«Полёт валькирий», 1890, Уильям Т. Мод. «Полёт валькирий» — это также название отрывка из оперы Рихарда Вагнера, который был использован во многих фильмах. (Public Domain)

Семь знаменитых классических композиций, использованных в фильмах

Прекрасные мелодии знаменитых композиторов очень часто используются в фильмах, задавая настроение
Обновлено: 07.04.2025 22:13
Что общего между похоронами президента Франклина Д. Рузвельта и фильмом Оливера Стоуна «Взвод»?

В наши дни большинство людей знакомятся с классической музыкой в кино, а не в концертных залах. Хотя киностудии нанимают композиторов для написания оригинальных партитур к своим фильмам, эти композиторы часто смешивают свою собственную музыку с известными классическими произведениями. Как правило, такая музыка стратегически правильно располагается в ключевых сценах, чтобы усилить драматизм и эмоции.

Каковы наиболее яркие примеры этого? Можно было бы рассказать о многих произведениях, но здесь я остановлюсь на семи.

Адажио для струнных инструментов Барбера

Историк Томас Ларсон назвал свою книгу об «Адажио для струнных» Сэмюэля Барбера «Самая печальная музыка из когда-либо написанных». Короткая медленная пьеса, написанная в минорном ключе, прозвучала на похоронах президента Франклина Д. Рузвельта в 1945 году. С тех пор её использовали для прощания со многими общественными деятелями, а также с жертвами теракта 11 сентября.

Широкую популярность она приобрела в 1986 году, когда была использована в фильме Оливера Стоуна «Взвод». Композиция задаёт настроение фильму, подчёркивая жестокость и хаос войны. Хотя она звучит на протяжении всего фильма, наиболее запоминающимся её использованием, вероятно, является сцена мучительной смерти сержанта Элиаса (в исполнении Уиллема Дэфо). Когда Элиас, преданный товарищем, выходит раненым из джунглей, в воздухе звучат горестные ноты Барбера. Когда люди сержанта спасаются на вертолёте, они становятся свидетелями того, как ему в спину стреляют северовьетнамские солдаты. Зрители видят это как замедленную съёмку. «Адажио для струнных» усиливает воздействие сцены, когда Элиас, падая на колени и вскидывая руки, становится символом всех солдат, погибших в этом трагическом конфликте.

Семь знаменитых классических композиций, использованных в фильмах
Элиас (Уиллем Дэфо) в фильме «Взвод». (Orion Pictures)

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова

Рахманинов — один из самых популярных композиторов XX века. Во многом это связано с тем, что его прекрасные мелодии звучат во многих фильмах. В фильме Дэвида Лина «Короткая встреча» (1945) «Концерт для фортепиано с оркестром № 2» Рахманинова играет важную роль в создании эмоционального напряжения. Он усиливает несбывшуюся историю любви между Лорой и Алеком, отражая их внутреннее смятение и нарастающие эмоции.

Во время кульминационной сцены в кафе на вокзале пышная оркестровка концерта набирает обороты, когда герои признаются в своих чувствах и готовятся к расставанию.

«Реквием» Моцарта

Как и следовало ожидать, беллетризованный биографический фильм «Амадей» (1984) представляет щедрую подборку величайших произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Однако одному из его произведений уделено больше внимания, чем другим. Реквием ре минор (K. 626) является эмоциональным центром фильма.

Фрагменты из этого произведения звучат в ключевых сценах фильма, подчёркивая темы художественного гения и смертности. Зловещие строки Introitus сопровождают сцену, в которой «Реквием» заказывает таинственный человек в маске (позже выясняется, что это завистливый заклятый враг Моцарта, Антонио Сальери). Когда здоровье Моцарта ухудшается, он спешит завершить работу.

Часть Confutatis звучит, когда прикованный к постели умирающий композитор (Том Халс) диктует эту часть произведения Сальери (Ф. Мюррей Абрахам), а призрачная мелодия Lacrimosa изображает скорбь по поводу смерти Моцарта и его погребения в могиле нищего. Хотя в реальной жизни Сальери не имел никакого отношения к написанию «Реквиема», фильм блестяще справляется с задачей сплести воедино драму и музыку.

Семь знаменитых классических композиций, использованных в фильмах
Этот портрет считается наиболее точным изображением Моцарта, написанным в 1782 году, когда композитору было 26 лет, Йозефом Ланге. (Public Domain)

«Полёт Валькирий»

Как и «Адажио для струнных», «Полёт Валькирий» Рихарда Вагнера использовался во многих кинокартинах, но в первую очередь он ассоциируется с фильмом о Вьетнаме. В 1979 году он вошёл в массовую культуру благодаря фильму Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».

В одной из самых знаковых сцен фильма подполковник Билл Килгор (Роберт Дюваль) готовит вертолётную атаку на вражеской территории.

«Мы используем Вагнера, — говорит он. — Моим ребятам он нравится». Героическая оперная партитура Вагнера усиливает жестокость войны, когда на деревню нападают, но в ней больше иронии, чем в элегическом «Адажио» Барбера.

Лунная соната

«Лунная соната» Людвига ван Бетховена (соната № 14 до-диез минор) — одно из самых известных классических произведений и одно из наиболее представленных в кино. Как и «Реквием» Моцарта в «Амадее», соната № 14 Бетховена служит мощным элементом повествования в биографическом фильме «Бессмертная возлюбленная» (1994).

Мягко льющаяся мелодия Adagio sostenuto передаёт эмоциональные конфликты Бетховена, когда он борется со своей растущей глухотой и романтическими отношениями. Соната была посвящена ученице Бетховена графине Джульетте Гиччарди, и в одной из сцен фильма композитор (Гэри Олдман) пробует новое фортепиано графини. Бетховен приходит один, не подозревая, что Джульетта и её отец тайно наблюдают за ним через глазок. Сначала он неуверенно стучит по клавишам, прижимаясь ухом к роялю, оставляя их разочарованными. Затем он страстно начинает играть «Лунную сонату», погружаясь в музыку, пока Джульетта не застаёт его врасплох.

Спящая красавица

Музыка Петра Ильича Чайковского, как и других композиторов в этом списке, звучала в бесчисленных фильмах. Но лишь немногие из них оказали такое влияние, как «Спящая красавица» Уолта Диснея (1959), один из самых знаменитых анимационных фильмов всех времён.

В данном случае композитор фильма, Джордж Брунс, изменил оркестровку оригинального балета Чайковского 1890 года. Хотя основные мелодии остались неизменными, он переложил их в соответствии с требованиями сюжета, добавив, например, более мрачные мотивы к входу Малефисенты. Наиболее известны Джек Лоуренс и Сэмми Фейн, написавшие текст песни Once Upon a Dream на основе мелодии The Garland Waltz из балета Чайковского.

Семь знаменитых классических композиций, использованных в фильмах
Принц целует Спящую красавицу, чтобы пробудить её от 100-летнего сна, в сценке, показанной во дворце Сабабург в Хофгейсмаре, Германия. (Sean Gallup/Getty Images)

Токката и фуга Баха

Быстрый поиск по базе данных Internet Movie Database позволяет найти Иоганна Себастьяна Баха в саундтреках почти 2 тыс. фильмов и телесериалов. Точнее, ему принадлежит 1892 из них — чуть меньше чем 1 955 Бетховену и 2 049 Моцарту. Поскольку эти три фигуры регулярно упоминаются в качестве самых популярных классических композиторов, вполне логично, что кинематографисты будут опираться на их произведения чаще других.

Однако в отличие от Моцарта и Бетховена, жизнь Баха не получила голливудской трактовки. Отчасти это объясняется тем, что его жизнь была сравнительно спокойной: он вырастил 20 детей, имел стабильную работу и не проявлял никаких признаков психического расстройства.

Семь знаменитых классических композиций, использованных в фильмах
Иоганн Себастьян Бах прожил относительно спокойную жизнь по сравнению с другими великими европейскими композиторами. (Krzysztof Golik/CC BY-SA 4.0)

Учитывая известность Баха как в мире музыки, так и в мире кино, было бы преступлением не включить его в этот список. Одним из самых запоминающихся примеров использования Баха в кино является вступительный фрагмент диснеевской «Фантазии». Его «Токката и фуга ре минор» представлена в виде абстрактной анимации, где ноты текут синхронно с формами и яркими цветами.

Из этого можно сделать вывод, что Голливуд снова обошёлся с Бахом несколько несправедливо, поскольку он не получил целостного анимационного сюжета, сопровождающего его музыку. Но «Токката и фуга» задаёт тон фильму и подготавливает зрителей к последующим весёлым анимационным сегментам.

Остаётся только надеяться, что Бах когда-нибудь присоединится к своим знаменитым коллегам-композиторам и получит заслуженный сериал на Netflix.

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

«Почему человечество – это общество заблуждения» – статья  Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА