В Канаде через 4 года после того, как в 2019 году Сянго Цю и Кэдин Чэн были отчислены из лаборатории повышенной секретности в Виннипеге, а затем уволены за нераскрытие связей с китайскими государственными структурами и программы по поиску талантливых специалистов, обвинения им так и не были предъявлены.
Эксперты, с которыми беседовала The Epoch Times, называют различные проблемы, которые они видят в недостатках канадской системы правосудия и межведомственного сотрудничества. По их словам, эти проблемы усложняют работу над подобными делами в Канаде по сравнению с США и другими странами.
Супружеская пара Цю и Чэн были выдворены из Национальной микробиологической лаборатории (NML) в Виннипеге 5 июля 2019 года сотрудниками RCMP (Королевская канадская конная полиция) и уволены из лаборатории в январе 2021 года.
Документы, связанные с их увольнением, были опубликованы правительством в феврале после многолетних запросов членов парламента.

Программы для талантов
Документы показывают, что Цю и Чэн поддерживали связи с многочисленными структурами китайского правительства и военными лидерами, занимавшимися исследованиями в области биозащиты и биотерроризма, и участвовали в исследованиях в Китае, в том числе в Уханьском институте вирусологии (WIV). Документы также свидетельствуют о том, что они предоставляли доступ к компьютерной сети лаборатории в Виннипеге неавторизованным китайским гражданам и лгали следователям об отсутствии у них связи с Китаем. Было установлено, что Цю подала в Китай патенты, связанные с её научной деятельностью в лаборатории Виннипега, что вызвало обеспокоенность по поводу интеллектуальной собственности.
Пара также была вовлечена в различные китайские «программы по поиску перспективных талантов», которые, по мнению Канадской службы разведки и безопасности (CSIS), направлены на экономический шпионаж.
Эти программы под разными названиями, включая «План тысячи талантов», предоставляют участникам щедрые выплаты и льготы и используются властями Китая для привлечения мировых талантов в целях содействия научному и экономическому развитию страны.
«По информации службы CSIS, эти программы направлены на повышение национального технологического потенциала Китая и могут представлять серьёзную угрозу для исследовательских учреждений, в том числе государственных, поощряя экономический шпионаж и кражу интеллектуальной собственности», — говорится в документе от 30 июня 2020 года, выпущенном CSIS в связи с делом Цю.
В документе добавляется, что программы не требуют от участников проживать в Китае или отказываться от работы в некитайских учреждениях.
«Это обеспечивает двойной доход для исследователей и постоянный доступ для Китая», — говорится в сообщении CSIS.
По данным CSIS, когда Цю проводила обучение в лаборатории в Ухане в 2017 году, она заключила соглашение о работе в лаборатории в течение двух месяцев ежегодно. По данным разведки, руководство WIV рассматривало её заявку на участие в программе «Тысяча талантов» как «очень важную для будущего развития нашего института (WIV)».
Участникам плана «Тысяча талантов» ежегодно предоставляются субсидии на исследования в размере до $1 млн, сообщает CSIS. Программа предлагает минимальную зарплату в размере 1500 тыс. (валюта не указана) и годовую зарплату в размере не менее 200 тыс. (валюта не указана).
«В этом соглашении также указано, что кандидат должен выполнять работу, связанную с лабораторией и формированием команды, соглашаясь с тем, что все права собственности на результаты научных исследований, полученные кандидатом, принадлежат WIV во время проведения исследований в его лаборатории», — говорится в сообщении CSIS.
По данным CSIS, в 2013 году, работая в лаборатории в Виннипеге, Чэн также подал заявку на участие в программе для талантов в области научно-технических инноваций провинции Хэнань и содержала просьбу о выделении $720 тыс. на реализацию проекта в период с 2014 по 2018 год. Программа требовала от кандидатов «беспредельной любви к социалистической родине (Китайской Народной Республике)».

Уханьская программа талантов
По условиям соглашения в рамках программы «Тысяча талантов» в Уханьской лаборатории Цю обязуется создать «платформу биобезопасности в Китае для новых исследований инфекционных заболеваний, чтобы достичь высшего уровня внутри Китая и добиться ведущего статуса на международном уровне в области исследований вирусов BSL4 (уровень биобезопасности 4)», — говорится в описании, которое цитирует CSIS.
CSIS сообщает, что WIV называет Цю «единственным высококвалифицированным китайским экспертом, доступным на международном уровне, который всё ещё «сражается на передовой» в лаборатории P4 (уровень биобезопасности 4)».
По данным CSIS, Цю провела учебный семинар в WIV в октябре 2018 года за счёт WIV, но об этой деятельности не было заявлено её работодателю в лаборатории Виннипега. Она давала советы руководству WIV по закупке материалов для лаборатории. Кроме того, она приняла приглашение стать членом Международного консультативного комитета лаборатории P4 в Ухане.
Цю также было поручено создать «команду для ряда исследований, используя китайский источник заболеваний в качестве преимущества». Старший техник WIV в 2018 году был принят на работу в лабораторию Виннипега через Университет Манитобы, где Цю была адъюнкт-профессором. Этот техник был устроен на работу под руководством Цю в качестве приглашённого исследователя.
По словам сотрудников CSIS, в октябре 2018 года техник попытался вынести флаконы из NML без разрешения.
Агентство сообщает, что в июле 2018 года Цю обсуждала с сотрудниками WIV отправку штаммов вирусов Эбола и Нипах из лаборатории в Виннипеге, сообщив им, что для отправки не требуется официального соглашения, поскольку «никто не владеет интеллектуальной собственностью», и выразив «надежду, что есть другой способ обойти ситуацию». Лаборатория в Виннипеге, получив разрешение Агентства общественного здравоохранения Канады (PHAC), отправила 15 штаммов смертельных вирусов в WIV 31 марта 2019 года.
Позже Цю подписалась на два основных проекта, направленных на «воспитание национальных талантов высокого уровня в области биобезопасности» в лаборатории WIV, которые также предполагали проведение довольно опасных процедур.
Один из проектов, который должен был осуществляться с 2019 по 2021 год, предполагал создание «адаптированных к мышам и адаптированных к морским свинкам вирусов Эбола (EBOV) с целью спасения обоих адаптированных вирусов с помощью обратной генетики для изучения / производства мРНК-вакцин». Она и заместитель директора WIV были назначены разработчиками и руководителями проекта, а старшему технику WIV, который в то время также работал в NML, была поручена работа по созданию мРНК-вакцины.
В проектных документах было указано, что руководство NML не должно быть проинформировано о проекте, поскольку WIV находилась в процессе запроса на передачу патогенов из канадской лаборатории.
CSIS отмечает, что пять штаммов, отправленных из лаборатории в Виннипеге в Ухань, упоминались в этом проекте, что позволяет предположить, что вирусы, отправленные из Канады, предназначались для проекта без ведома PHAC.
Второй основной проект Цю, также рассчитанный на 2019-2021 годы, предполагал использование «обратной генетики для создания синтетических штаммов вирусов», которые используются для «оценки межвидовой инфекции и патогенных рисков филовирусов летучих мышей для будущих целей разработки вакцин». Финансирование проекта составляло $50 тыс. в год.

Ложь
Во внутреннем отчёте PHAC за октябрь 2020 года отмечается, что Цю подавала заявки на участие в программах без разрешения PHAC, подчёркивая, что программы были «в областях, которые относятся к военной сфере».
В отчёте также говорится, что в своих заявках на участие в программе «Тысяча талантов» она указала себя в качестве приглашённого профессора Хэбэйского медицинского университета, и была связана с Институтом военной ветеринарии. Этот институт является филиалом Академии военно-медицинских наук Китая.
CSIS заявила, что Цю «намеренно передала научные знания и материалы в Китай».

Аресты в США за сокрытие связей с Китаем
По данным прокуратуры США, приговор профессору Гарварда Либеру был вынесен за «ложь федеральным властям о его непринадлежности к проекту Китайской Народной Республики «Тысяча талантов» и Уханьскому технологическому университету (WUT) в Ухане, Китай, а также за непредставление сведений о доходах, которые он получал от WUT».
Бывший заведующий кафедрой химии и химической биологии Гарварда был приговорён 26 апреля 2023 года к двум дням тюремного заключения, шести месяцам домашнего заключения, двум годам освобождения под надзором, штрафу в размере $50 тыс., а также $33600 в качестве компенсации агентству по сбору налогов США, Внутреннему Налоговая служба (IRS). Обвинение просило приговорить его к 90 дням тюремного заключения и штрафу в размере $150 тыс.
Обвинительные приговоры Либеру были основаны на заявлениях о даче ложных показаний федеральным властям, подаче ложных деклараций о подоходном налоге и непредставлении отчётов об иностранных банковских и финансовых счетах в Налоговое управление США.
Профессор работал «учёным-стратегом» в Уханьском технологическом университете, а также в Китайском проекте «Тысяча талантов», с 2012 по 2015 год.
Министерство обороны США было одним из агентств, спонсировавших работу Либера в Соединённых Штатах. Прокуратура США отмечает, что во время интервью с федеральными агентами Министерства обороны в 2018 году Либер ложно заявил, что его никогда не просили участвовать в проекте «Тысяча талантов»». Аналогичным образом он вынудил Гарвард в 2019 году ложно заявить правительственному учреждению, что он не был участником программы «Тысяча талантов».
Согласно его соглашению с программой развития талантов, Либер имел право на зарплату в размере до $50 тыс. в месяц, расходы на проживание в размере до $150 тыс. и исследовательский фонд в размере около $1,5 млн.
В последние годы в Соединённых Штатах сообщалось и о других случаях нарушения безопасности, связанных с реализацией проекта «Тысяча талантов».
Например, Чэнгуан Гун, американец китайского происхождения, которого в прошлом месяце прокуратура США обвинила в краже американской технологии инфракрасного обнаружения ракет, был включён в список «молодых талантов» в китайском проекте «Тысяча талантов» в 2016 году.

Разница между Канадой и США
Кэлвин Кристи, бывший старший оперативный сотрудник RCMP, участвовавший в крупных расследованиях транснациональной организованной преступности, говорит, что существует ряд проблем, с которыми сталкиваются канадские правоохранительные органы и разведывательные службы по сравнению с их американскими коллегами, когда дело доходит до подобных дел.
«По сути, это сводится к правовой базе в Канаде и правовой системе, которая не способствует судебному преследованию по делам, содержащим конфиденциальную информацию», — сказал в интервью Кристи, ныне старший партнёр консалтинговой фирмы Critical Risk Team.
По его словам, в соответствии с судебной системой Канады, если правоохранительное учреждение, такое как RCMP, захочет использовать конфиденциальную информацию в качестве доказательства в суде, судья, скорее всего, заставит полицию раскрыть больше информации, чем она обычно готова, чтобы защитить свои источники.
Ситуация становится более сложной, когда источником разведывательных данных является агентство союзной страны.
Для Фила Гурски, ветерана CSIS и организации по безопасности коммуникаций, вопрос сводится к тому, насколько серьёзно Канада относится к проблемам национальной безопасности.
«Американцы серьёзно относятся к национальной безопасности, а мы — нет. В правительстве Канады понятия не имеют, что такое национальная безопасность. Им всё равно», — сказал Гурски в интервью The Epoch Times.
Гурски говорит, что CSIS и RCMP не проводят совместных расследований из-за «противоречия между разведданными и доказательствами». Вместо этого они будут проводить свои расследования параллельно.
«Информация не передаётся между двумя организациями, потому что RCMP не может позволить, чтобы дело дошло до суда, защита узнает, что они используют информатора CSIS, и судебное дело полностью разваливается, потому что CSIS не собирается давать показания», — сказал он.
Гурски отметил, что в канадских университетах и исследовательских центрах есть много людей, которые участвуют в программах развития талантов в Китае, но против них не было принято никаких очевидных дисциплинарных мер. Это говорит о невежестве канадских властей в вопросах национальной безопасности.
Это особенно актуально, когда речь идёт о деловых связях, поскольку канадское правительство ставит их во главу угла перед важными проблемами национальной безопасности, добавляет он.
«Очевидно, кто-то в правительстве считает, что торговые отношения с Китаем гораздо важнее, чем кража китайцами наших технологий, — утверждает он. — Нет никаких сомнений в том, что торговля важна, но у нас есть правительство, которое, даже когда высказывается предположение, что Китай делает это, премьер-министр говорит: „Вы проявляете расизм, высказывая такое предположение“».

CSIS о китайских программах для талантов
«Их цель — привлечь специалистов из числа этнических китайцев в западных университетах, исследовательских центрах и частных компаниях, чтобы повысить национальный потенциал Китая в области науки и техники и продвинуть в качестве «инновационной» страны», — говорится в сообщении CSIS.
Ссылаясь на информацию из открытых источников, CSIS добавляет, что программа «Тысяча талантов» и другие программы по привлечению талантов национального уровня были включены в Национальный план привлечения высококлассных иностранных экспертов (NHFERP) в 2019 году.
Основной целью NHFERP является «обслуживание основных национальных стратегических потребностей (КНР)» с особым акцентом на получение поддержки иностранных учёных в «культивировании и развитии стратегических развивающихся отраслей».
«В руководстве Министерства науки и технологий КНР указано, что цели проекта заключаются в привлечении иностранных специалистов, которые проводят передовые исследования, и тех, кто имеет потенциал для достижения крупных прорывов в ключевых и основных технологических областях», — говорится в сообщении CSIS.
«Исследования и разработки в области биотехнологий особо отмечены в NHFERP как область, которую необходимо усилить».
Как ранее сообщала газета The Epoch Times, за 10 лет с момента создания в 2008 году проект «Тысяча талантов» привлёк более 6 тыс. специалистов. Это также совпало с тем временем, когда власти Китая начали выступать с заявлениями о победе над своим главным соперником — Соединёнными Штатами.
«С помощью программ по привлечению талантов китайское правительство пытается заманить учёных, чтобы они тайно привезли наши знания и инновации в Китай», — заявил в своей речи директор ФБР Кристофер Рэй в июле 2020 года.
«В одном из самых вопиющих аспектов этой схемы заговорщики фактически запатентовали в Китае тот самый производственный процесс, который они украли, а затем предложили американской компании-жертве совместное предприятие с использованием украденной технологии».

Рэй добавил, что за последнее десятилетие число случаев экономического шпионажа, связанных с Китаем, увеличилось на 1300%.
«Ставки не могут быть выше, а потенциальный экономический ущерб для американского бизнеса и экономики в целом практически не поддаётся расчёту», — сказал он.
В 2018 году правительство США активизировало расследование этого вопроса, запустив «Китайскую инициативу» для выявления и судебного преследования лиц и групп, подозреваемых в коммерческом и экономическом шпионаже.
Однако в 2022 году эта инициатива была закрыта после того, как на неё обрушились обвинения в расизме. Вместо неё была разработана более широкая программа, направленная на борьбу со шпионажем и другими угрозами, исходящими из разных стран.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram







































