Российско-туркменские отношения в контексте трансформационных процессов в Центральной Азии

The Epoch Times12.07.2008 Обновлено: 06.09.2021 13:38

Ситуация в Туркменистане начала динамично меняться с приходом к власти нового Президента Г. Бердымухамедова после скоропостижной кончины С.Ниязова. В первую очередь, смена власти в государстве оказала влияние на процессы социальных и культурологических преобразований, что не могло не повлиять на умеренную либерализацию как внутриполитических, так и внешнеполитических отношений страны.

В настоящее время в Туркменистане постепенно начинают функционировать институты культуры и образования, взят курс на активное развитие Интернета, телерадиокоммуникаций, печатных СМИ и многое другое. Особо значимой явилась позиция Г. Бердымухамедова в отношении геополитического партнерства с другими странами.

Показателен тот факт, что на следующий день после инаугурации Президента РФ Дмитрия Медведева, в состоявшемся по инициативе туркменского лидера телефонном разговоре, Г. Бердымухамедов пригласил Д.Медведева посетить Туркменистан. Россия адекватно восприняла эту просьбу, и данный визит состоялся 4-5 июля 2008 г.

Большинство аналитиков предполагало, что основным вопросом будет энергетическая составляющая переговоров. И действительно, подтверждение намерений строительства прикаспийской газовой магистрали лишает перспектив транзит туркменского газа в Европу в обход России и оставляет за Россией значимый инструмент политического и экономического влияния в диалоге со странами как Западной, так и Восточной Европы, энергетически зависимых от поставок газа через российские магистральные трубопроводы. Более того, в виду неясной ситуации с доказанными запасами туркменских углеводородов, остается неопределенность в экономической эффективности проектов газопроводов в Китай и Индию через Пакистан.

Д. Медведеву удалось заручиться поддержкой в отношении газовых проектов и подтвердить актуальность ранее достигнутых договоренностей об объемах и направлениях транзита туркменского газа до 2025 г. Однако это не единственные договоренности, достигнутые в ходе этой недавней встречи. По мнению экспертов МИСИ «Vector», не менее важным явился курс на сотрудничество в гуманитарной, научной, образовательной и культурной сферах, обозначенный в подписании пакета документов, в том числе соглашений между Министерством образования Туркменистана и Министерством образования и науки Российской Федерации в сфере образования, Меморандум о сотрудничестве между министерствами культуры России и Туркменистана по вопросам телерадиовещания, а также были достигнуты договорённости по углублению и интенсификации взаимных связей по линии научных центров и образовательных учреждений по культурному обмену. Предполагается увеличить количество молодёжи, направляемой для учёбы в высшие учебные заведения Российской Федерации. Более того, подписан протокол о создании в Ашхабаде филиала Российского государственного университета нефти и газа имени И.М.Губкина, который предположительно уже с 1 сентября текущего года  примет первых туркменских студентов. Активно ведется строительство нового здания российско-туркменской средней школы имени А.С.Пушкина.

Особо обращает на себя внимание, что эти договоренности подписаны до 2009-2010 гг., что свидетельствует об их значимости для туркменской стороны и необходимости полной уверенности Г. Бердымухамедова в неизменности вектора стратегических геополитических интересов России, заключающихся не только в вопросах поставок газа и экономического сотрудничества, что, безусловно, важно, но и в комплексной интеграции, основанной на более глубоких социальных, культурных и гуманитарных принципах взаимоотношений. Следует подчеркнуть, что политика, основанная на прочных межкультурных и общегуманитарных взаимодействиях двух стран, дает основу для наиболее устойчивого стратегического партнерства.

В контексте рассматриваемых проблем нельзя не отметить особую важность взаимоотношений в военной сфере. Среди государств Центральной Азии Туркменистану, после распада СССР, досталось наибольшее количество вооружений. Проблема здесь заключается в недостатке квалифицированных кадров офицерского состава, способного максимально реализовывать этот потенциал в военно-политическом аспекте, поскольку Туркменистан нуждается в усилении позиций в вопросах стабильности, поддержания мира, противодействия террористическим угрозам и нелегального оборота наркотиков в этом регионе.

В целом, эксперты МИСИ «Vector» считают, что залогом стабильности и успешного экономического развития Центральной Азии является комплексная и всесторонняя политика взаимосвязи всех без исключения стран региона, заключающаяся в единой логике взаимодействия в вопросах интеграции. О понимании этого со стороны России свидетельствует тот вектор отношений, который на сегодняшний день избрал официальный Кремль, что прослеживается в грамотной и сбалансированной политике, демонстрируемой российским Президентом в отношении Туркменистана в частности, и, как мы предполагаем, всего Центрально-азиатского региона в целом. Явным примером тому могут служить запланированные в течение осени поездки Д. Медведева в Кыргызстан и Таджикистан в рамках саммитов ШОС и СНГ. С другой стороны, отчетливо наблюдается более взвешенная политика лидеров Центральной Азии в вопросах интенсификации реинтеграционных процессов с Российской Федерацией как в социально-экономических, политических, так и в гуманитарно-культурологических сферах взаимоотношений, исторически сложившихся за многие годы совместного проживания в едином государстве.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА