Бывший глава безопасности Китая попал под следствие

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:39
Ушедший в отставку глава мощного аппарата безопасности Китая Чжоу Юнкан сейчас находится в центре расследования, которое, возможно, длится уже около года. За это время его бывшие подчинённые и приближённые систематически попадали в опалу. Смещая некоторых больших чиновников, новое руководство страны пытается консолидировать власть и устранить сопротивление экономическим реформам внутри компартии.
Чжоу Юнкан, в то время член Постоянного комитета Политбюро коммунистической партии Китая, на открытии сессии Всекитайского собрания народных представителей в Большом зале народных собраний в Пекине, 5 марта 2012 года. Фото: Liu Jin/AFP/Getty Images
Чжоу Юнкан, в то время член Постоянного комитета Политбюро коммунистической партии Китая, на открытии сессии Всекитайского собрания народных представителей в Большом зале народных собраний в Пекине, 5 марта 2012 года. Фото: Liu Jin/AFP/Getty Images
О проведении расследования в отношении Чжоу Юнкана недавно сообщили англоязычные средства массовой информации, после ряда публичных заявлений о задержании коррупционеров в нефтяном секторе, который находился под контролем Чжоу.

Ещё в мае прошлого года источник сообщал Epoch Times, что Чжоу Юнкан стал мишенью для властей. Теперь крупные западные СМИ приводят слова аналитиков о том, что новое руководство Китая намерено заявить о расследовании «официально».

Некоторые задержания, проведённые только после суда над Бо Силаем, бывшим членом Политбюро ЦК КПК, говорят о том, что лидеры страны намерены поддерживать высокие темпы в демонтаже прежних силовиков.

Последней жертвой в расстрельном списке, ведущей к Чжоу Юнкану, стал Цзян Цзэминь, глава Комитета по контролю и управлению государственным имуществом. До этого Цзян руководил Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC, China National Petroleum Corporation), самой крупной нефтяной компанией в Китае.

Неделю назад власти обвинил в коррупции 4-х высоких сотрудников CNPC. В 1980-1990-х годах Чжоу Юнкан занимал высшие должности в CNPC и был секретарём парткома компании.

Политическая база Чжоу Юнкана размещена в нефтяном секторе, который, как и многие другие крупные секторы экономики, находится в ведении государства и позволяет членам компартии, которые его контролируют, извлекать огромные доходы. Чэнь Цзежэнь, племянник бывшего члена Постоянного комитета Политбюро Хэ Гоцяна, сказал американскому дипломату, что всем «хорошо известно» о контроле нефтяного сектора Китая Чжоу Юнканом, согласно сообщению WikiLeaks.

До недавнего нефтяного расследования под огонь попали чиновники провинции Сычуань, богатой энергоресурсами, где Чжоу Юнкан когда-то был секретарём компартии Китая. Самым громким стал случай с отставкой Ли Чуньчэна, секретаря парткома провинции Сычуань, который был ключевой фигурой в государственной бизнес-империи Чжоу Юнкана и его сына Чжоу Биня.

Чжоу Юнкан дважды подпортил жизнь новому руководству. Ши Цаншань, аналитик дел компартии Китая (КПК), сказал: «Первоначально, проблемы руководства с Чжоу Юнканом носили политический характер: он вышел из-под контроля. Позднее появилась экономическая составляющая». Г-н Ши подразумевает попытки некоторых сторонников Чжоу повлиять на экономические реформы, усилив удушающее воздействие государственных монополий на экономику.

Лидер Китая Си Цзиньпин заявил, что в антикоррупционной кампании он намерен бороться как с «тиграми», так и с «мухами». Суд над Чжоу Юнканом (тигр) был бы на руку Си Цзиньпину. Он показал бы свою власть и заставил остальных «сомневающихся» согласиться с реформами и моделью роста экономики нового руководства, как считает Ши Цаншань.

Политический фон Чжоу Юнкана уходит в историю на 10-летие, когда Политико-юридической комиссии (ПЮК), контролирующей аппарат безопасности, были переданы огромные полномочия. Чжоу и компартия использовали эту возможность, чтобы править Китаем железной рукой.

С 1999 года бывший лидер режима Цзян Цзэминь с помощью ПЮК запустил беспрецедентную кампанию по «искоренению» духовного учения Фалуньгун, традиционной формы медитации, которой в период 1990-х годов, по официальным данным, стали заниматься 70 млн китайцев.

Цзян использовал громкую кампанию против мирной группы, чтобы укрепить свою власть и влияние внутри режима. За несколько лет Цзян доукомплектовал аппарат внутренней безопасности и назначил на ключевые должности своих людей. Чжоу Юнкан, возглавивший ПЮК, продолжил кампанию преследования, в обмен на огромные возможности.

В первые годы гонений аппарату безопасности дали огромный бюджет и значительно расширили его полномочия. Массовые протесты, происходившие в тот период, стали поводом для усиления сил безопасности.

«Народная» вооруженная полиция, используемая для подавления народных протестов, выросла до одного миллиона, достигнув размера армии. Когда Чжоу Юнкан руководил ПЮК, он сделал его «вторым центром власти» в Китае, как пояснил Чжан Тяньлян, аналитик современного Китая.

Бо Силай, суд над которым закончился на пошлой неделе, был ставленником Цзян Цзэминя и Чжоу Юнкана. Он должен был взять бразды правления над силами безопасности после Чжоу. Когда правая рука Бо Силая Ван Лицзюнь попытался укрыться в американском консульстве в Чэнду, в феврале 2012 года, все «надежды» на Бо рухнули.

В начавшемся скандале вокруг Бо Силая и его приближённых, Чжоу Юнкан был единственным высоким чиновником, пытавшемся защитить Бо.

В марте 2012 года Epoch Times сообщала о попытке государственного переворота, которую задумали Чжоу Юнкан и Бо Силай. Об этом Epoch Times рассказали источники, имеющие связи с партийными чиновниками, вовлечёнными в это дело.

Два месяца спустя Epoch Times сообщила, что Чжоу стал мишенью для центральных властей.

Расследование в отношении Чжоу Юнкана не рядовой случай, так как оно нарушает давнюю установку: члены Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, которые контролируют Китай, имеют пожизненный иммунитет от наказания. Политологи пока не уверены, как это дело повлияет на стабильность всего центрального руководства.

Хуа Po, комментатор текущих дел в Пекине, заявил в интервью телевидению NTD: «Если Чжоу Юнкана и его сторонников представить в виде большого дерева, то этот ход руководства компартии отрубает и вырывает корни. Теперь дерево будет высыхать и умирать».


Версия на английском

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

«Почему человечество – это общество заблуждения» – статья  Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА