Картина Фредерика Эдвина Черча «Аврора Бореалис», 1865 год. Масло на холсте; 142 см на 212 см. Дар Элеоноры Блоджетт; Смитсоновский музей американского искусства, округ Колумбия. (Public Domain)

Приглушённые оттенки самого холодного времени года

Поэты и художники поднимают нам настроение в короткие, серые зимние дни.
Обновлено: 15.01.2024 18:07
Зима приносит в наши дни много серых красок, и на некоторых из нас мрачные тучи и отсутствие света действуют удручающе.

Но даже самые мрачные дни окрашены в цвет, если присмотреться. Недавно я сидела в кафе в сырой и ветреный серый день и наблюдала, как сумеречное небо превращается не в радугу, а в мрамор тончайших серых, голубых и даже фиолетовых оттенков.

Возможно, если бы я размышляла дольше, то испытала бы то же, что и писатель Уолт Уитмен, написавший «Зимний день на морском берегу»:

«Даже этот зимний день — мрачный, но такой нежный на вид,
такой духовный — поражает эмоциональной, непроницаемой глубиной, более тонкой, чем все стихи, картины, музыка, которые я когда-либо читал, видел, слышал».

Впрочем, буду справедлива, возможно, это потому, что я читала эти стихи и слышала эту музыку.

Поэты и художники могут помочь нам в полной мере осознать красоту времени года, поскольку они настраиваются на нюансы природы и создают великое искусство. Великие художники проводят часы на улице в любое время года и в любую погоду, наблюдая и зарисовывая свет, падающий на землю, зная, что световое шоу, которое они только что увидели, больше никогда не повторится. Эти художники использовали обретённую мудрость и зарисовки plein-air (созданные на открытом воздухе) для воссоздания самых чудесных пейзажных картин.

Одним из таких художников был мастер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, который прекрасно разбирался в природе и временах года. В своих записных книжках он подробно описывал цвета и тонкие изменения, которые мы можем не заметить, например, что снег часто не бывает белым:

«Поскольку белый цвет не является цветом, но способен принимать все цвета, когда белый предмет виден на открытом воздухе, все его тени синие. … И если бы этот белый предмет не отражал ни зелень полей, простирающихся за горизонтом, ни яркость самого горизонта, он, несомненно, казался бы такого простого цвета, каким его показывает сама атмосфера».

Леонардо бесчисленные часы наблюдал за тем, как свет влияет на предметы. Он писал:

«Когда деревья лишены листьев, они кажутся серыми».

Если мы будем так же внимательны, как американские пейзажисты, такие как художники Школы реки Гудзон Фредерик Эдвин Чёрч и Луи Реми Миньо, мы сможем найти удовлетворение в самые мрачные дни.

Мрачная середина зимы

Выдающийся американский пейзажист Томас Коул учил художника Школы реки Гудзон Чёрча (1826-1900), который с удовольствием запечатлевал аспекты меняющегося пейзажа. Делая зарисовки различных местностей, Чёрч оттачивал свои навыки наблюдения на пленэрных картинах маслом.

Для рисования он часто посещал отдалённые, а иногда и экзотические места: от Катскиллов в долине реки Гудзон недалеко от его дома и Беркширов в Массачусетсе до Ямайки, Колумбии и даже до Северной Атлантики между Лабрадором и Гренландией, и это лишь некоторые места.

Плодотворные пленэрные зарисовки Чёрча стали краеугольным камнем его популярных пейзажных картин. Он часто начинал рисовать в своей студии в Олане (к юго-западу от Гудзона, штат Нью-Йорк), создавая композицию на основе своих многочисленных пленэрных этюдов, а затем завершал работу в своей нью-йоркской студии.

Приглушённые оттенки самого холодного времени года
«Вид с Оланы на снег», 1873 г., Фредерик Эдвин Чёрч. Масло на бумаге; 34 см на 54 см. Коллекция Лундера; Музей искусств колледжа Колби в Уотервилле, штат Мэн. (Public Domain)

Большая часть вдохновения Чёрча приходила из долины реки Гудзон, в том числе его родной Оланы. В его пленэрном этюде «Вид из Оланы на снег» мы видим, как он точно уловил тона холодного дня. Мы также можем увидеть приглушённую синеву далёких гор, о которой Леонардо упоминал в своих записных книжках, которая отличается от глубокой синевы, видимой летом.

Этюд Чёрча отражает то, что некоторые из нас могут воспринимать как характерную монотонность снежных пейзажей середины зимы, которую поэтесса Кристина Россетти описала в стихотворении «Холодною зимою» (In the Bleak Midwinter):

«Зима была холодной, и ветер злой стонал,
Земля совсем промёрзла, и реки лёд сковал,
И всё покрыто снегом, и снег валит стеной,
Давным давно то было холодною зимой…».
(Автор перевода Н. Радченко)

Приглушённые оттенки самого холодного времени года
Фредерик Эдвин Черч «Зимние сумерки в Олане», 1871. Масло на бумаге; 25,4 см на 31 см. Государственное историческое место Олана, Гудзон, штат Нью-Йорк; Парки, рекреация и охрана исторических памятников штата Нью-Йорк. (Public Domain)

Тёплый зимний закат

Из американских художников XIX века один эксперт в конце XX века оценил художника школы реки Гудзон Миньо (1831-1870) так же высоко, как и Чёрча. Многие картины Миньо, уроженца Чарльстона, были обнаружены в 1996 году, что привело к поздней переоценке его творчества.

Родители Миньо эмигрировали из Франции после Реставрации Бурбонов. Он привнёс в свои картины континентальный колорит, изучая искусство в Европе, в том числе в студии голландского художника Андреаса Шельфхаута в Гааге, Нидерланды. Шельфхаут особенно любил рисовать зимние сцены.

В 1857 году Миньо вместе с Чёрчем отправился в Эквадор. Один из критиков писал:

«По-настоящему отличительные качества гения Миньо, как нам кажется, были развиты благодаря его поездке в Южную Америку… которая породила некоторые из его лучших и оригинальных работ и, похоже, оказала постоянное влияние на определение и развитие его стиля», — пишет историк искусства Кэтрин Манторн в своей книге «Пейзажи Луи Реми Миньо: Южный художник за границей».

Приглушённые оттенки самого холодного времени года
«Зима, закат», 1862, Луи Реми Миньо. Масло на холсте; 38,25 см на 61 см. Музей искусств Хай, Атланта, штат Джорджия (Public Domain).

В картине «Зима, закат» Миньо увековечил мимолётное солнце, заходящее холодным вечером. Он изобразил огненное солнце в резком контрасте с заснеженной землёй, эффектно передав потусторонний свет вечернего солнца перед наступлением сумерек. Посмотрите, как лёд и снег отражают закат, переливаясь приглушёнными тонами, которые вскоре исчезнут. Скелеты деревьев намекают на то, что когда-то здесь была зелень, а на заднем плане церковь напоминает нам, что всё это творения Бога.

Сцена Миньо перекликается с поэмой Роберта Луиса Стивенсона «Зимнее время», в которой описываются короткие дни и угасающие лучи заходящего солнца:

«Торопится зимнее солнце обратно в кровать.
Морозное, сонно-огневое, оно не хотело вставать;
Глаза свои на час-на два всего разлепит,
Кроваво-красный апельсин, и снова сцепит».
(Перевод Дениса Говзича)

Наслаждение зимними красками

Давайте на время оставим пейзажи нашей страны и посмотрим на удивительные краски пустынной Арктики на картине Чёрча «Аврора Бореалис». Здесь снег и паковый лёд отражают электрическое световое шоу неба, хотя и в приглушённых тонах. На переднем плане — команда собачьих упряжек, пытающаяся спасти потерпевшую кораблекрушение шхуну, застрявшую в ледяном океане.

Приглушённые оттенки самого холодного времени года
«Аврора Бореалис», 1865 год, художник Фредерик Эдвин Черч. Масло на холсте; 142 см на 212 см. Дар Элеоноры Блоджетт; Смитсоновский музей американского искусства, округ Колумбия. (Public Domain)

Чёрч наблюдал атмосферные явления в Нью-Йорке, где в 1859 году аврора бореалис (Полярное сияние) заполнила Северное полушарие вплоть до Кубы. Отправившись в Северную Атлантику между Гренландией и Лабрадором, чтобы зарисовать айсберги, Чёрч имел хорошее представление об арктическом свете. Однако картину он создал в своей студии по эскизам, сделанным на пленэре его другом, врачом и исследователем Исааком Израэлем Хейсом.

На картине Чёрч изобразил шхуну «Юнайтед Стейтс», которой Хейс командовал во время арктической экспедиции в июле 1860 года. Завершив работу над картиной во время Гражданской войны, Чёрч символизирует не только климатические явления. Согласно сайту Смитсоновского института, авроры во время Гражданской войны многие считали знамениями от Бога, в частности, «о высокой моральной ставке, связанной с победой Союза».

Вдохновляющее зимнее искусство и литература помогают нам пережить холода и принять сезон. Так что этой зимой давайте примем слова писателя Э. Б. Уайта близко к сердцу и «всегда будем начеку, чтобы увидеть присутствие чуда». И если вы окажетесь в кафе в сырой и ветреный день, обратите внимание на тонкие краски самого холодного времени года, и, возможно, вы по-новому оцените это время года. А если серость зимы всё равно не даёт вам покоя, вспомните слова Уильяма Шекспира из пьесы «Как вам это понравится»:

«…Вей, ветер, дуй, мети,
С ночных небес лети,
Переметай пути!».
(Перевод Леонида Мартынова)

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

«Почему человечество – это общество заблуждения» – статья  Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА