Дилан Ивануки, 26 лет, часто переезжает с места на место, занимаясь старыми традиционными японскими строительными проектами, такими как коминки и святилища. Эта коминка принадлежала владельцу строительной компании, затем была заброшена и продана дизайнеру стульев Така Йошино, который решил превратить её в музей стульев с кафе с видом на гору Фудзи.
Именно в этот момент и появился Ивануки и его команда. Их задача заключалась в том, чтобы сначала разобрать и перевезти коминку из Сайтамы, недалеко от Токио, в свою мастерскую, а затем доставить её в префектуру Яманаси для повторной сборки.

Поразительные столярные крепления коминки были скрыты за модернизированным внешним видом. И только в процессе демонтажа плотники открыли для себя уникальные конструкции. Им предстояло разобраться в соединениях, что оказалось непростой задачей.
Ивануки, японский плотник из Сайтамы, раскрыл некоторые подробности истории своего ремесла. В старину, когда гвозди приходилось ковать вручную, и они были дорогими, японские плотники скрепляли и стягивали древесину сложной системой взаимосвязанных столярных изделий и клиньев. Такие системы позволяли добиться того же эффекта скрепления, что и современные шурупы, а металлический крепёж и вовсе не требовался. В те времена не было электроинструментов, поэтому все работы выполнялись вручную. Этим и объясняется, почему сегодня коминки на заказ такие дорогие.


«Лишь немногие или небольшая группа клиентов готовы потратить столько денег или времени на такую работу, — сказал Ивануки, добавив — Сегодня есть более эффективные способы строительства или более дешёвые методы».
Чтобы разобраться в головоломках соединения, команде пришлось немало покопаться в учебниках по традиционному японскому плотницкому делу. Ивануки делал фото- и видеосъёмки и размещал их в своём Instagram, где жемчужины утраченных ремёсел часто вызывают большой интерес. В качестве примера можно привести соединение shachi sen tsugi, в котором для стягивания двух деталей используются клинья, фиксирующие их на месте. Такое соединение использовалось для горизонтальных пролётов по краям карнизов над стропилами по всему периметру крыши. Соединение можно разобрать, вынув клин.


Плотники обнаружили ещё одно соединение, расположенное в неожиданном для них месте, поскольку оно не несло нагрузки, — в порогах пола, которые лежат горизонтально непосредственно над землёй или бетонным фундаментом. Это соединение называется okkake daisen tsugi и представляет собой две детали, из которых одна накладывается на другую, и затем скрепляются двумя деревянными штифтами. Этот способ также использовался в балках, так как он чрезвычайно прочен.


Одним из самых сложных образцов, найденных ими, было угловое соединение hako dome, где снаружи виден только один вертикальный шов вдоль митера (угла). Внутри скрывалась гораздо более сложная система, состоящая из двух клиньев, вставленных во внутренний угол для создания напряжения.


Один из самых сложных видов японских столярных изделий, с которым Ивануки столкнулся, называется kawai tsugite. Это уникальное соединение позволяет образовать три различных угла, включающих два различных типа колен или прямую линию.

В процессе демонтажа, который занял около двух месяцев, плотникам пришлось проявить большую осторожность. Перед транспортировкой в мастерскую каждая деталь была тщательно промаркирована с нанесением на неё меток координат по осям Х, Y и Z.
После доставки плотники приступили к ремонту деталей, повреждённых временем, термитами или погодными условиями. Иногда приходилось изготавливать новые детали с нуля, чтобы соединить их со старыми. Именно в ходе этого процесса они по-настоящему оценили мастерство своих предшественников. Спустя столетие сооружение оставалось прочным.



Ивануки с большим уважением относится к высочайшему мастерству старых плотников. Процесс изготовления новых деталей для соединения со старыми он описал как «общение с плотниками прошлого».
«Видя их работу и то, что они оставили после себя, хочется и после себя оставить хорошую работу», — сказал Ивануки.

Через шесть месяцев работы в мастерской детали были перевезены в префектуру Яманаси, где началась их реконструкция. Она заняла около девяти месяцев. Интерьер теперь соответствовал современным стандартам. По словам Ивануки, в здании сохранилось около 80% оригинальных старых конструкций. И при этом в новоиспечённом музее стульев всё старое не спрятано, а скорее выставлено напоказ там, где это возможно.

Сегодня коминка называется Лабораторией стульев — это своего рода квазиавангардный интерактивный музей, отдающий дань уважения не только традиционному японскому плотницкому искусству, но и дизайну современных стульев. На первом этаже музея представлено около 300 изящных предметов мебели со всего мира. Здесь же находится мастерская по обработке дерева для стульев, где ценители могут приобщиться к столярному делу, а наверху посетители могут полюбоваться Фудзи за чашкой капучино.




__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram







































