Этот кусок льна, издавна почитаемый как погребальный покров Иисуса Христа, несёт на себе загадочное «фотографическое» изображение человека, который, судя по всему, получил раны от распятия. На протяжении веков плащаница является предметом пристального внимания, веры и споров.
Почему же именно сейчас плащаница в заголовках? Есть две ключевые причины.
Во-первых, в борьбу вступил искусственный интеллект, создавший изображение человека, чей отпечаток украшает ткань.
Будь то истинное лицо Иисуса или другая распятая жертва того времени, результаты позволяют получить реалистичное изображение человека, который ходит, улыбается и хмурится, что поразительным образом переносит древнюю загадку в настоящее.
Во-вторых, плащаница, которая в 1988 году была отвергнута после углеродного датирования как средневековая подделка, пережила своеобразное воскрешение.
Новые исследования показывают, что фальшивой была не плащаница, а углеродное датирование.
Результаты, когда-то объявленные окончательными, теперь оспариваются передовым научным анализом, что заставляет многих задаться вопросом, почему плащаница была так поспешно списана со счетов.
Первое упоминание плащаницы
История плащаницы началась в 1354 году, когда она появилась во французской деревне Лирей, утверждая, что это то самое полотно, в которое было завёрнуто тело Христа.
В то время, когда в Европе процветала торговля реликвиями: осколками Истинного Креста, фрагментами Святого Грааля и даже сомнительными реликвиями крайней плоти Христа, она была встречена с горячим поклонением.
Паломники стекались посмотреть на неё, жаждая ощутимых доказательств божественного.
Но плащаница не осталась без внимания. В 1390 году епископ Пьер д’Арси разоблачил её как подделку, утверждая, что художник признался в том, что написал её.
Однако прямого документа с признанием не существует, и имя художника епископом д’Арси не было раскрыто. Информация о признании была получена из вторых рук или даже больше, поскольку д’Арси упоминал, что её рассказал ему его предшественник, епископ Анри де Пуатье, который якобы исследовал плащаницу около 1355 года.
Папа Климент VII, оказавшись между церковным скептицизмом и народным благочестием, разрешил выставить плащаницу, но с оговоркой, что она должна почитаться как благочестивый образ, а не как подлинная реликвия.
На этом споры могли бы и закончиться, но плащаница продолжала существовать, её аура таинственности не ослабла, превращаясь из диковинки в предмет почитания.
Провал с углеродным датированием
В 1988 году современная наука попыталась решить этот вопрос с помощью холодной точности радиоуглеродного анализа.
Три лаборатории провели анализы, уверенно установив происхождение плащаницы между 1260 и 1390 годами нашей эры, что, казалось бы, подтверждало её средневековую выделку. Дело было закрыто или так казалось.
В дело вступил американский инженер-ядерщик Роберт Ракер, человек с острым глазом на методологические ошибки. Его криминалистический анализ исследования 1988 года, изложенный в книге «Проблема углеродного датирования Туринской плащаницы», выявил вопиющие несоответствия и процедурные просчёты.
Хуже того, исходные данные скрывали почти три десятилетия, и только под давлением они были неохотно раскрыты.
Последующая работа австралийского журналиста Уильяма Уэста «Плащаница восстаёт, а углеродная дата погребена» подлила масла в огонь, представив процедуру углеродного датирования как поспешное и глубоко ошибочное мероприятие.
То, что раньше представлялось как неопровержимое доказательство, теперь больше походило на научную ошибку.
По словам Уэста, на плащанице есть микроскопические свидетельства, связывающие её непосредственно с Иерусалимом, а именно с весной — временем распятия Иисуса.
Следы пыльцы, грязи и известняка, характерные только для этого региона, указывают на то, что ткань когда-то лежала в древнем городе. Даже судебно-медицинская экспертиза говорит об этом: химический состав крови, соответствующий тяжёлой травме, характерные признаки бичевания, распятия и агонии, описанной в евангелии.
Дальнейший анализ показывает, что плащаница провела несколько столетий в Восточной Европе, прежде чем попасть на запад, и это путешествие подтверждается как физическими, так и историческими свидетельствами.
Новое научное пробуждение
Развитие технологий принесло новые идеи.
Широкоугольное рентгеновское рассеяние (WAXS) под руководством итальянского кристаллографа Либерато де Каро дало результаты, которые опровергли гипотезу о средневековой подделке. Анализ, проведённый его командой, датировал плащаницу приблизительно 2 тыс. лет, что удивительно точно соответствует евангельской хронологии.
В то же время профессор Джулио Фанти из Университета Падуи использовал передовые методы механического и химического датирования и пришёл к аналогичному выводу: полотно, скорее всего, было изготовлено около 33 года до нашей эры с погрешностью в 250 лет. Такие выводы, хотя и не являются окончательным доказательством, сильно подрывают идею о том, что плащаница является средневековым изобретением.
Но именно само изображение остаётся самой большой загадкой.
В отличие от любой известной средневековой живописи, оно не образовано пигментом, чернилами или краской, а существует только на самой поверхности волокон.
Одна из самых провокационных теорий предполагает, что изображение было запечатлено вспышкой ультрафиолетового излучения, настолько интенсивного, что оно превосходит технологические возможности любого известного периода до современной эпохи.
Паоло Ди Лаззаро, руководитель исследований в Национальном агентстве энергетических исследований Италии, и его команда проверили эту гипотезу с помощью высокоэнергетических эксимерных лазеров.
Им удалось воспроизвести некоторые из особенностей плащаницы, но только в условиях, предполагающих чрезвычайно мощный и кратковременный выброс энергии.
Последствия ошеломляют: такое событие либо находится за пределами человеческих технологий прошлого, либо является чем-то совершенно иным.
Вера вне доказательств
Но нужна ли христианам плащаница, чтобы верить?
Вера, в конце концов, строится не на артефактах, а на доверии к божественности. Христианство никогда не полагалось на физические доказательства, оно основано на убеждении, которое не требует доказательств, а принимает истину по благодати.
Плащаница, возможно, является необычной реликвией, которая продолжает озадачивать и вдохновлять.
Но в итоге христианству не нужен кусок ткани, чтобы подтвердить Воскресение. Весть о Христе остаётся неизменной, потому что вера не в том, чтобы видеть. Она в том, чтобы верить.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram








































