Архангел сообщает ей, что она родит Сына Божьего, Иисуса. Поначалу Мария удивляется и спрашивает, как такое возможно. Гавриил говорит ей, чтобы она не боялась, и объясняет, что на неё сойдёт Святой Дух. Мария смиренно принимает Божью волю.
Работая с этим религиозным сюжетом, художники на протяжении всей истории воплощали уникальные видения, отражающие их собственные художественные стили и время, в котором они жили.
Сиенские сцены
Одно из самых прекрасных изображений Благовещения было создано сиенскими художниками XIV века Симоне Мартини (около 1284–1344) и его шурином Липпо Мемми (жил с 1317 по 1347). «Благовещение со святым Максимом и святым Ансаном» 1333 года — шедевр, хранящийся в коллекции Уффици во Флоренции. Первоначально она была выполнена для алтаря святого Ансануса в Сиенском соборе.

Мартини был одним из самых талантливых, успешных и влиятельных живописцев Треченто, или 1300-х годов. Его творчество превозносил современник раннего итальянского Возрождения поэт Петрарка. Картины Мартини отличаются утончённой, лиричной и элегантной техникой, которая тем не менее пропитана натурализмом.
Его покровители были разнообразны и многочисленны, включая французскую правящую семью Неаполя, сиенское правительство, францисканских монахов в Ассизи и папский двор в Авиньоне (Франция), где он провёл последние годы жизни. Стиль Мартини оказал большое влияние, как на художников его времени, так и на тех, кто последовал за ним во второй половине XIV века. Его работы легли в основу развития аристократического, придворного готического стиля, который был популярен во всей Европе.
Мемми тоже был великим художником, но исторически оказался в тени Мартини, отчасти из-за неправильной атрибуции (толкования) его работ. Сын сиенского художника, Мемми известен своими тонкими, декоративными линиями и фигурным моделированием. В картине «Благовещение со святым Максимом и святым Ансаном» учёные затрудняются различить руку каждого художника, настолько органичным было их сотрудничество.
Сиенское происхождение картины очевидно по её извилистым линиям и элегантным цветам. Искусство тосканского соперника Сиены, Флоренции, в то время отличалось акцентом на объём. Картина выполнена темперой по дереву, а золотой фон панели придаёт композиции атмосферу святости. Использование золотого фона, созданного путём вдавливания в поверхность гравированного латунного инструмента, пришло из византийского искусства и стало одной из ключевых черт готического стиля.

Центральная сцена показывает Гавриила, Марию и Святого Духа. Архангел только что спустился на землю, о чём свидетельствуют его ещё развевающийся плащ и расправленные крылья. Надпись на рельефе сообщает о его приветствии: Ave Gratia Plena Dominus Tecum. Мария передаёт грациозное движение, поворачиваясь и отводя назад своё тело.
Художники изобразили её удивлённой и встревоженной внезапным появлением Гавриила. В верхней части картины Святой Дух изображён в виде голубя в окружении ангелов. В картину также включены реалистичные детали XIV века: мраморный пол, горшок с лилиями (символ Марии), замысловатый трон, богатые ткани и полузакрытая книга.
В крайнем левом углу картины изображён святой Ансанус, один из святых покровителей Сиены. Женщина справа может быть его матерью, Максимой. В верхней части панелей в тондо — круглых картинах — изображены пророки Иеремия, Иезекииль, Исайя и Даниил. Они держат свитки, которые, как пишут в Уффици, «намекают на тайну воплощения».
Ценная тема де Шампеня

Распространённость изображения Благовещения в искусстве Средневековья и ренессанса продолжилась и в эпоху барокко XVII века. Французский художник фламандского происхождения Филипп де Шампень (1602-74), по некоторым данным, написал 17 версий этой сцены, больше, чем любой другой сюжет. В Музее искусств Метрополитен есть похожий на драгоценность экземпляр, относящийся к середине серии, около 1644 года.
Эта небольшая картина маслом на дубе первоначально была написана для одной из королевских покровительниц де Шампеня, королевы Анны Австрийской. Позже у картины были и другие именитые владельцы, но в последний раз она была известна учёным по гравюре 1812 года. В то время она находилась в частной коллекции в Санкт-Петербурге. Она вновь появилась в 2003 году и в следующем году была приобретена Метрополитен-музеем.
Де Шампень был одним из основателей Французской академии, а также успешным художником при французском дворе, его услугами пользовались король Людовик XIII, его супруга королева Анна Австрийская, кардинал Ришелье и королева-мать Мария де Медичи. Он был искусен во многих жанрах, включая портрет, алтарную картину, историческую живопись, натюрморт и пейзаж.
Де Шампень привнёс своё фламандское образование, особенно реализм и сильные, яркие цвета Рубенса, в классический стиль, который был в моде в парижском художественном мире в 1640-х годах. Де Шампень был особенно отмечен за его острую наблюдательность, проявляющуюся в деталях материала, точном нанесении красок и скульптурной лепке. Его картины пронизаны достоинством, строгостью, трезвой эмоциональностью и натурализмом.
В работах де Шампеня преобладает декоративность в пользу суровости, он даже использует несколько «ледяную палитру». Это было связано с влиянием янсенизма, римско-католического движения Контрреформации, характеризующегося аскетизмом, к которому он впервые пристрастился в 1640-х годах. В последние годы жизни де Шампень удалился от двора и писал только картины семьи, друзей, в том числе ведущих янсенистов, и религиозные картины.
Благовещение» было заказано для частной капеллы в Пале-Рояль Анны, к тому времени вдовы Людовика XIII и матери Людовика XIV, регентом при котором она являлась. Кроме того, де Шампень создал ещё несколько работ для этого помещения (которое было разобрано в 1752 году) вместе с другими ведущими художниками.
Темой картин комнаты были сцены из жизни Девы Марии — подходящий сюжет для королевы Анны как матери будущего короля. Лицо Марии на картине «Благовещение», возможно, было создано по образцу одного из членов семьи де Шампеня. Ранние картины Благовещения де Шампеня полны энтузиазма, в то время как его поздние версии суровы; эта картина излучает спокойствие.
Интерпретация Розетти

Ведущим художественным движением в Великобритании XIX века было Братство прерафаэлитов. Его члены обращались за вдохновением к Средним векам и раннему Возрождению, литературе и музыке. Они стремились возродить реализм и эмоциональность в искусстве, вернув, по их мнению, чистоту итальянского искусства до художника Рафаэля эпохи Высокого Возрождения. На самых известных полотнах этого движения изображены романтизированные шекспировские героини, классическая мифология и средневековые легенды. Однако не обошлось и без сакральных тем.
Одним из основателей Братства был Данте Габриэль Россетти (1828-82). Он родился в Англии в итальянской семье, был одарённым поэтом и художником, хотя и не имел достаточного формального художественного образования. Картина Тейт Британия Ecce Ancilla Domini! (Благовещение), 1849–1850 годы, является одной из ранних работ художника. Хотя Россетти вдохновлялся знаменитыми версиями «Благовещения» Сандро Боттичелли и Фра Анджелико, это полотно демонстрирует уникальную интерпретацию Россетти.

Форма холста Россетти, высокого и узкого, неожиданна, но учёные знают, что он задумывал эту работу как диптих, который так и не был реализован. Вместо золота, доминирующего в палитре, как в версии Мартини и Мемми, Россетти использует в основном белый цвет, символизирующий чистоту. Основные цвета поддержки: синий, ассоциирующийся с небом и Марией, и красный, связанный с кровью Христа (Мария даже изображена с рыжими волосами). Как и Шампень, Россетти использовал в качестве моделей членов своей семьи. Его брат был использован для Гавриила, а сестра позировала для Девы Марии.
На картине Россетти Мария изображена необычно. Обычно она изображается сидящей в созерцании или коленопреклонённой в молитве. Стремясь сохранить гиперреализм, Россетти поместил её на низкую кровать. Похоже, что она спала и сидит несколько неуклюже, откинувшись на спинку кровати. Архангел протягивает Деве Марии лилию, у которой ещё не распустился один бутон. Над ней парит Святой Дух в виде голубя. Внизу холста художник написал слово «Март», вероятно, намекая на праздник Благовещения и его дату 25 марта.
Хотя Мартини и Мемми, Шампень и Россетти использовали разные линии, композиции и цвета, все три картины передают суть Благовещения. Объединяющим аспектом является то, что все художники были заинтересованы в том, чтобы привнести реалистичные детали в святую историю, усиливая связь зрителя с ней. Эти работы, созданные на протяжении столетий, являются свидетельством о непреходящем значении темы Благовещения для творчества художника.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram







































