Томас Коул (1801–1848), родившийся в Великобритании, которого считают основателем школы, вдохновил современных художников, а также последующие поколения взяться за кисть, чтобы запечатлеть уникальные ландшафты Америки. Он поощрял возвышение этого жанра посредством включения библейских, исторических и литературных сюжетов и символики.

Первая поездка Коула в Катскилл, штат Нью-Йорк, состоялась летом 1825 года, 200 лет назад. Картины, которые Коул написал в этом районе, положили начало его карьере, а также движению в искусстве Hudson River School (Школа реки Гудзон). После безвременной кончины Коула лидером стал его друг Эшер Браун Дюран.
Неся факел

Дюран (1796–1886) был успешным гравером и портретистом, прежде чем Коул вдохновил его заняться пейзажной живописью. Шедевр Дюрана и одно из самых важных произведений Школы реки Гудзон — это картина «Родственные души» 1849 года. В ней воплощены принципы этого художественного направления. Это также дань уважения покойному Коулу и их общему другу Уильяму Каллену Брайанту (1794–1878), известному поэту-натуралисту и редактору газеты.
Трое мужчин сотрудничали в художественных и литературных проектах, а также отправлялись в походы вдоль восточного побережья, включая Катскиллс. После смерти Коула дружба между Дюраном и Брайантом продолжилась. В 1850 году Дюран написал полотно, вдохновлённое самой известной поэмой Брайанта «Танатопсис».

Заказная картина Дюрана
Стимулом для Дюрана написать «Родственные души» послужил заказ известного нью-йоркского коллекционера и торговца Джонатана Стерджеса изобразить Коула и Брайанта как «родственные души», как описано в «Сонете к одиночеству» английского поэта Джона Китса.
Пусть буду я один, совсем один,
Но только не в угрюмой тесноте
Стен городских, а там — среди вершин,
Откуда в первозданной чистоте
Видны кристальность рек и блеск долин;
Пусть мне приютом будут тропы те,
Где лишь олень, прыжком качнув жасмин,
Вспугнёт шмеля, гудящего в кусте.
Быть одному — вот радость без предела,
Но голос твой ещё дороже мне:
И нет счастливей на земле удела,
Чем встретить милый взгляд наедине,
Чем слышать, как согласно и несмело
Два близких сердца бьются в тишине.
(Перевод Сергея Сухарева, 1970)

Мастерство Дюрана как в пейзаже, так и в портретной живописи очевидно. Он изобразил Коула и Брайанта, стоящих на скалистом выступе, обрамлённом потрясающим пейзажем. Коул справа. Он держит портфель и блокфлейту, что указывает на общую любовь Дюрана и Коула к музыке. Имена Коула и Брайанта написаны на одном из стволов деревьев слева.
Внедрение стиля Коула

На картине изображено ущелье Каатерскилл — место рождения Школы реки Гудзон, одно из ущелий гор Катскилл, а также водопад Каатерскилл, самый высокий каскадный водопад в штате Нью-Йорк, который был популярен как среди публики, так и среди художников. Включение Дюраном обоих природных объектов географически неверно, хотя он выступал за очень подробный ботанический реализм. В картине он очень идеализировал ландшафт.
Кроме того, Дюран ссылается на картину Коула «Изгнание из Эдемского сада» схожим расположением фигур, включением ручья через каменистое ложе и размещением скал.

До «Родственных душ» пейзажи Дюрана были горизонтальными и панорамными. Однако в этой картине он использовал круговую композицию, формируя стволы деревьев, ветви и другие элементы окружающей среды на вертикальном холсте. Искорёженное дерево на переднем плане было символом, используемым Коулом. В этой работе оно, возможно, означает, как оборвалась жизнь Коула. Представление Брайанта со шляпой в руке можно интерпретировать как-то, что поэт отдаёт дань уважения своему умершему другу.
Стерджес подарил Брайанту картину «Родственные души», чтобы выразить свою признательность поэту за то, что он произнёс панегирик Коулу на поминальной службе в Ассоциации рисования Нью-Йорка (позже названной Национальной академией дизайна). Учреждение было основано группой художников, в которую входили Коул и Дюран. Дочь Брайанта, Джулия, подарила картину Нью-Йоркской публичной библиотеке в начале 1904 года, и она оставалась там чуть более 100 лет.
В 2005 году NYPL объявила, что выставляет картину на продажу для финансирования постоянного фонда. Это решение вызвало бурные споры, поскольку критики относились к картине как к сокровищу, которое должно оставаться на виду у публики и оставаться в Нью-Йорке. Но картина была продана в мае того же года на аукционе Sotheby’s на закрытых торгах. Её приобрела наследница Walmart Элис Уолтон примерно за $35 млн, побив на тот момент рекорд аукционной цены американской картины.
«Родственные души» покинули Нью-Йорк и отправились в Бентонвилл, штат Арканзас. Конечным пунктом назначения стала не частная резиденция Уолтон, а музей. Это был её подарок сообществу и широкой публике: музей мирового класса, спроектированный уважаемым архитектором Моше Сафди, со свободным входом и всеобъемлющей коллекцией от колониального до современного искусства.
Музей американского искусства Crystal Bridges открылся в 2011 году с «Родственными душами» в качестве его центральной части. Это особое место для созерцания и размышления о божественном в природе.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram








































