Арт-фонд семьи Филатовых приобрёл знаменитую картину «Доярки» кисти Николая Баскакова

The Epoch Times23.07.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:17
Собрание Арт-фонда семьи Филатова пополнилось новой работой – картиной Николая Баскакова «Доярки» (1962). Картина выполнена художником в соцреалистическом стиле, но не содержит никаких политических мотивов и передает атмосферу непринуждённого общения работниц в минуту отдыха. Баскаков является представителем ленинградской школы живописи, его произведения входят в коллекцию Государственного Русского музея.

«Доярки» (1962) 69,5 x 120 см. Холст, масло. Фото предоставлено Арт фондом семьи Филатовых


«Доярки» (1962) 69,5 x 120 см. Холст, масло. Фото предоставлено Арт фондом семьи Филатовых

На картине изображены три женщины во время отдыха, они сидят на траве и заразительно смеются. Рядом – молочные бидоны, на заднем плане, за оградой, пасутся коровы. Женщины, одетые в белые рабочие халаты – доярки. Одна из них сидит, удобно облокотившись на ограду, и широко улыбается, видимо, сказав что-то очень смешное, а её подруг так разбирает смех, что от хохота они даже не могут усидеть на месте. Сцена залита ярким солнечным светом, который отражается от бидонов и сверкающих белизной халатов. Яркие цвета подчеркивают воздушное и лёгкое настроение полотна.

В «Доярках» соблюдены все жанровые требования соцреализма – главными персонажами являются рядовые представители рабочего класса. Однако контекст, в котором они появляются в композиции, уникален и нетипичен для официального советского искусства. Баскаков, кисти которого принадлежит также ряд других, более идеологически выдержанных работ, иногда позволял себе вольность изобразить рабочих в неформальных ситуациях, например, смеющимися или подшучивающими друг над другом.

В «Доярках» прослеживается сильное влияние импрессионизма, что характерно и для других работ автора. Тема произведения – колхозники – типична для советской живописи, но Баскакову удаётся избежать помпезности богатых урожаев и полных энтузиазма трудящихся. Доярки изображены в непринуждённой атмосфере без какого-либо намека на героизацию их труда. Заливающий картину свет летнего солнца – рефрен соцреалистического искусства, но в то же время здесь использованы цвета мягкие и яркие, присущие работам импрессионистов. Широкие, уверенные мазки, которыми выполнены трава, бидоны с молоком и коровы, напоминают о выразительных пейзажных работах Баскакова.

До недавнего времени картина «Доярки» находилась в частной коллекции в США. Независимая экспертиза подтвердила подлинность работы, а также соответствие использованных материалов и методов дате и подписи на картине. Существует ещё одна версия этого известного произведения – она выставлена в Музее русского искусства в Миннеаполисе (США).

Учредитель арт-фонда Андрей Филатов отмечает: «Николай Баскаков – яркий представитель ленинградской школы советской живописи, однако этот художник был практически неизвестен за пределами СССР до его выставки в Париже в 1989 году. Впоследствии многие из лучших работ живописца были приобретены частными коллекционерами из разных стран и стали недоступны для широкой публики. Я рад, что мы наконец-то можем представить вниманию ценителей искусства по всему миру одну из работ Баскакова».

Арт-фонд семьи Филатовых, возглавляемый предпринимателем и инвестором в сфере инфраструктуры Андреем Филатовым, был основан в 2012 году. Фонд намерен ежегодно приобретать 10-12 произведений искусства, созданных в период с 1917 по 1991 год, что позволит ему стать своеобразной точкой отсчёта для изучения данного художественного периода. Помимо коллекционирования работ эпохи социалистического реализма, в задачи фонда входит информирование международной общественности об этом направлении в искусстве путем предоставления работ для экспонирования российским и зарубежным музеям и галереям, а также посредством издания книг и каталогов, посвящённых художникам и работам.

Николай Николаевич Баскаков (1918-1993) родился в поволжской деревне неподалеку от Астрахани. В 1933-1939 гг. учился в Астраханском художественном училище у известного преподавателя живописи П. А. Власова. В 1939 г. был призван в армию. Проходил службу на Дальнем Востоке. Там же в 1943 г. состоялась его первая выставка. В 1945 г. поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который окончил в 1951 г. Начиная с 1951 г. регулярно участвовал в выставках ленинградских художников и со временем заработал репутацию одного из лучших мастеров своего времени. Писал полотна на военные и исторические темы, жанровые сцены, портреты и пейзажи. Его произведения входят в коллекцию Государственного Русского музея, а также принадлежат музеям изобразительных искусств и частным коллекционерам в России, Японии, США, Германии и Англии.

Информация предоставлена Арт-фондом семьи Филатовых

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА