«У меня появились острые боли в ступнях, руках и во рту. Мой онколог снизил дозу, и я продолжила лечение, но приступы не проходили», — рассказала она изданию The Epoch Times.
Ей поставили диагноз «периферическая невропатия, вызванная химиотерапией», которая поражает нервы, расположенные вне головного и спинного мозга.
«Иногда в ногах или руках появлялось жжение, как при солнечном ожоге. Время от времени появлялись покалывания, но постепенно они стали реже», — говорит она.
Рак вернулся к Ауфденберг в 2018 году, и она прошла курс химиотерапии CMF (циклофосфамид, метотрексат и 5-фторурацил). Она начала испытывать больше невралгических болей в середине лечения и стала пользоваться тростью из-за боли и необходимости в дополнительной опоре.
Химиотерапия считается первой линией лечения рака наряду с облучением и хирургическим вмешательством при большинстве видов рака. Она направлена на раковые клетки, но при этом повреждает и здоровые, что приводит к серьёзным побочным эффектам, включая невралгическую боль, от которой страдают почти 70% пациентов.
Недавнее глобальное исследование показало, что у четырёх из десяти онкологических пациентов развивается периферическая невропатия (ПН) после химиотерапии.
Дополнительное бремя лечения рака
В новом исследовании, опубликованном в журнале Regional Anesthesia & Pain Medicine, были объединены данные 77 исследований из 28 стран, в которых приняли участие около 11 тыс. пациентов с невропатией, вызванной химиотерапией. Среди них более 40% сообщили о сильных и постоянных невралгических болях, продолжающихся не менее трёх месяцев.
Чаще всего от такого вида продолжительной невралгии страдали пациенты, получавшие химиотерапию на основе платины, например, цисплатин, и таксанов (класс химиотерапевтических препаратов), таких как паклитаксел. Химиотерапевтические препараты на основе платины повреждают ДНК раковых клеток, а таксаны не дают раковым клеткам размножаться.
Невралгические боли, вызванные химиотерапией, чаще всего возникали у пациентов с раком лёгких и реже всего — с раком яичников.
По сравнению с пациентами, получавшими вышеуказанные химиотерапевтические препараты, у тех, кто получал комбинированные схемы химиотерапии, частота развития невропатии была ниже.
Пол не влиял на вероятность возникновения невралгии, но её распространённость была выше в Азии (почти 50%), чем в Европе (более трети).
Исследователи отмечают более высокую частоту невропатии у пациентов с раком лёгких с комплексным лечением. Этим пациентам часто назначают многочисленные и длительные циклы химиотерапии.
Люди, которые принимают более высокие дозы химиотерапевтических препаратов, имеют уже существующие повреждения нервов или принимают другие лекарства, повреждающие нервы, подвержены повышенному риску развития ПН. Пациенты с диабетом 2 типа, которые и так склонны к диабетической невропатии из-за высокого уровня сахара в крови, подвержены более высокому риску повреждения нервов химиотерапевтическими препаратами.
«Хотя невропатия, вызванная лечением рака, чаще всего сопровождается онемением и покалыванием, боль тоже встречается. Боль часто описывается как жгучая, колющая или электрическая», — рассказал The Epoch Times Джозеф Вега, врач по поддерживающей медицине в City of Hope, национальной организации по исследованию и лечению рака, не участвовавший в исследовании.
«Я говорю пациентам, что со временем у одной трети симптомы полностью пройдут, у одной трети наступит некоторое улучшение, но не полное выздоровление, а у одной трети не будет никаких улучшений».
«Наиболее распространёнными виновниками являются препараты на основе платины, таксаны и препараты на основе алкалоидов винки, такие как Винкристин, — говорит Вега. — Некоторые иммуномодуляторы также могут вызывать симптомы невропатии».
Врачи обычно назначают химиотерапию на основе платины при раке лёгких, яичек, яичников, мочевого пузыря, головы и шеи, колоректальном раке и раке пищевода. Таксаны же используются в основном для лечения рака груди, яичников, лёгких, простаты и желудка.
Как химиотерапия повреждает нервы
Химиотерапевтические препараты на основе платины могут повреждать нервные клетки в спинном мозге, что приводит к длительным нервным болям. В отличие от типичной невропатии, которая начинается в руках и ногах, этот тип повреждения нервов может затронуть любую часть тела, не имея чёткой закономерности.
Химиотерапевтические препараты на основе таксанов разрушают микротрубочки — белки, которые поддерживают форму нервов и служат путями доставки нейротрансмиттеров и питательных веществ в мозг. Обычно это приводит к нарушению чувствительности пальцев рук и ног и слабости.
Периферическая невропатия может влиять как на движения, так и на ощущения, вызывая боль, онемение, слабость и проблемы с равновесием.
Большинство пациентов испытывают онемение и покалывание, но те, кто испытывает боль, могут стать нетрудоспособными и нести значительное финансовое бремя как из-за потери дохода, так и из-за медицинских расходов.
«В тяжёлых случаях симптомы могут быть невыносимыми, и пациенты часто рассказывают о том, что им трудно носить обувь, ходить или даже спать по ночам из-за боли», — говорит Вега.
Облегчение боли
По словам доктора Джессики Чэн, физиотерапевта из клиники City of Hope Orange County в Ирвайне (Калифорния), специалиста по предраковой реабилитации и реабилитации при раке, лечение невропатии должно быть индивидуальным и комплексным, учитывающим как симптомы, так и более широкое влияние на повседневную жизнь пациента.
Спектр вмешательств
По её словам, облегчение симптомов часто включает целый ряд мероприятий, в том числе обезболивающие средства, лекарства, терапевтические устройства и акупунктуру. Другие консервативные методы лечения могут включать физиотерапию, трудотерапию и общие упражнения с адаптацией для безопасности.
Вега обычно рекомендует принимать ежедневно альфа-липоевую кислоту (ALA), антиоксидант, для людей с лёгкими симптомами. Однако дулоксетин, который действует путём повышения уровня серотонина и норадреналина в мозге, является первой линией лечения для людей с умеренными и тяжёлыми симптомами. Другие препараты включают габапентин и прегабалин, которые являются противосудорожными средствами.
Медикаментозное лечение
Если эти препараты не помогают, Вега назначает умеренные или сильные опиоиды.
«Хотя усилия по сокращению использования опиоидов предпринимаются из-за риска привыкания или злоупотребления ими, для онкологических больных эти препараты могут быть единственным способом продолжать переносить лечение, направленное на борьбу с раком, и сохранить качество жизни», — сказал он.
Комбинированное лечение
Пациенты часто прибегают к комбинации методов лечения боли, включая консервативное лечение, пероральные препараты и современные процедуры, такие как интратекальная доставка лекарств, с помощью которой обезболивающие препараты доставляются непосредственно в позвоночник.
К числу наиболее распространённых методов лечения относятся добавки, такие как антиоксиданты и комплекс витаминов B. Как правило, они доступны по цене. Оральные опиоиды тоже обычно недороги, но не те, что вводятся в вену и при помощи помпы. Однако современные методы лечения часто приносят лишь кратковременное и незначительное облегчение.
По словам Веги, чтобы смягчить побочные эффекты, врачи могут корректировать схемы химиотерапии, приостанавливая и возобновляя лечение, замедляя инфузии, изменяя частоту введения препаратов, меняя метод введения, снижая дозы или сокращая продолжительность лечения.
Сложный выбор
Сильная невралгическая боль заставляет некоторых онкологических больных снижать дозу химиотерапии или полностью прекращать лечение. По словам Веги, решение о корректировке или прекращении химиотерапии принимается на основе совместного принятия решений, когда пациент, его онколог и команда паллиативной помощи взвешивают риски и преимущества. Прекращение лечения ухудшает результаты и повышает смертность от рака.
У некоторых пациентов невропатия сохраняется в течение многих лет после последней дозы химиотерапии, несмотря на то что рак уже находится в стадии ремиссии. Для других боль настолько невыносима, что они отказываются от дальнейшего лечения и выбирают качество жизни с меньшим количеством симптомов от лечения рака — часто это губительный выбор, не имеющий реальной альтернативы.
Спустя шесть лет после лечения руки и рот Ауфденберг в основном восстановились, но она всё ещё испытывает боль, онемение и покалывания в ногах.
С тех пор у неё развился диабет второго типа, который усугубил невропатию, и она старается контролировать своё заболевание.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram







































