Акваманил в виде льва, около 1400 года, работа нюрнбергского скульптора. (Public Domain)

Средневековые бронзовые акваманилы из лучших музеев мира

Акваманилы на Руси называли водолеями или рукомойниками
Обновлено: 23.09.2024 08:54
Изготавливаемые в форме животных, мифических существ и людей, скульптурные сосуды для воды использовались в древних церемониальных ритуалах омовения рук.

Ритуальные сосуды для мытья рук, известные как акваманилы (водолеи), были необходимыми и практичными предметами в средневековой Европе. Термин «акваманил» происходит от латинского слова aqua, означающего воду, и manus — рука. Они использовались как в религиозных, так и в светских целях.

Священники использовали их для разлива воды во время литургий. Аристократы и богатые купцы использовали акваманилы в качестве эффектных сосудов для разлива воды во время банкетов.

Акваманилы стали первыми сосудами, созданными в Европе в Средневековье. Обычно их отливали из медного сплава, используя процесс литья: расплавленный металл заливали в восковую форму в основном в форме животного. После отливки формы ремесленники гравировали детали поверхности. Хотя полые литые сосуды в форме животных изготавливались ранее, во второй половине римской цивилизации и в начале византийской эпохи, учёные считают средневековые акваманилы новаторскими адаптациями, а не копиями.

До наших дней дошли сотни акваманилов, изготовленных в XII–XV веках. Значительные центры производства находились в северной Германии, особенно в Нижней Саксонии (около 1200–1350 гг.) и в южно-германском городе Нюрнберге (около 1400 г.).

Акваманилы изображают домашних и диких животных, мифических существ и людей. Сегодня они находятся в известных музеях по всему миру.

Кувшины в виде льва

Средневековые бронзовые акваманилы из лучших музеев мира
Акваманил в виде льва, XII век, работа северогерманского художника. Медный сплав, стеклянные инкрустации; 19х21х9 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. (Public Domain)

Наиболее часто встречающаяся форма акваманила — лев. Около трети сохранившихся кувшинов изображают именно это существо. В Средние века геральдика считала льва парадигмой рыцарства, а религия ассоциировала с Христом. Львиные акваманилы создавались в разных формах на протяжении веков.

В Метрополитен-музее, где хранится одна из самых больших и значительных коллекций акваманилов, есть ранний северогерманский образец XII века, выполненный из медного сплава со стеклянными инкрустациями. Его характерными особенностями являются отверстие в верхней части головы для наполнения водой с носиком, расположенным во рту животного.

В Художественном музее Уолтерса хранится необычный львиный акваманил конца XIII или начала XIV века. Изготовленный из латуни, он украшен надписью на иврите:

«Благословен Царь Вселенной, который велел нам мыть руки».

Этот акваманил, возможно, немецкого или голландского производства, мог использоваться для церемоний в синагоге или еврейском доме.

Средневековые бронзовые акваманилы из лучших музеев мира
Акваманил в форме льва, конец XIII или начало XIV века. Латунь; 23х27х см. Художественный музей Уолтерса, Балтимор. (Public Domain)

Львы иногда сопоставлялись с мифическими существами. В Художественном институте Чикаго хранится акваманил в виде льва, датируемый примерно 1325–1375 годами, на котором изображён лев и три дополнительные фигуры. Львиная пасть смыкается вокруг собаки, а змеевидное существо образует кошачий хвост. На ручке сосуда изображён василиск или крылатый дракон.

Средневековые бронзовые акваманилы из лучших музеев мира
Акваманил в форме льва, 1325-1375, литейная мастерская Иоганна Апенгетера. Медный сплав; 26х28х12 см. Художественный институт Чикаго. (Public Domain)

Впечатляющий пример гибридного льва-акваманила находится в Метрополитен-музее. У этого льва, созданного около 1400 года, гордая широкая грудь, величественная грива и энергичное тело. Это изделие, излучающее силу и мощь, скорее всего, было отлито в Нюрнберге.

Средневековые бронзовые акваманилы из лучших музеев мира
Акваманил в форме льва, около 1400 года, работа нюрнбергского художника. Медный сплав; 33х13х31 см. Коллекция Клойстерс, Музей Метрополитен, Нью-Йорк. (Public Domain)

Мифологические кувшины

Акваманилы воображаемых зверей включают драконов, единорогов и грифонов. Кувшин-дракон из Метрополитен-музея, датируемый примерно 1200 годом, имеет тонко проработанные детали, такие как чеканная чешуя. Этот поразительный акваманил сделан таким образом, что тело дракона поддерживается кончиками крыльев сзади и ногами спереди. Ручка сделана из изогнутого хвоста дракона, в котором есть отверстие для воды, ныне лишённое откидной крышки. На голове дракона дугообразные брови и короткие гравированные линии вокруг глаз, а в пасти зажат человек в капюшоне. После львов драконы и лошади были самыми популярными фигурами.

Средневековые бронзовые акваманилы из лучших музеев мира
Акваманил в виде дракона, около 1200 года, северогерманский скульптор. Медный сплав; 22х18 см. Коллекция Клойстерс, Музей Метрополитен, Нью-Йорк. (Public Domain)

В том же музее находится акваманил-единорог, датируемый примерно 1425–1450 годами, с хвостом из пламени. Эта особенность характерна для акваманилов, изготовленных в Нюрнберге. Заметным элементом является патрубок на груди единорога. Большинство акваманилов, сделанных после 1400-х годов, включают этот механизм. Эта особенность позволяет предположить, что сосуд был спроектирован как стационарный.

Средневековые бронзовые акваманилы из лучших музеев мира
Акваманил в образе единорога, около 1425-50 годов, скульптор из Нюрнберга. Медный сплав; 38х28х13 см. Коллекция Клойстерс, Музей Метрополитен, Нью-Йорк. (Public Domain)

Акваманил Метрополитен-музея в виде грифона относится к тому же периоду и, скорее всего, был изготовлен в той же мастерской, что и единорог. Прекрасно переданные распростёртые крылья были отлиты отдельно. Этот большой акваманил мог быть великолепным украшением стола во время банкета. Подобные экземпляры служили демонстрацией богатства их владельца.

Средневековые бронзовые акваманилы из лучших музеев мира
Акваманил в виде грифона, около 1425–1450 годов, скульптор из Нюрнберга. Бронза и медный сплав; 31х13 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. (Public Domain)

Богато украшенный акваманил в виде грифона, хранящийся сейчас в Музее изящных искусств в Вене, использовался священником во время мессы. Изготовленный примерно в 1120-1130 годах, он считается одним из самых ранних сохранившихся акваманил в мире. Для его изготовления использовались такие материалы, как позолоченная бронза, гранат, дамасское серебро (техника инкрустации серебра по затемнённому стальному фону) и чернь (чёрный металлический состав, используемый для заполнения рисунка, вырезанного в металле).

Средневековые бронзовые акваманилы из лучших музеев мира
Акваманил в форме грифона, около 1120–1130 годов, скульптор из Гельмарсхаузена, центральная Германия. Бронза, позолота, серебро, чернь, гранат; 17х10х15 см. Музей изящных искусств, Вена. (An Yongle/CC BY-SA 4.0)

Петухи и лошади

Ещё один очаровательный акваманил в Метрополитен-музее — петух. Выполненная с мельчайшими деталями птица балансирует на крошечных когтях, что является впечатляющим художественным достижением. Раскрытый клюв петуха — это носик. Его хвостовые перья, скрывающие отверстие для наполнения водой, великолепно разлетаются. Искусно выполненная гравировка перьев и моделированные клюв, гребень, глаза и бородка позволяют учёным предположить, что он был изготовлен в Нижней Саксонии во второй половине XIII века.

Петух был популярным объектом как светского, так и религиозного искусства в Средние века. Вдохновением для создания петуха послужили библейская история об отречении святого Петра от Иисуса, средневековые басни и «Сказка о монахине и священнике» Чосера.

Средневековые бронзовые акваманилы из лучших музеев мира
Акваманил в форме петуха, XIII век, медный сплав; 25х10х25 см. Коллекция Клойстерс, Музей Метрополитен, Нью-Йорк. (Public Domain)

Акваманилом, олицетворяющим Средневековье, в частности, придворную жизнь, является рыцарь на коне. Эти конные композиции отличаются реалистичным изображением оружия и доспехов. Пример 1250 года в Метрополитен-музее изображает всадника в доспехах.

Средневековые бронзовые акваманилы из лучших музеев мира
Акваманил в виде рыцаря на коне, около 1250 года, вероятно, изготовлен в Нижней Саксонии, Германия. Медный сплав; 38х33х15 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. (Public Domain)

Акваманилы представляют игривую сторону средневекового искусства, переплетающуюся с общественными и религиозными обычаями эпохи. Они были превращены их создателями из утилитарных предметов в произведения искусства.

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

«Почему человечество – это общество заблуждения» – статья  Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА