Велика вероятность, что вы разобьётесь. Для того чтобы успешно управлять самолётом, вам нужно снова и снова отрабатывать манёвры, прежде чем выполнять их в реальной жизни, и учиться у опытного пилота, прежде чем самостоятельно подниматься в небо.
То же самое справедливо и для хорошей жизни, которая является конечной целью образования. Нам нужны практика и опыт, если мы хотим быть успешными — в самом прямом смысле этого слова — в жизни. Мало кто из нас может выполнить какое-либо действие мастерски, не имея практики, и это справедливо и для хорошей жизни.

Познавать жизнь через литературу
Но где найти «практику» для жизни? Как дети и подростки могут приобрести жизненный опыт, когда они ещё по определению неопытны? Ответ — хорошая литература. С её помощью вы можете получить опыт величайших умов нашей цивилизации, переданный нам через классические литературные произведения нашей культуры, длиною в несколько жизней — столетий. Если образование — это формирование счастливых и добродетельных людей, обладающих мудростью и силой, чтобы жить хорошо, то литература должна играть в этом ключевую роль.
Всякое искусство — это подражание чему-то, как говорят нам Платон и Аристотель. Художник подражает пейзажу. Скульптор имитирует человеческую форму. Писатель-фантаст имитирует саму жизнь, и в лучших романах есть что-то от качества и текстуры жизни во всей её сложности, зернистости и славе. Величайшие писатели — такие литературные гиганты, как Гомер, Данте, Шекспир, Диккенс и Достоевский, — это люди, обладающие глубокой мудростью и опытом, проницательные в отношении человеческой природы с её сверкающими вершинами и теневыми глубинами, которые передают эту мудрость через увлекательное и трогательное подражание жизни.
Когда вы читаете настоящую классику, вы погружаетесь в мысли и чувства персонажа. Вы выходите за пределы себя. И, может быть, самое главное — вы видите, как последствия решений этого персонажа как хорошие, так и плохие драматически разворачиваются на ваших глазах. Для детей и подростков это может стать своеобразной проверкой решений, которые им придётся принимать в собственной жизни. Под руководством мудрых литературных лоцманов прошлых веков юные читатели учатся на ошибках и победах героев, чтобы потом не пришлось усваивать те же уроки тяжёлым путём — на жестоком, неумолимом личном опыте. Литература даёт жизненный опыт без болезненной цены.
Тренировка эмоций
Хотя большая часть образования сосредоточена на тренировке ума, литература добавляет к этому часто игнорируемый аспект тренировки эмоций — то есть формирование у учеников привычки правильно реагировать на эмоциональные реакции, которые они встречают в мире, и реагировать так, чтобы это соответствовало здравым рассуждениям. Как говорит К. С. Льюис в книге «Человек отменяется»:
«До самых современных времён все учителя и даже все люди верили, что Вселенная такова, что определённые эмоциональные реакции с нашей стороны могут быть либо соответствующими, либо несовместимыми с ней — верили, что объекты не просто получают, но могут заслуживать нашего одобрения или презрения».
Далее Льюис сетует на рост числа людей, чьи сердца не получили должного развития, чтобы реагировать на мир здоровым образом.
Сейчас нам как никогда нужны «мужчины с грудью» — не сентиментальные люди, ищущие эмоций ради эмоций, а те, чьи сердца были облагорожены и возвышены соприкосновением с видениями глубокой красоты и истины, запечатлёнными в великих произведениях искусства. Нам нужны люди, которые остро реагируют на зло, отвергая его, и на добро, стремясь к нему.
В своём описании идеального образования, содержащемся в «Политике», Аристотель говорит:
«Добродетель состоит в том, чтобы радоваться, любить и ненавидеть правильно, и очевидно, что нет ничего, что мы так заинтересованы приобретать и культивировать, как способность формировать правильные суждения и получать удовольствие от добрых нравов и благородных действий».
Аристотель объясняет, что культивирование «наслаждения добрыми нравами и благородными поступками» может быть достигнуто с помощью музыки. Он указывает, что некоторые виды музыки могут возбуждать наши эмоции, заставляя нас чувствовать себя мужественными, обнадёживающими и т. д., а «привычка испытывать удовольствие или боль при одних только представлениях недалека от того же чувства по отношению к реальности».
Современная наука подтверждает утверждение Аристотеля о том, что искусство — музыка или литература — способно формировать эмоции, чтобы быть здоровым. Научно доказано, что чтение художественной литературы действительно улучшает эмпатию. В конце концов, литература всегда помогает нам представить, каково это — быть на месте другого человека.
Целостная страсть к литературе
Литература обращается ко всей личности — разуму, эмоциям, воображению, памяти и чувствам. Как сказал поэт Уильям Вордсворт о силе поэзии, «её объект — истина… перенесённая в сердце страстью».
Поскольку поэзия задействует сразу столько человеческих способностей, она способна научить истине так, как ничто другое. Одно дело — знать, что такое верность в теории. Другое дело — видеть её, жить ею, в некотором смысле, как Пенелопа в «Одиссее». Одно дело — интеллектуально знать, что убийство — это неправильно, а нигилизм ведёт к отчаянию. И совсем другое — переживать глубокие и жалкие психологические, моральные, семейные и юридические последствия этих вещей вместе с Раскольниковым в «Преступлении и наказании».
Литература — это воплощённая, ожившая, выжженная в сердце истина. И разве не на это мы надеемся, воспитывая наших детей, — на то, что истина будет не только фактом, который они запоминают, но и реальностью, которую они переживают, соприкосновением с чем-то жизненно живым и значимым? Может ли быть лучшая форма образования, чем эта?
Самая лучшая литература идёт ещё дальше. Благодаря художественному отображению реальности она обращает наше внимание на вещи, которые иначе мы могли бы пропустить, на то, что, как нам кажется, мы уже знаем, открывая нам их как странные и новые, раскрывая красоту обыденного. Действительно, великое произведение литературы открывает нам глаза, чтобы увидеть величие того, что есть, и открывает нам уши, чтобы услышать эхо бесконечности, звучащее в «обычной» жизни, которая с ускорением сердца осознаёт, что вовсе не обычна, а полна красоты, тайны и чуда.
Уолкер Ларсон преподаёт литературу в частной академии в Висконсине, где он живёт с женой и дочерью. Он получил степень магистра по английской литературе и языку, а его статьи публиковались в журналах The Hemingway Review, Intellectual Takeout и в его статье TheHazelnut. Он также является автором двух романов, «Голограмма» и «Песнь сфер».
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram







































