согласно данным одного из лучших нью-йоркских центров искусств — Музыкального центра Кауфмана.
Арфу можно было встретить в самых древних культурах мира — от Месопотамии и Персии на Ближнем Востоке до Китая и Индии на Востоке. В эпоху средневековья этот инструмент можно было встретить по всей Европе. Позже арфа стала неотъемлемой частью народной музыки ранней Америки.

На протяжении всей истории человечества существовали различные варианты арфы, в том числе смычковая арфа Древнего Египта, один из самых популярных инструментов этой цивилизации. Древняя смычковая арфа, имеющая всего пять струн для щипков, выглядит как огромный ковш со слегка изогнутой шеей. Современная арфа концертного типа выглядит совсем иначе. Она имеет деревянную треугольную раму, 47 струн и семь педалей, которые регулируют высоту тона и охватывают различные музыкальные клавиши.
Слово «арфа» означает «щипать», а её название произошло от влияния нескольких различных исторических культур, включая англосаксов и германцев.
Арфа издаёт один из самых характерных звуков в музыке. Она может быть громкой и громогласной благодаря мощной деке, которая усиливает ноты. Или же звук может быть мягким и ангельским благодаря точности и контролю рук арфиста.
Изучая историю, можно понять, что арфа — полезный инструмент и для тех, кто не связан с музыкой.
Арфа как метафора
Некоторые из выдающихся философов западной цивилизации использовали арфу как метафору в своих трудах.
Рассказывая о том, что добродетели — это не врождённые качества, а свойства, которые стоит культивировать, древнегреческий философ Аристотель использовал практику арфиста, чтобы выразить свою мысль.
В «Никомаховой этике» он говорит:
«Добродетели, с другой стороны, мы приобретаем, сначала практикуя их, так же как и искусства. Мы учимся какому-либо искусству или ремеслу, делая то, что нам придётся делать, когда мы ему научимся: например, строителями становятся, строя дома, арфистами — играя на арфе. Точно так же мы становимся справедливыми, совершая справедливые поступки, умеренными — совершая умеренные поступки, храбрыми — совершая храбрые поступки».
Другой новаторский мыслитель, Фрэнсис Бэкон, сравнивал здоровье физической природы человека со здоровьем настроенной арфы. Уроженец Лондона помог заложить основы эпохи Просвещения в Европе, которая длилась с конца 1600-х до начала 1800-х годов.
В своей книге «Продвижение познания» он писал:
«Задача медицины состоит в том, чтобы настроить диковинную арфу человеческого тела и привести её к гармонии».

Волшебная арфа говорит с нами с древности. Из её нот мы почерпнули много мудрости.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram









































