«Китай приветствовал возвращение домой 17 гигантских панд из разных стран мира в 2023 году», — сообщило 30 декабря китайское СМИ CGTN.
Однако китайские обозреватели считают, что дипломатические стратегии Пекина, известные как «панда» и «воин-волк», дали сбой.
Дипломатия панд
Дипломатия панд началась в 1972 году после исторического визита тогдашнего президента Ричарда Никсона в Китай. Известные как мягкая сила Коммунистической партии Китая (КПК), панды, первоначально предложенные в качестве подарков, а затем в качестве дорогостоящей аренды, сыграли решающую роль в содействии вступлению Китая в международное сообщество.
В то время как панды символизируют добрую волю, их возвращение в Китай указывает на «напряжённые отношения между КПК и западными странами», — сказал китайский обозреватель Минг-Ши Шен изданию Epoch Times на китайском языке.
Шен является директором отдела исследований национальной безопасности и исполняющим обязанности заместителя главного исполнительного директора Института исследований национальной обороны и безопасности, аналитического центра, базирующегося на Тайване.
«Запад осознал мотивацию Китая формировать международный порядок в соответствии со своей волей», — отметил Артур Шухфан Дин, почётный профессор Колледжа международных отношений Национального университета Чэнчи на Тайване.
«Кроме того, конфронтационный подход Китая в дипломатии, примером которого являются такие откровенные послы, как Лу Шай, привёл к значительному ухудшению отношений Китая с западными странами», — сказал Дин.
Дипломатия воинов-волков
Пекин занял более агрессивную позицию в своей внешней политике на фоне мирового финансового кризиса 2008 года. С тех пор как Си Цзиньпин принял руководство в 2012 году, дипломатический подход Китая превратился в режим «воинов-волков», особенно после того, как пандемия COVID-19 поразила мир, сказал Дин.
Посла Китая во Франции Лу Шэя считают «воином-волком». Например, он оказал давление на французского законодателя, чтобы тот отменил запланированный официальный визит на Тайвань в 2021 году. Французская делегация хотела узнать, как тайваньское правительство эффективно справилось с пандемией.
Шэнь отметил, что нынешняя ситуация ставит Пекин в неловкое положение, потому что компартия не смогла оживить экономику после последствий пандемии. Более того, санкции против чипов, введённые при администрации Трампа, выявили уязвимость Китая как в военном, так и в технологическом аспекте.
«Принудительная дипломатия воинов-волков потеряла свою эффективность», — сказал он.
Когда Панда и Волк терпят неудачу
Центром внешней политики Пекина в экономических вопросах неизменно были Соединённые Штаты, сказал Шэнь, добавив, что Си Цзиньпин будет стремиться улучшить отношения с США.
Тем не менее, по мнению эксперта, страны, разделяющие интересы Китая или занимающие антиамериканские позиции, имеют приоритет в усилиях Пекина по созданию международной коалиции, бросающей вызов влиянию США, приводя в пример Афганистан.
«Китай, похоже, позиционирует себя как замену Соединённым Штатам. [С тех пор, как талибы захватили Афганистан] Китай был первой страной, назначившей нового посла в Афганистане».
По словам Шэня, Китай сигнализирует о своём желании установить дипломатический подход, отличный от подхода западных стран.
«В то время, как западные страны могут рассматривать Афганистан как противника или ассоциировать его с терроризмом, Китай активно поддерживает с ним дипломатические отношения».
Сун Тан и И Ру внесли свой вклад в этот отчёт.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram







































