Выдающийся китайский историк Цянь Му был стойким защитником китайской культуры и бесстрашным критиком китайского коммунистического режима. (Image: Public Domain)

Цянь Му: хранитель китайской традиции в тени коммунизма (часть 2)

Цянь Му знал, что будущее развитие мировой культуры должно определяться традиционной китайской культурой
Обновлено: 17.07.2023 17:21
В 1966 году, когда председатель Мао Цзэдун инициировал «Культурную революцию», традиционная культура Китая столкнулась с беспрецедентным кризисом, когда университеты, средние и начальные школы материкового Китая закрылись.

Часть 1 здесь 

По словам Ху Мэйци, жены уважаемого историка Цянь Му, он около двух месяцев круглосуточно молча расхаживал по дому. Однажды Цянь Му объявил о своём намерении составить «Чтение для самостоятельного изучения мандаринского языка для всех» с целью предоставить китайцам возможность продолжать изучать классическую китайскую литературу и спасти традицию, находящуюся под угрозой, без доступа к учителям и школам.

В 1969 году Цянь Му прочитал лекцию военным в Цзиньмэне. Он сделал пугающее предсказание:

«В настоящий момент в Китае свирепствует коммунизм… это всего лишь ходячий труп с костями и плотью. Режим материка подобен гигантскому камню, несущемуся с высокой горы: чем быстрее он катится, тем больше сокрушает. Необузданность Красной гвардии и „Культурной революции“ ужасают, но грядут ещё более ужасные вещи».

Цянь Му: хранитель китайской традиции в тени коммунизма (часть 2)

Фотография, сделанная в годы «Культурной революции». Восемь человек стоят на коленях за несколько минут до расстрела. (Li Zhensheng via Contact Press Images)

В 1978 году Цянь Му вернулся в Китайский университет Гонконга, где продолжал открыто критиковать компартию Китая и Мао Цзэдуна:

«Мао только копировал Сталина, стремясь перераспределить богатство и производство в стране. Такой поступок неизбежно привёл к банкротству китайского общества, оставив его в худшем состоянии, чем даже Советский Союз».

Глубоко уважаемый Чан Кайши

Любовь Цянь Му к традиционной китайской культуре и приверженность ей вызывали глубокое уважение у президента Китайской Республики Чан Кайши. В 1942 году Чан Кайши несколько раз пытался встретиться с Цянь Му, но получал вежливый отказ. Однако в следующем году Цянь Му принял приглашение Чан Кайши. Несмотря на то что около 100 человек ждали аудиенции у Чана, Цянь Му был удостоен продолжительной беседы и совместного обеда, что говорит о высоком уважении Чана к нему.

В 1950-х гг. Цянь Му, борясь с финансовыми трудностями при создании Нового Азиатского Колледжа в Гонконге, обратился за помощью к Тайваню. Узнав об этом, Чан Кайши поручил Министерству образования предоставить финансирование и пообещал ежемесячные гранты от канцелярии президента для поддержки Нового Азиатского Колледжа. Финансирование продолжалось четыре года.

Цянь Му: хранитель китайской традиции в тени коммунизма (часть 2)

Узнав, что Колледж Новой Азии испытывает финансовые трудности, Чан Кайши поручил Министерству образования Тайваня предоставить финансирование. (Chingyunsong via Dreamstime)

Окончательный прогноз

В поздние годы жизни Цянь Му, несмотря на слабое зрение, оставался неутомимым интеллектуалом. Он озвучил статью «Потенциальный вклад китайской культуры в будущее человечества». Написанную чуть более чем за сто дней до его смерти, эту работу часто называют академической «последней волей и завещанием».

В этом завещании Цянь Му утверждал:

«Исторически самый глубокий вклад китайской культуры заключается в изучении отношений между небом и людьми. Китайцы любят говорить о небе и людях. Однажды я заявил, что понятие „гармония между небом и людьми“ является величайшим вкладом китайской культуры для человечества».

«Оглядываясь назад на приливы и отливы мировой культуры, западная культура, переживая упадок, изо всех сил борется за возрождение. А китайская культура неоднократно падала и снова поднималась, что обеспечило ей непрерывное существование на протяжении тысячелетий. Возможно, это связано с духом традиционной китайской культуры, которая с древности подчёркивала гармонию с природой и следовала естественному порядку».

Цянь Му прогнозировал:

«Я верю, что будущее развитие мировой культуры, вероятно, будет определяться традиционной китайской культурой».

Цянь Му умер на Тайване 30 августа 1990 года в возрасте 96 лет.

Заключение

Подавляющее большинство интеллектуалов высокого уровня, поверивших в пропаганду компартии и оставшихся в материковом Китае в 1949 году, подверглись различным преследованиям в ходе последовательных политических кампаний, инициированных партией. Многие столкнулись с распадом семьи и личным крахом.

Однако Цянь Му, чьи академические достижения не имеют аналогов среди его современников на материке, не только добился больших успехов в работе, но и прожил счастливую семейную жизнь и оставил студентам богатое наследие. Его понимание того, что компартия разрушила традиционную китайскую культуру, остаётся поучительным и достойным похвалы и сегодня.

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

«Почему человечество – это общество заблуждения» – статья  Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА