Сервантес — гигант, бороздящий литературные просторы, многие называют его «Дон Кихота» первым современным романом, но его достижения выходят за рамки триумфов пера. Кем был этот человек, чей многогранный ум породил роман, достаточно широкий, чтобы охватить весь мир, и какой опыт сформировал это колоссальное, космическое произведение?
Бродяга

Сервантес родился в 1547 году в Алькала-де-Энарес, Испания, недалеко от Мадрида, в семье мелкого дворянина, состояние которого ухудшалось. Семья переезжала из города в город, его отец искал работу, уклонялся от кредиторов и изо всех сил старался не остаться без средств к существованию.
Родриго де Сервантес, отец романиста, был цирюльником-хирургом. Он вправлял кости, пускал кровь, перевязывал раны и решал более мелкие медицинские проблемы, не требующие университетского образования. С 1552 по 1553 год он провёл в тюрьме для должников. Мать Сервантеса, Леонор де Кортинас, происходила из рода землевладельцев в Старой Кастилии.
Учёные считают, что Сервантес учился в иезуитской школе, где расцвели его литературные интересы. Как и Шекспир, он никогда не посещал университет. Сервантес полюбил стиль пикарески — жанр, в центре которого находится плутоватый, но симпатичный герой, который путешествует и живёт за счёт своей смекалки. Позже он повлиял на свой шедевр «Дон Кихот».

В конце 1560-х годов Сервантес опубликовал свой первый сборник стихов, поводом для которого послужила смерть Елизаветы Валуа, королевы Испании. По мнению Академии американских поэтов, «эти стихи закрепили за Сервантесом раннюю репутацию необыкновенного и талантливого поэта».
Молодой бродяга перебрался в Рим, возможно, потому, что его разыскивали за ранение на дуэли. Там он служил в семье кардинала Джулио Аквавивы, а в 1570 году поступил на службу в испанский пехотный полк в Неаполе.
Насыщенная событиями эпоха

В это время Османская империя под руководством Селима II активно расширялась в сторону христианской Европы, захватив Кипр в тот же год, когда Сервантес прибыл в Неаполь. После безуспешных попыток помешать мусульманскому завоеванию венецианцы обратились к папе Пию V, который уже давно пытался привлечь христианских князей Европы к союзу для защиты христианства.
На призыв откликнулись немногие страны, но среди них были Испания, Венеция и небольшой союзный флот, состоявший из папских войск и небольших итальянских государств. Они собрались в Мессине на Сицилии под командованием дона Хуана Австрийского, и Сервантес был среди солдат на борту. Оттуда они отплыли навстречу османскому флоту, угрожавшему Европе.
Сражение, последовавшее 7 октября 1571 года, стало известно как битва при Лепанто, а историк Уоррен Кэрролл описал его как «апокалиптическое». Врата времени распахнулись, обнажив две радикально расходящиеся судьбы. В тот день было определено будущее Средиземноморья, а возможно, и всего Запада.
Множество независимых свидетельств подтверждают мужественное поведение Сервантеса во время сражения. Он отказался оставаться под палубой, несмотря на то, что его мучила лихорадка. В пылу сражения он получил два огнестрельных ранения в грудь и третье, которое навсегда парализовало его левую руку. Несмотря на численное превосходство противника, христианский флот одержал в тот день внушительную победу.


Фрагмент изображения Мигеля де Сервантеса с раненой левой рукой из картины «Морское сражение при Лепанто (7 октября 1571 года)», 1887 год, автор Хуан Луна. Общественное достояние
Г. К. Честертон представлял себе генезис «Дон Кихота» в этот момент, изображая Сервантеса стоящим на палубе, окровавленным среди потрёпанного такелажа корабля, сияющим в момент триумфа.
Вряд ли образ рыцаря, бессистемно пытающегося сохранить рыцарство в меняющемся мире, пришёл Сервантесу в голову в тот же миг, хотя сцена получилась замечательная. Мы знаем, что Сервантес с гордостью вспоминал тот день и свою роль в битве. Он сказал, как цитирует его Кэрролл, что это был «величайший день работы за все века».
После битвы при Лепанто Сервантес вернулся в Неаполь и продолжал служить ещё несколько лет, участвуя в боях в Тунисе, Тунис. В 1575 году он отплыл в Испанию, имея на руках рекомендательные письма от разных известных людей.
Череда взлётов и падений

Удача Сервантеса должна была быть на подъёме. Благодаря выдающимся военным заслугам и одобрению знати его будущее выглядело блестящим, и он надеялся поступить на службу к королю. Но все его планы были разрушены, когда барбарийские пираты напали на его корабль, и он и его брат Родриго были проданы в рабство. Их отвезли в Алжир, центральный пункт мусульманской работорговли христианами. Здесь рекомендательные письма не помогли, потому что мусульмане поняли, что он имеет высокий ранг, и повысили выкуп.
И снова современные свидетельства изображают Сервантеса мужественным лидером среди пленников. Он предпринял четыре неудачные попытки бежать. Позже Сервантес использовал этот опыт при написании «Повести о пленнике» в романе «Дон Кихот» и пьес «Алжирский тракт» и «Алжирский баньос».
В 1580 году неудачливого писателя, наконец-то, выкупили, и он снова ступил на испанскую землю. Однако он оказался лишённым ожидаемого преимущества своих военных заслуг, поскольку за годы плена ажиотаж вокруг Лепанто рассеялся. Заявление «Я сражался при Лепанто» уже не имело того веса, что раньше.
Следующие несколько лет Сервантес провёл, довольствуясь тем, что зарабатывал скучной административной работой. Возможно, именно несчастье и тяжкий труд — такой контраст с приключениями предыдущих лет — подтолкнули его к роману с Аной Франкой де Рохас, в результате которого у него родилась дочь Исабель. После этого Сервантес женился на Каталине де Салазар-и-Паласиос.
Занимая различные должности, такие как сборщик налогов, комиссар провизии и посыльный, Сервантес параллельно занимался литературным ремеслом, выпустив в 1585 году свою первую художественную книгу — пасторальный роман «Галатея», за который он получил приличный гонорар от издателя Бласа де Роблеса. За книгой последовало несколько пьес, но ни одна из них не принесла достаточного успеха, чтобы сделать писательство единственным источником средств к существованию.
Попытка занять правительственную должность в Южной Америке закончилась неудачей. В 1592 году он провёл короткое время в тюрьме за предполагаемые бухгалтерские несоответствия в его комиссарской работе, а затем снова в 1597 году, когда обанкротился банкир, владевший государственными средствами, которые Сервантес положил ему на хранение. Учитывая замечание, сделанное в прологе «Дон Кихота», именно в тюрьме у него впервые возник замысел этого произведения.

Мы мало знаем о том, что было дальше в жизни Сервантеса, но он наверняка работал над своим великим опусом, первая часть которого была опубликована в 1605 году. Литературный гений стареющего ветерана войны наконец-то был признан: первая часть «Дон Кихота» мгновенно стала бестселлером. Как пишет Академия американских поэтов, роман довольно быстро стал известен во всех крупных странах Западной Европы. Но испытания для Сервантеса ещё не закончились.
У него снова отняли заслуженную славу — во-первых, потому что он продал права на публикацию первой части до того, как стало ясно, насколько успешной она будет, а во-вторых, потому что поддельная, неавторизованная версия второй части была написана и опубликована Фернандесом Авельянедой, который надеялся нажиться на славе первой части. Это побудило Сервантеса написать свою собственную, подлинную вторую часть и выпустить её в 1615 году. Во второй части Сервантеса Дон Кихот и Санчо упоминают «того другого Дон Кихота», самозванца из поддельного издания Авельянеды. Блестящим образом Сервантес позволил реальным событиям обогатить свой вымысел, включив их в метанарратив.
Затем Сервантеса снова арестовали, на этот раз за то, что возле его дома в Вальядолиде произошла поножовщина. Незадачливый автор продолжал страдать от судебных тяжб и нехватки денег. Однако последние годы его жизни были одними из самых плодотворных в его писательской карьере, и в них была опубликована его длинная аллегорическая поэма «Путешествие на Парнас».
За несколько лет до смерти Сервантес, возможно, размышляя над христианским учением о загробной жизни, стал францисканцем Третьего ордена. Эта католическая группа строго следовала учению святого Франциска о молитве, смирении и благотворительности. Это не был монастырь, поэтому в него могли вступать женатые мужчины и женщины, в отличие от более строгих Первого и Второго орденов.
Взгляд на создателя шедевра

Вот собственный автопортрет Сервантеса, написанный им в старости, который помогает нам составить представление о его внешности и характере.
«Этот человек, которого вы здесь видите, с орлиным лицом, каштановыми волосами, гладким, без морщин лбом, радостными глазами и изогнутым, но хорошо пропорциональным носом; серебристая борода, которая не двадцать лет назад была золотой, большие усы, маленький рот, зубы ни маленькие, ни большие, поскольку у него их всего шесть, да и те в плохом состоянии… …среднего роста, ни высокий, ни низкий, со свежим лицом, скорее светлым, чем смуглым… вот, говорю я, сходство с автором „Галатеи“ и „Дон Кихота Ламанчского“… Он много лет был солдатом, пять с половиной — в плену, когда научился терпению в невзгодах. Он потерял эту левую руку в морском сражении при Лепанто, от раны, полученной от мушкетона, которую, хотя она и выглядит уродливо, он считает прекрасной, поскольку он участвовал в самом великом и памятном событии, которое когда-либо видели прошлые века».
Сервантес умер в Мадриде в 1616 году в тот же день, что и Уильям Шекспир. Он действительно научился «терпению в невзгодах». Постоянные разочарования, неудачи и унижения в жизни Сервантеса могут служить некоторым объяснением постоянных промахов героя «Дон Кихота», который, по словам Честертона, постоянно «скачет впустую». И всё же, подобно рыцарю из Ламанчи, Сервантес, похоже, сохранял неугасимый дух перед лицом трудностей. Непреходящая сила и правда его шедевра «Дон Кихот» доказывает, что труд всей его жизни был не напрасным.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram








































