По данным Всемирного банка, Китай в настоящее время является страной с доходом выше среднего. Ловушка среднего дохода относится к ситуации, когда экономический рост развивающейся страны замедляется после достижения определённого размера ВВП на душу населения в размере от $10 тыс. до $12 тыс. который остаётся на этом уровне.
Страны, попавшие в эту ловушку, теряют конкурентоспособность своего экспорта из-за роста заработной платы и не могут создать рынки с высокой добавленной стоимостью и развитые экономики.
Экономика на спаде
ВВП Китая в апреле—июне вырос на 0,8% по сравнению с 2,2% в январе—марте. И это не из-за медленного восстановления после пандемии COVID, а скорее из-за ускоренного лопания пузыря на рынке недвижимости, который образовался за последние два десятилетия, написал 3 августа Цутия Хидео, японский автор художественных статей и экономист японской финансовой газеты Nikkei.
На недвижимость приходится около 30% ВВП Китая. Последние официальные данные показывают, что продажи новых домов 100 крупнейшими застройщиками Китая упали в июле на 33% по сравнению с прошлым годом, несмотря на различные стимулы Пекина в сфере недвижимости. Однако, хотя это снижение является значительным, важно отметить, что Китай находился в карантине из-за политики Коммунистической партии Китая (КПК) по борьбе с COVID.
Китайский гигант недвижимости Evergrande потерял $81 млрд за последние два года во время кризиса недвижимости в стране.
Country Garden, крупнейший частный девелопер в Китае, который когда-то считался образцом для подражания для застройщиков, теперь находится под угрозой дефолта после пропуска процентных платежей в размере $22,5 млн по долларовым облигациям, срок погашения которых наступил 7 августа.
Согласно экономическим данным МВФ по странам мира, соотношение «общих инвестиций» к ВВП Китая, которое включает как государственный, так и частный секторы, превысило 40% с 2004 года. За исключением 2006 года, когда оно составляло 39,8%, написал г-н Хидео, добавив, что ни одна другая страна в этом наборе данных не имеет такого показателя.
Текущая экономическая ситуация в Китае довольно сложная, писал Хидео, с падением цен на недвижимость, вялым потреблением и сокращением экспорта. Мировые компании переносят свои производственные предприятия из Китая.
Кроме того, местные органы власти Китая, которые полагаются на продажу земли для получения дохода, находятся в финансовом кризисе из-за резкого падения продаж. В недавнем отчёте было установлено, что 2892 механизма финансирования местных органов власти — организаций, созданных местными органами власти для привлечения средств на инфраструктурные проекты и другие инициативы в области развития, — имеют более 59 трлн юаней в виде процентных долгов и кредиторской задолженности, что эквивалентно примерно 50% ВВП Китая.
Более того, безработица в Китае находится на рекордно высоком уровне, и проблема усугубляется новыми выпускниками — более 11 млн — в этом году.
Статистическое бюро сообщило, что безработица среди работников в возрасте от 16 до 24 лет достигла рекордных 21,3% в июне. Но Чжан Дандан, исследователь из Пекинского университета, сказал, что если считать безработными более 16 млн человек, которые предпочитают не работать и жить со своими родителями, то реальный уровень безработицы среди молодёжи в марте достиг 46,5%.
Эти факторы указывают на то, что экономика Китая находится в нисходящей спирали. Были заявления о том, что Китай переживает «японизацию», ссылаясь на период экономической стагнации в Японии в 1990-х годах, писал Хидео.
Однако экономический пузырь Японии лопнул только после того, как она стала развитой страной, продолжил он. Если экономический рост Китая будет стагнировать в течение длительного периода, то путь к превращению в развитую страну ему будет отрезан.
Ловушка среднего дохода
Лун Ке, старший научный сотрудник Токийского фонда политических исследований в Японии, написал, что если Китай стремится стать развитой экономикой, ему необходимо преодолеть множество структурных проблем.
Дешёвая рабочая сила становится для Китая «делом прошлого», а это означает, что старая модель массового производства дешёвых товаров на экспорт больше нежизнеспособна, заявил он.
Другими словами, Китаю необходимо выйти на более высокий уровень промышленного производства, иначе он не сможет стать развитой страной. Кроме того, в условиях сокращения рабочей силы Китаю потребуется отказаться от своей зависимости от трудоёмкой производственной модели в пользу капиталоёмкой отрасли.
Однако это означало бы, что компартии пришлось бы уделять приоритетное внимание технологическим инновациям для участия в исследованиях и разработках, а Китаю пришлось бы защищать права интеллектуальной собственности, что он делает так плохо, сказал Ке.
Если Пекин «не сможет повысить технические возможности своих местных производств, Китай никогда не сможет успешно провести индустриализацию… Более пристальный взгляд показывает, что Китай фактически попадает в так называемую «ловушку среднего дохода», что делает его неспособным изменить свою модель развития или стратегию, чтобы перейти к следующей фазе более опережающего экономического роста», — написал он.
Экспорт Китая в последние месяцы испытывает постоянный спад. Официальные таможенные данные показали, что после значительного падения на 12,4% в июне экспорт в июле сократился на 14,5% в годовом исчислении.
Г-н Ке сказал, что рыночная экономика должна быть в центре решения. Однако компартия стремится расширять и наделять полномочиями государственные предприятия, что противоречит рыночной экономике.
Китайская компартия проигнорировала совет Всемирного банка
В феврале 2012 года Всемирный банк и Центр исследований развития Китая при Государственном совете опубликовали «Китай 2030», в котором исследуется, как Китай мог бы избежать попадания в ловушку среднего дохода.
В докладе Всемирного банка подчёркивается, что Китай должен уделять приоритетное внимание завершению перехода к рыночной экономике и позволить частным компаниям свободно участвовать в секторах, монополизированных государственными предприятиями. Кроме того, банк посоветовал Пекину работать над искоренением коррупции и поддержанием прозрачной системы с верховенством закона.
Цай Ся, бывший профессор политической идеологии в Центральной партийной школе компартии, написала в журнале Foreign Affairs:
«Когда Си Цзиньпин пришёл к власти, он увидел в частном секторе угрозу своему правлению и возродил плановую экономику эпохи маоизма».
Будучи ярым критиком компартии, г-жа Цай была исключена из школы, а Пекин аннулировал её членство в партии после критики Си. Она живёт в Соединённых Штатах с 2020 года.
Хидео назвал «Ксиномикой» политику усиления государственного контроля над экономикой, обращающую вспять тенденцию к реформированию и открытости.
К сожалению, Пекин не прислушался к совету Всемирного банка, написал он.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram







































