Поиски полезных ископаемых Китаем
В отличие от западных компаний, Китай инвестировал в металлургическую и горнодобывающую промышленность Африки, несмотря на политическую нестабильность, конфликты и коррупцию, которые распространены на большей части континента.
С середины 2000-х и примерно до пяти лет назад многие транснациональные горнодобывающие компании продали свои доли в Африке Китаю.
Например, в 2016 году нескольким американским компаниям не удалось сохранить свои кобальтовые рудники в Демократической Республике Конго. Китай быстро присоединил их, чтобы ещё больше увеличить своё присутствие в одном из самых богатых полезными ископаемыми регионов мира.
Дело пошло, когда американская фирма Freeport-McMoRan приняла от China Molybdenum $2,65 млрд за контрольный пакет акций Tenke Fungurume, крупного медно-кобальтового рудника недалеко от Колвези, на юге Демократической Республики Конго.
China Molybdenum купила ещё одну долю за $1,14 млрд в 2019 году. Это означало, что главный геополитический враг США установил почти полный контроль над одним из важнейших стратегических полезных ископаемых в мире.
Научный анализ установил, что раздираемая конфликтами Демократическая Республика Конго является самой богатой страной в мире с точки зрения природных ресурсов, с нетронутыми залежами минерального сырья, оцениваемыми более чем в $24 трлн.
Согласно данным Benchmark Mineral Intelligence, в Демократической Республике Конго производится три четверти мирового кобальта.
Геологическая служба США (USGS), научное бюро Министерства внутренних дел США, заявляет, что кобальт — это металл, используемый в «многочисленных коммерческих, промышленных и военных целях, многие из которых являются стратегическими и критически важными».

Кобальт широко используется в электродах аккумуляторных батарей, и этот металл незаменим для производства аккумуляторов электромобилей.
Глобальный аккумуляторный альянс Всемирного экономического форума прогнозирует, что спрос на кобальт для использования в аккумуляторах вырастет в четыре раза к 2030 году в результате увеличения количества электромобилей.
Кобальт стал незаменимым в производстве компьютеров и мобильных телефонов.
Геологическая служба США утверждает, что он также используется в производстве «суперсплавов» и «быстрорежущих сталей», металлов, часто используемых в деталях транспортных средств, современных системах вооружений и газотурбинных двигателях.
По мнению некоторых физиков, кобальт в будущем может быть использован для изготовления «грязных ядерных бомб», поскольку минерал отлично излучает гамма-лучи.
Исследование, опубликованное в 2020 году Эндрю Галли из Отдела разведки полезных ископаемых Геологической службы США в Рестоне, Вирджиния, показало, что большая часть кустарного производства кобальта либо перерабатывалась в Демократической Республике Конго китайскими фирмами, либо экспортировалась в Китай.

«С 2000 по 2020 год спрос на кобальт для производства аккумуляторов вырос в 26 раз. Восемьдесят два процента этого роста пришлось на Китай, а производство кобальтового завода в Китае увеличилось в 78 раз», — написал Галли в аннотации.
«Сокращение промышленной добычи кобальта на рудниках в начале-середине 2000-х годов вынудило многие китайские компании закупать руду у кустарных добытчиков кобальта в Демократической Республике Конго, многие из которых, как выяснилось, были детьми».
Ширли Харгис, внештатный научный сотрудник Лаборатории цифровых криминалистических исследований Совета, заявила, что неспособность Соединённых Штатов сохранить свою долю в кобальтовом секторе привела к потере «десятилетий финансовых и дипломатических инвестиций в республику Конго».
Сейчас Китаю принадлежит большая часть крупных промышленных кобальтовых рудников Демократической Республики Конго.
«Спрос на металлы и минералы, такие как кобальт, зашкаливает, и, очевидно, Китай и Россия улыбаются. У них неограниченный доступ к минералам и дешёвой рабочей силе».
«У них есть политические рычаги воздействия на правительства многих африканских стран. В Африке огромные проблемы с управлением. Они используют всё это в своих интересах», — сказала Харгис.
Москва наняла тысячи наёмников по всему континенту для охраны минеральных ресурсов и добычи полезных ископаемых.

Дело Демократической Республики Конго, по словам Тоби Шапшака, другого южноафриканского эксперта в области технологий, подчёркивает «десятилетия пренебрежения США» важностью Африки и её полезных ископаемых.
«Администрация Байдена осознала, какой огромной стратегической ошибкой это было и пытается исправить положение, делая решительные шаги навстречу Африке. Но может быть слишком поздно, потому что большая часть Африки, похоже, уже предана Пекину и Москве», — сказал он The Epoch Times.
«США ведут отчаянную игру в догонялки».
В стратегии США в отношении стран Африки к югу от Сахары, обнародованной президентом Джо Байденом в августе 2022 года, признаётся, что на континенте есть полезные ископаемые, которые обеспечат энергией современный мир.
Нии Симмондс, старший научный сотрудник Центра геотехнологий в Вашингтоне, сказал:
«Следующая промышленная революция будет основана на критических и редкоземельных минералах».
«Многие из этих минералов, такие как колтан, являются стратегическими материалами, потому что большинство современных технологий связаны с обороной».
«Современные технологии, такие как спутники, полупроводники, волоконная оптика, оборудование для компьютерной томографии, аккумуляторы для электромобилей и смартфоны, не существовали бы без этих полезных ископаемых».
«И эти технологии не существовали бы в том количестве, в каком они существуют сегодня, без таких стран, как Демократическая Республика Конго, Южная Африка, Зимбабве, Гана, Нигерия и Намибия».
Харгис сказала, что полупроводники стали «необходимыми для современных гражданских и оборонных технологий», от «смартфонов до самоуправляемых автомобилей, и их значение растёт с каждым днём».
Она также является экспертом по национальной безопасности и более десяти лет изучала внутреннюю политику и внешние дела Китая и Тайваня.
На вебинаре она использовала пример нового американского истребителя-невидимки F-35 Lightning.

«Истребителю на самом деле требуется огромное количество стратегических материалов. Как только квантовые вычисления появятся в Сети, им также потребуется значительное количество золота и других важнейших минералов», — сказала Харгис.
Полупроводники и квантовые компьютеры могут быть произведены только из критически важных и редкоземельных минералов, которые в больших количествах встречаются в Африке.
«Мы говорим здесь о таких минералах, как церий, скандий и лантан. Никто о них не слышал, но они стали незаменимыми в современном мире», — сказал Шапшак.
«Всё это используется в компьютерах, умных телевизорах, высококачественном военном оружии, электромобилях, системах экологически чистой энергии, системах связи; называйте что угодно», — сказал он.
«Заберите эти полезные ископаемые, и вы разрушите большинство цепочек поставок бытовой электроники».
В настоящее время Китай обладает «почти монополией» на эти важнейшие материалы, занимая 90% мирового рынка важнейших минералов, большую часть которых он импортирует из Африки.
«Китай и в меньшей степени Россия, забирают это минеральное сырьё из Африки и перерабатывают его, а это означает, что миру во многих случаях приходится получать к ним доступ через Китай и Россию», — сказал Шапшак.
Эта монополия может легко нарушить глобальные цепочки поставок полупроводников и электромобилей в будущем.
Харгис сказала, что для обеспечения жизненно важных ресурсов для западных цепочек поставок и усилий по обеспечению национальной безопасности Соединённым Штатам следует «стимулировать и укреплять партнёрские отношения частного сектора с африканскими странами, которые разделяют ценности демократии и верховенства закона».

Но, если Соединённые Штаты будут настаивать на ведении бизнеса только с африканскими странами, которые разделяют эти ценности, сказал Сизве Мпофу-Уолш, преподаватель международных отношений в Университете Витс в Йоханнесбурге, «это закроет очень много дверей».
«Демократическая республика Конго, например, определённо не является “демократической Республикой”. Зимбабве, страна, богатая многими полезными ископаемыми, в которых нуждается мир, находится под санкциями США, потому что режим [президента Эммерсона] Мнангагвы виновен в огромном количестве нарушений прав человека и коррупции».
«Список африканских стран, богатых полезными ископаемыми и разделяющих американскую версию демократии и верховенства закона, очень короткий».
Тем не менее Соединённые Штаты добиваются прогресса в обеспечении доступа к африканским запасам редкоземельных минералов, в первую очередь с помощью вашингтонского проекта «Коридор Лобито».
В конечном счёте железная дорога пройдёт через Анголу, Конго и северо-запад Замбии.
«Очевидно, что Соединённые Штаты решили построить железную дорогу к крупнейшему порту Анголы на Атлантике, потому что они конкурируют с Китаем за редкоземельные минералы Африки», — сказала Кэндис Мур, специалист по американо-африканским отношениям из Университета Витс в Йоханнесбурге.
«Конечно, Соединённые Штаты также пытаются завоевать сердца и умы в Африке, и проект помогает и на этом фронте, потому что это ускорит экономический рост, торговлю и инвестиции в стратегически очень важной части Африки, не говоря уже о создании тысяч рабочих мест для местных жителей», — сказала она The Epoch Times.
Вместо экспорта важнейших материалов в Китай, сказал Симмондс, африканские страны могли бы использовать эти законы для поддержки развития своего законодательства, структуры и сетей экосистемы поставщиков, необходимых для переработки их собственных полезных ископаемых и металлов.
Он сказал, что администрация Байдена предприняла несколько важных шагов для возобновления взаимодействия с африканскими странами, используя пример финансовой поддержки правительством США критически важного завода по переработке полезных ископаемых в Танзании.
Харгис призвала западных политиков поддержать свои транснациональные корпорации в содействии росту в Африке, сосредоточившись на производстве, разработке чипов, контроле качества, а также исследованиях и разработках.
«Они могут создать стимулы для американских и других западных компаний расширять цепочки поставок полупроводников, флэш-памяти или электромобилей в африканские страны», — сказала она.
Харгис сказала, что на этом фронте уже достигнут прогресс: у Google есть научно-исследовательская лаборатория в Гане; у Microsoft две в Кении и Нигерии, а у IBM две в Кении и Южной Африке.
Как Китай захватывает Африку под носом у США. Часть 3
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram







































