Хозяин дома Сергей Рахманинов — композитор, который, к сожалению, несовременен. Этот эмигрант, родившийся в России, пишет партитуры в стиле своего кумира, Чайковского, в окружении музыкального мира, который давно перешёл к более тяжёлым и ударным произведениям.
Рахманинов задумал цикл вариаций для фортепиано с оркестром на вековую тему легендарного итальянского скрипача-виртуоза Никколо Паганини (1782–1840). 24-й каприс Паганини долгое время считался идеальной темой для вариаций. Оригинал содержит собственный цикл вариаций.
Простая структура и динамичные приёмы позволили многим композиторам изменять и дополнять её, не теряя узнаваемого звучания оригинала. До Рахманинова важнейший цикл вариаций на тему 24 -го каприса принадлежал Йоганнесу Брамсу, написавшему цикл «28 вариаций на тему Паганини» для фортепиано соло.

В своём доме на озере Люцерн Рахманинов создал ещё 24 вариации для фортепиано с оркестром, которые он назвал «Рапсодией на тему Паганини», соч. 43. Он сочинил «Рапсодию» в июле и августе 1934 года, а в ноябре того же года впервые исполнил её в Балтиморе. Он играл на фортепиано вместе с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского. «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова мгновенно вошла в основной репертуар и остаётся там и сегодня.
После оркестрового вступления звучит тема Паганини. Первые 17 вариаций по очереди — живые, энергичные, медитативные, атмосферные, стремительные, причудливые и другие. И наконец, 18-я вариация.

Россия заключила в тюрьму практикующую Фалуньгун на 4 года ради укрепления связей с Китаем
18-я вариация
18 -я вариация — одна из самых потрясающих мелодий, когда-либо созданных. Под потрясающим я подразумеваю нечто удивительное, подобно тому как поражает взгляд на величественный каньон после похода по густому лесу. Красота ошеломляет. Для любого, кто любит музыку, это очевидно.
Но откуда же берётся эта удивительная мелодия? Вариация на тему должна создаваться по одному правилу: она должна вытекать из темы. Она не может просто взять и взяться. На первый взгляд, 18-я вариация кажется совершенно не связанной с мелодией Паганини. Если во всех предыдущих вариациях тема была различима, то здесь она просто не проявляется. Легко предположить, что Рахманинов решил сочинить одну из своих типично возвышенных, певучих мелодий, чтобы компенсировать парад узнаваемых вариантов. (Послушать здесь)

Но не так быстро. Вслушайтесь в тему Паганини, отмечая её контур — когда она идёт вверх, когда вниз и так далее. Теперь попробуйте представить, как она могла бы звучать, поднимаясь там, где идёт вниз, и опускаясь там, где идёт вверх. Затем измените минорную тональность оригинала на мажорную. Короче говоря, именно это сделал Рахманинов, чтобы получить свою знаменитую 18-ю вариацию: перевернул её и поместил в мажорную тональность. Он взял кое-что оттуда, но именно так возникла вариация. Если вы чувствуете, что не хотите, чтобы 18 -я вариация заканчивалась, вы не одиноки.
Рахманинов написал некоторые из последних произведений, вошедших в симфонический канон западной музыки. Количество новых произведений, вошедших в репертуар, неуклонно сокращалось на протяжении десятилетий. Мне не известно ни одного произведения, написанного в этом столетии.
Рахманинов жил во времена экономического хаоса и политических потрясений, мало чем отличавшихся от наших. Он не обращал внимания на окружавшую его тьму и сочинил произведение, излучающее свет и любовь. Нам бы сегодня пригодились его произведения.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram