За последние годы и месяцы несколько высокопоставленных офицеров Народно-освободительной армии Китая (НОАК) были обвинены в коррупции, отстранены от занимаемых должностей или исчезли из поля зрения общественности.
Хотя Коммунистическая партия Китая с момента вступления Си Цзиньпина в должность в 2013 году проводит общенациональную кампанию по борьбе с коррупцией, недавние дисциплинарные меры привлекли внимание, поскольку их жертвами стали не соперники китайского лидера, а его ближайшие помощники.
Например, бывший министр обороны Ли Шанфу, потерявший работу в октябре 2023 года, был исключен из партии в июне прошлого года. Тем временем адмирал Мяо Хуа попал под следствие в ноябре прошлого года.
Эксперты сейчас внимательно следят за признаками, указывающими на судьбу генерала Хэ Вэйдуна — третьего по влиятельности военного чиновника Китая, который пропал из поля зрения общественности в середине марта.
По мере того как возрастает вероятность политического падения генерала, его дело предвещает большие потрясения для других членов фракции Си Цзиньпина на фоне хаотичных партийных интриг и углубляющегося кризиса в Китае в целом.
Пекин «поворачивает нож внутрь»
Хэ Вэйдун, заместитель председателя Центрального военного совета Китая, работает вместе с другим заместителем председателя, генералом Чжан Юйся, в то время как главой комиссии и, следовательно, НОАК является сам Си Цзиньпин.
В последний раз Хэ Вэйдун был замечен на церемонии закрытия Всекитайского собрания народных представителей 11 марта. Ходили слухи и инсайдерские разоблачения о его предполагаемом аресте, о чём сообщил и независимый китайский журналист Чжао Ланьцзянь и The Washington Times.
Генерал демонстративно отсутствовал на важнейшем центральном рабочем совещании руководства компартии, проходившим 8 и 9 апреля, а до этого — на ежегодном собрании в Пекине, которое состоялось 2 апреля.

Более ранние случаи с офицерами Ли Шанфу и Мяо Хуа также предвещают беду «исчезнувшему» Хэ Вэйдуну, который в 2022 году стал заместителем председателя Центрального военного совета на ХХ съезде компартии, на котором Си Цзиньпин, нарушив традицию, остался главой партии на третий срок.
Особенно после ХХ съезда, партия продвигала такую риторику, как «смелость совершить самореволюцию», «обращение ножа внутрь» и «соскабливание яда с костей», чтобы описать усилия руководства Си по искоренению коррупции и других внутренних факторов, которые могли привести к «самоубийству и саморазрушению» коммунистической партии.
Китайские вооружённые силы, которые не участвовали в войнах со времён недолгого вторжения во Вьетнам в 1979 году, долгое время были пронизаны коррупцией, взяточничеством и незаконными сетями покровительства. Начиная с 2016 года Си Цзиньпин провёл масштабную реструктуризацию Народно-освободительной армии Китая, а антикоррупционная кампания привела к отставке «больших тигров», как называют влиятельных коррумпированных чиновников в армии, в том числе генералов Сюй Цайхоу и Го Босюна.
В то время как такие офицеры, как Сюй и Го, были связаны с фракцией покойного бывшего главы партии Цзян Цзэминя, известного своим «правлением посредством коррупции» в 1990-х и 2000-х годах, при Си Цзиньпине злоупотребления в армии остаются серьёзной проблемой, подрывающей готовность и способность НОАК проводить крупномасштабные операции, такие как вторжение на Тайвань.
Кунг Шан-Сон, эксперт по китайской политике из Тайваньского института исследований национальной обороны и безопасности, рассказал The Epoch Times во время расследования Мяо Хуа, что, «начав избавляться от приближённых», Си Цзиньпин использует кампанию по борьбе с коррупцией «как инструмент для усиления своей власти» над Народно-освободительной армией Китая.
На брифинге для прессы 27 марта, отвечая на вопрос о судьбе Хэ Вэйдуна, представитель Министерства обороны Китая заявил, что ему «неизвестны» какие-либо расследования в отношении заместителя председателя Центрального военного совета, но не исключил такую возможность.
Это контрастирует с аналогичным вопросом, поднятым в ноябре прошлого года в связи с адмиралом Донг Джуном, который сменил Ли Шанфу на посту министра обороны. Министерство обороны Китая заявило, что сообщения о расследовании Донг Джуна были «полностью сфабрикованы со злым умыслом».
Неужели Си Цзиньпин потерял контроль?
Помимо недавних чисток, в ходе которых были наказаны доверенные лица и назначенцы Си Цзиньпина, предположительно причастные к коррупции или другим «серьёзным нарушениям», как это называет компартия, ожесточённая междоусобная борьба внутри партийной элиты, возможно, ослабляет власть китайского лидера, фактически превращая аппарат правительства в оружие против Си Цзиньпина.
По мнению эксперта Ван Юцюня, который получил докторскую степень по юриспруденции в Китайском народном университете и работал копирайтером у высокопоставленного члена Политбюро Китая, отстранение Ли Шанфу и Мяо Хуа и, вероятно, Хэ Вэйдуна, от должностей за коррупцию свидетельствует об ослаблении власти Си Цзиньпина над вооружёнными силами.
Ван написал в статье от 12 апреля, опубликованной в The Epoch Times, что Си Цзиньпин нарушил партийные нормы, чтобы ускорить продвижение Хэ Вэйдуна по карьерной лестнице в НОАК, и предположил, что падение последнего, если оно подтвердится, могло быть не намерением Си Цзиньпина.
Тем временем Ван отмечает, что ходят слухи о якобы продолжающихся расследованиях в отношении многих других китайских военачальников, и утверждает, что «власть Си ослабла после третьего пленарного заседания [ЦК компартии] в июле 2024 года».
Ван и другие, в том числе обозреватель текущих событий Ван Хэ (не родственник), предполагают, что Чжан Юйся, другой заместитель председателя Центрального военного совета, возможно, сумел отстранить Си от руководства вооружёнными силами после третьего пленума.
Примечательно, что 72-летний Чжан — один из немногих действующих военнослужащих НОАК, которые являются ветеранами реальных боевых действий и участвовали в китайско-вьетнамской войне.
Ли Шанфу, бывший министр обороны Китая, пробыл на своём посту всего пять месяцев до своего исчезновения и отставки. Аналогичным образом, бывший министр иностранных дел Цинь Ган занимал свой пост менее года, с декабря 2022 по июль 2023 года.
Цинь, который ранее был послом Китая в Вашингтоне, исчез из поля зрения общественности за несколько недель до официального объявления о его увольнении. Ходили слухи, что он вызвал гнев властей из-за того, что у него родился внебрачный сын от гонконгской журналистки в Соединённых Штатах.
Хотя Цинь не был открыто обвинён в каком-либо преступлении, его отстранение и перевод на синекуру считаются ударом по престижу Си, учитывая, что после прихода Си к власти Цинь часто и быстро продвигался по службе.
«Неизбежный провал»
По словам независимого китайского комментатора Цао Шэнькуня и живущего в Австралии китайского диссидента и юриста Юань Хунбина, неустанное стремление руководства Си к «самоисправлению» выбило почву из-под ног многих офицеров НОАК, создав атмосферу страха в рядах армии.
Ссылаясь на свои связи в элитной части партии, Юань сказал, что, находясь под стражей, адмирал Мяо Хуа впал в ярость и целыми днями писал от руки длинный список военных и подробно описывал их предполагаемые преступления.
Более 10 лет непрерывной борьбы с коррупцией, усиление авторитарного контроля над гражданским обществом, ужесточение коммунистической идеологической обработки населения, трёхлетняя «нулевая» ковидная изоляция и другие левые политические меры при Си Цзиньпине, по-видимому, сказываются не только на простых китайцах, но и на партийных чиновниках, которые видят угрозу своим интересам и безопасности.
В начале февраля на зарубежных китайских сайтах начала распространяться статья, в которой подробно описывалось наличие «огромной технократической бюрократии», которая выступает против руководства Си и подрывает его авторитет.
Не критикуя коммунистическую партию или её идеологию, статья под названием «Неизбежный провал Си Цзиньпина» утверждает, что Китай оказался на грани краха из-за губительной экономической политики Си Цзиньпина и может быть спасён только в случае его отставки.
Согласно статье, предположительно написанной сотрудником Генерального секретариата Центрального комитета Коммунистической партии Китая, чиновники «технократической бюрократии» работают на всех уровнях управления и сформировались в результате «реформ и открытости» коммунистической партии, начавшихся в 1978 году, когда Китай начал внедрять капиталистические рыночные принципы.

Недовольные люди в этой системе предпринимают действия, чтобы помешать реализации политики Си Цзиньпина, в некоторых случаях даже перенимая и искажая его собственные доктрины для достижения результатов, противоречащих намерениям лидера, «используя слова Си Цзиньпина против него самого».
Это «явление, пронизывает все сферы китайской политики, экономики, пропаганды и правосудия», говорится в статье. В ней также отмечается, что «технократы» настолько глубоко укоренились, что Си Цзиньпин никогда не сможет полностью их устранить.
Следовательно, правление Си Цзиньпина «обречено на неизбежный провал».
Профессор Чжан Тяньлян, преподающий в Академии искусств Фэй Тянь в северной части штата Нью-Йорк и ведущий англоязычный канал на YouTube о текущих событиях, сказал, что статья отражает существование «глубинного государства, стоящего за Си Цзиньпином».
В своей программе Чжан в начале февраля сказал, что, хотя Си Цзиньпин осознаёт своё положение, он не осмеливается по-настоящему критиковать «глубинное государство» Китая, чтобы это не привело к падению всей компартии.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram









































